ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ. Кравченко Н.А., высшая категория, ГБДОУ № 55 Калининского района города Санкт-Петербурга, воспитатель Шелюх А.А., первая категория, ГБДОУ № 55 Калининского района города Санкт-Петербурга, воспитатель «Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» В.А. Сухомлинский Семья является первостепенным институтом социализации ребенка, имеет непосредственное значение для его всестороннего развития. От семьи во многом зависит становление ребенка как личности. Именно в семье ребенок впервые ощущает любовь и заботу, учится их проявлению. В семье закладывается отношение к себе, другим людям, миру, природе. Однако далеко не все семьи в полной мере используют весь комплекс возможностей открытия мира семьи своему ребенку. В сложившейся ситуации дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу мы столкнулись с проблемой частых негативных, эмоциональных проявлений в старшем дошкольном возрасте, а именно грубость, враждебность, равнодушие, нетерпимость, подмена нравственных качеств – материальными ценностями, искажённое восприятие семейных ценностей. Очень часто ежедневное общение родителей с ребенком, ограничивается обсуждением того, что было на обед, чем занимались на занятиях, какого было его поведение. Но для ребенка очень важно внимание со стороны родителей, ощущение того, что его любят, прислушиваются к его мнению, а самое главное, его не просто выслушают, а услышат! Многие современные семьи, связанные работой, бытом, достижением профессионального карьерного роста, чаще всего не желают думать о том, семейные ценности и традиции напрямую влияют на воспитание у ребенка положительных качеств. У многих родителей бытует мнение, что для ребенка достаточно заботиться о его здоровье, питании, одежде, создании условий для его развития. Этого недостаточно для основы его будущей семейной жизни. Значительные нарушения в эмоциональных контактах с близкими людьми являются серьезной травмой для детей, приводящей к нарушению физического, психического и эмоционального развития. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья» невозможна без поддержки самой «семьи». Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям. Что же дают семейные традиции людям? Они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время. Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы предполагает реализацию совместных усилий педагогов и родителей в воспитании полноценной личности ребенка, его целостном развитии. На основе данной программы педагог может использовать разные технологии взаимодействия с семьей, с учетом специфики дошкольного учреждения, особенностей, запросов и возможностей педагогов и родителей. Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Процесс формирования семейных традиций с одной стороны - сложный и трудоемкий, а с другой - является одним из универсальных средств включения и активного участия родителей (законных представителей) в процесс воспитания, формирования интереса у родительской общественности к жизни ребенка в образовательной организации. Формирование основ семейных ценностей осуществляется на протяжении всей жизни человека. Особое значение в этом процессе имеет период дошкольного детства, наполненный различными событиями, и в частности – организацией культурно- досуговой деятельности. С целью изучения воспитательного потенциала этого вида деятельности в социально-коммуникативном развитии детей, мы разработали разны средства, методы и формы ее организации, краткое описание которых представлено в данной статье. Традиция празднования дней рождений – это одно из первых знаменательных событий в жизни ребенка. Подчеркивает значимость каждого члена семьи. Приносит радость, настроение, предвкушение праздника как детям, так и взрослым. Особая подготовка, подарки, угощение выделяют этот день из череды других. . К каждому празднику дети выступают на утренниках, дарят подарки близким и родным людям. В ходе празднования «Масленицы», который стал традиционным в детском саду, семьи воспитанников детей участвовали в выставке-ярмарке изделий. В практике детского сада используются физкультурные мероприятия «Мама, папа, я спортивная семья», совместные субботники, обеспечивающие реализацию трудового воспитания дошкольников, приобщению их к общественно- полезному труду. В семьях воспитанников родители занимаются спортом совместно с детьми, участвуют в конкурсах рисунков «Самая красивая мама у меня» и составлении фотоальбомов «Вот она какая – моя семья!», «Мое любимое занятие дома»
Организация и участие в проведении праздников и развлечений: «А ну ка - мамочки», «День матери», «Скоро, скоро Новый год»», «Я горжусь своим папой», «Широкая Масленица», «Пасхальные посиделки».
Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал: ширмы, стенды, папки – передвижки.
«Читательская конференция» Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение по определённой теме. Педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Подготовленное сообщение обсуждается с разных позиций. Темами таких конференций могут быть: «Забота о здоровье детей», «Формироавание и сохранение семейных традиций», «Роль семьи в воспитании ребенка». К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, воспитателей, членов семей.
«Круглый стол». Цель таких мероприятий: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания. На заседание «круглого стола» приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. Темами заседаний могут быть «Обучение дошкольников правилам поведения за столом», «Укрепление и сохранение здоровья дошкольников».
Семейная гостиная – это альтернатива родительскому собранию, в которой педагогические задачи решаются в форме свободного общения семей воспитанников и педагогов. Могут заканчиваться чаепитием и включают досуговые моменты.
Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывают художественные произведения. Нами были прочитаны следующие рассказы, сказки, стихи: Баруздин С. «Мамина работа», Драгунский В. «Моя сестра Ксения», Кымытваль А. «Песенка бабушки про непоседу», Михалков С. «А что у вас?», Осеева В. «Сыновья» и др. После прочтения каждого произведения с детьми проводились беседы по содержанию. На примере литературных героев у детей закладываются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших. Детьми были выучены стихотворения: Аким Я. «Моя родня», Благининой Е. «Посидим в тишине», Виеру Г. «Не мешайте мне трудиться», Квитко Л. «Бабушкины руки». Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество, поэтому дети познакомились и выучили пословицы и поговорки о семье. Проводятся родительские собрания, на которых рассматривается вопрос о значимости участия родителей в процессе воспитания ребенка. В настоящее время реализуется проект «Традиции нашей семьи», результатом которого является презентация каждым ребенком традиции своей семьи или любимого совместного дела. Следующая форма взаимодействия с семьями воспитанников - семейный альбом, дающий возможность осмыслить пространство жизни, с одной стороны, простое и понятное ребенку, с другой - загадочное и удивительное. Отбор фотографий, оформление страниц фотоальбома - именно то общение, которое необходимо старшему дошкольнику в его совместной деятельности с родителями. Конкретный образ на фотографии ассоциируется с тем или иным рассказом из жизни членов семьи, что вызывает живой интерес ребенка и стимулирует его запоминание. Нужно признавать достижения прогресса и новые тенденции, но при этом важно знать историю своего родного края, а также национальные традиции и устои. С этой целью следует рассказывать новым поколениям историю, посещать с ними музеи, знакомить их с народным творчеством и с тем, как в современности проявляются традиции предков, а также учить уважать работу тех, кто помогает распространять эти устои. «Если ребенка учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - всё равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать». Так будем же учить наших детей добру, чтобы в будущем уже их дети могли сказать: «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде, всегда хранит меня!»