Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников с использованием сыпучих материалов. Богданова Юлия Сергеевна, воспитатель высшей категории, ГБДОУ №22 Московского района В настоящее время проблема здоровья детей очень актуальна. Чтобы улучшить уровень развития детей в помощь педагогам и родителям приходят новые, современные технологии. Наиболее популярными стали игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и факторов окружающей среды. Необходимо помнить, что мозг, состоящий из двух полушарий, всегда работает как единое целое. При этом каждое из полушарий делает свой специфический вклад в обеспечение конкретной функции. У ребенка, развитие головного мозга начинается еще во внутриутробный период и активно продолжается формироваться после рождения. При рождении ребенка запускаются механизмы, которые активизируют стволовые структуры мозга и запускают работу межполушарных связей. Этот период от рождения и до 2-3 лет очень важен для формирования взаимодействий рук и ног, а также согласованных движений и конвергенции глаз (сведение в одну точку). Нарушения межполушарного взаимодействия могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Органические повреждения зон головного мозга (болезни матери, прием антибиотиков, серьезные стрессовые ситуации во время беременности, родовые травмы, анестезия во время родовой деятельности, патология мозолистого тела и т.д.). Функциональные причины могут быть вызваны как внутренними, так и внешними факторами, которые тормозят формирование психических процессов (ЗРР, ТНР, неврозы, педагогическая запущенность, переучивание леворукого ребенка на правую руку и т.д.). С каждым годом увеличивается количество детей с ТНР. Самым распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи (ОНР). В связи с этим, увеличивается число детей, у которых отмечаются сложности в познавательной и учебной деятельности. Подобные данные заставляют серьезно задуматься об этой проблеме и приложить все усилия, чтобы в полной мере провести работу по формированию межполушарных связей у детей дошкольного возраста. Ведь по данным исследователей, именно в этом возрасте отмечается период активного развития мозговых структур. Для полноценного развития необходимо, чтобы оба полушария были развиты в полной мере. Анализ и синтез любой информации, построение ответа осуществляется при тесном сотрудничестве обоих полушарий. Основой интеллектуального развития ребенка является развитие межполушарного взаимодействия. Крупы, макаронные изделия, и другие сыпучие материалы – необыкновенный, приятный, экологически чистый материал. Когда мы погружаем руки в крупу, появляется нечто похожее на хруст листьев в лесу, рождается образ чего-то приятного и успокаивающего. Сыпучие материалы – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать своей податливостью, игра с ним захватывает и взрослых, и детей. Песочница в жизни ребенка –это увлекательный мир, универсальное, развивающее, коррекционное и терапевтическое средство, а также возможность для самовыражения, развития творческих способностей, простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Игры с песком и другими сыпучими материалами, основанные на развитии межполушарного взаимодействия, способствуют координации движений, синхронизация работы глаз и рук, развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, активной концентрации внимания. Снимают мышечную напряженность и помогают ребенку чувствовать себя защищенным, создают комфортную среду для ребенка. Что не мало важно, такие игры стабилизируют эмоциональное состояние, преодолевают комплекс «плохого художника». Что же понадобиться для проведения игр с сыпучими материалами? Деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Габариты ящика для 1-3детей должны быть — 50х70х8 см. Такие габариты выбраны не случайно, это оптимальное поле зрительного восприятия ребенка, он способен охватить его целиком. Голубой или синий цвет — это символы неба и воды, кроме того эти цвета действуют успокаивающе на психику ребенка. Ящик может быть и из других материалов, но предпочтение следует отдать именно дереву. Можно использовать цветные пластиковые подносы, индивидуально для каждого ребенка. В качестве дополнительных материалов можно использовать бросовый-это различные камешки, шишки, желуди, палочки. Прежде всего необходимо «познакомиться» с песком или крупой, в зависимости от того, какой материал для игр вы выбрали. Обязательно обговариваем правила: нельзя намеренно выбрасывать песок (крупу) из песочницы , нельзя бросать песок в детей или брать в рот, после игры обязательно необходимо навести порядок, а также помыть руки. Предлагаем детям медленно опустить руки в песок или крупу, погладить плавными движениями, пробежаться пальчиками, набрать в кулачок и отпустить, соединить раскрытые ладошки. Затем можно включать постепенно игры и упражнения для развития межполушарного взаимодействия. Необходимо рисовать одновременно двумя руками (на первом этапе можно прорисовать правой рукой, затем левой, но в итоге работать двумя руками одновременно). Можно использовать технику зеркального рисования предметов (в правую сторону, в левую сторону) или рисовать предметы, направляя руки в разные стороны (внешние и внутренние). Одной рукой рисовать один предмет или элемент, второй рукой – другой предмет или элемент, но одновременно. Рисовать как пальчиками, так и всей кистью или сыпать песок через кулачки. Работаем одновременно двумя руками, можно использовать разные пальцы для рисования, как для целого рисунка, так и для отдельных его частей. Примеры игр и упражнений на развитие межполушарных взаимодействий с использованием сыпучих материалов: Упражнение «Дорожки» В этом упражнении можно использовать разные пальцы для рисования. Провести змейку снизу вверх, сверху вниз, или правая рука снизу вверх, левая сверху вниз. Вариации: дорожки с использованием камней. Делать змейку, обходя камни, или обводя их в круг. Или поочередно обводя их с внешней стороны или с внутренней, или поочередно обводя их с внешней стороны или с внутренней поочередно разными руками. Игра «Найди одинаковое» На песочном столе (зрительно поделенном на две части) располагаются предметы, нужно найти одинаковые и обвести их в круг (можно использовать разные пальцы). Упражнение «Геометрические фигуры» Необходимо одновременно двумя руками нарисовать круг ,затем квадрат, треугольник и т. д. Упражнение «Камешки» Располагаем на песке камешки в произвольном порядке. Ребенок обводит указательными пальцами правой и левой руки по два, три камешка так, чтобы линии не пересекали друг друга. Также можно использовать кубик: поочередно бросаем кубик, какое количество выпадет, такое количество камешков нужно обвести двумя руками. Игра «Накорми птичек» Необходимо: две миски, песок, ложки. Насыпание песка в миски с помощью ложек одновременно двумя руками. Перекрестное насыпание песка в мисочки: правой рукой насыпаем песок в левую миску, левой рукой насыпаем песок в правую миску. Пересыпания песка ложками из одной мисочки в другую одновременно двумя руками (можно в разные стороны). Упражнение «Прятки» Ребенок опускает руки в песок и на ощупь находит предметы двумя руками. Затем говорит, какой предмет он нашел, можно его охарактеризовать, и в какой руке он находится, не глядя на предмет. Таким образом игры и упражнения для развития межполушарных связей синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника, вызывают стойкий интерес у ребенка, развивают произвольное и непроизвольное внимание, активно концентрируют его, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие, улучшают сенсомоторный контроль. Если делать упор на развитие межполушарного взаимодействия, то у детей происходит активизация мыслительных процессов, улучшается не только работа нервной системы за счет развития нейронных обменов между двумя долями мозга, но и совершенствуется связная речь. Список литературы: 1. Виноградова А.Л., Константинова И.С., Цыганок А.А. Развитие базовых познавательных функций с помощью адаптивно-игровых занятий. – М.: Издательство: Теревинф,2006. 2. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М., 1973. 3. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой, - М.: 1997. 4.Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. М., 1999. 5. Ахмадуллин Ш. Т. Рисование двумя руками. Тренировка интеллекта Вашего ребенка 6. Яковлева Н. В., Путилина Г. В. Межполушарные связи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в контексте развития графомоторных навыков // Актуальные исследования. 2021. 7.https://logoped-podsolnushki-ds16-schel.edumsko.ru/articles/post/1315596 8.https://razvivashka.online/metodiki/kineziologicheskie-uprazhneniya

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»