Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Развитие творческих способностей детей старших дошкольников в процессе рисования на воде. Дети дошкольного возраста удивительны, оптимистичны, любознательны, подвижны, эмоциональны, любят играть и фантазировать. В процессе изобразительной деятельности, дети приобретают различные знания о предметах и явлениях; уточняют и углубляют свои представления об окружающем мире; в процессе работы они начинают осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать, также развивается их воображение и творческие способности. Изобразительная деятельность выступает, как ведущий способ развития творческого воображения у детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность – интересный и полезный вид деятельности, в процессе которого разнообразными способами с применением различных материалов создаются выразительные и графические изображения. Творчество стимулирует детей к созданию новых образов, учит видеть мир в ярких красках. В дошкольной образовательной организации развитие творческих способностей происходит в процессе изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование). Каждый из этих видов изобразительной деятельности помогает ребенку отразить свои впечатления об окружающем мире и способствует развитию детского изобразительного творчества. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним. Проблема развития творческих способностей изучалась многими учеными, педагогами, психологами и отражена в работах Л.С. Выготского [6], Т.Г. Казаковой [9], Т.С. Комаровой, Н.П. Сакулиной [19], М.Н. Дьяченко [8], Г.А. Урунтаевой [23] и др.Л.С. Выготский определяет «творчество как деятельность, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира, или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке» [6,121]. Большинство психологов связывают способности к творческой деятельности с особенностями мышления. Люди, которые обладают таким типом мышления, в процессе решения какого-либо вопроса не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а ищут решения по всем возможным направлениям для того, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Люди данной категории склонны к образованию новых комбинаций из элементов, которые большинство людей используют только определенным стандартным образом, или формированию связей между двумя элементами, которые не имеют на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления ‒ основа творческого мышления, особенностями которого являются: 1) быстрота – способность к высказыванию максимального количество идей (в этом случае важно не их качество, а их количество); 2) гибкость – способность к высказыванию широкого многообразия идей; 3) оригинальность – способность к порождаению новых нестандартных идей (это может проявляться в ответах, решениях, которые несовпадают с общепринятыми); 4) законченность – способность к совершенствованию своего «продукта» или придание ему законченного вида [6]. Б.М.Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу наиболее часто используемого в отечественной психологии определения способностей [23, 3]. Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [23, 35]. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности [3, 133]. Таким образом, под творческими способностями мы будем понимать индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Анализ выше представленных точек зрения относительно сущности и особенностях творческих способностей позволяет заключить, что, несмотря на различие в подходах к их определению, ученые сходятся на том, что обязательными компонентами творческих способностей являются: ‒ творческое воображение ‒ творческое мышление. Воображение – это психологическая основа творческой деятельности; психический процесс, который заключается в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. Творческое воображение заключается в определении возможных результатов действий, которые открывают или создают новые предметы, явления, ситуации. При этом в творческом воображении возникают представления, различающиеся по степени оригинальности и реалистичности. Оригинальность выступает в качестве своеобразия представлений творческого воображения. Это, по сути, степень их новизны, непохожести на уже существующее. Реалистичность состоит в определении того, насколько представление, которое создано воображением, является близким к действительности. Творческое мышление ‒ созидающее мышление, которое дает принципиально новое решение той или иной проблемной ситуации, приводящее к новым открытиям, идеям, новообразованиям непосредственно в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования имеют отношение к мотивации, целям, оценкам, смыслам [15]. Творческое мышление ‒ способ мыслить, определенный процесс, ведущий к созданию нового [22]. В то же время целый ряд проблем, связанных с развитием творческих способностей дошкольников еще не нашли своего полного разрешения. К ним можно отнести, в частности, использование рисование на воде как средство развития творческих способностей детей. Изобразительная деятельность – интересный и полезный вид деятельности, в процессе которого разнообразными способами с применением различных материалов создаются выразительные и графические изображения. Творчество стимулирует детей к созданию новых образов, учит видеть мир в ярких красках [9, 115]. Педагог должен предлагать детям такое содержание для занятия изобразительной деятельностью, чтобы возникла необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы занятия были интересны для ребенка, волновали его, чтобы ему хотелось изобразить предметы как можно лучше. Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во многом зависит от создания предметно-развивающей среды в группе, важно вовлекать в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной обстановки в группе, игровых уголков, использовать в оформлении группы выполненные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Важно организовать уголок для художественно - творческой деятельности детей, включая туда разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т. д.; все то, что необходимо для творческой активности детей. Материалы в уголке для творчества должны быть расположены в наглядном, оптимальном, удобном, доступном месте, что бы это способствовало всестороннему развитию детей. Характерная черта изобразительного творчества заключается в том, что выразить какое – либо явление можно, только создав изображение. Ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой- то мере способностью передавать в рисунке, лепке, аппликации и конструировании присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Умение изображать нельзя, отрывать от задач художественного воспитания: оно должно служить средством художественного выражения. Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношения к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение. Водная арт-терапия – один из элементов  полноценного творческого развития современного ребенка. Творчество на воде способствует развитию воображения и образного мышления. Сказочные аква-шедевры наполняют положительными эмоциями, восторгом и радостью. По словам педагогов, водная анимация способствует гармонизации внутреннего состояния ребенка. Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Эбру – это искусство зародилось в 11 веке. Это интересная техника – рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса ) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства. Принцип рисования такой – наносятся мазки красками разных цветов, они остаются на поверхности воды, принимают различную форму, смешиваются между собой, создается неповторимый узор. После того как рисунок создан, на него аккуратно накладывается бумага и весь фон переносится на нее. В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. А так же: -вырабатывается усидчивость у детей; -успокаиваются и дисциплинируются; -развивается мелкая моторика рук; -тренируется зрение; -развивается координация движения; -открывается творческий потенциал; -развивается фантазия и мышление; -умение сочетать цвета и формы; -навык видеть прекрасное в обыденном; -возможность мыслить нестандартно; -умение расслабляться и получать удовольствие. Цель сформировать у дошкольников способность к восприятию окружающего их мира и выражению своих впечатлений через художественное- эстетическое творчество, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.  Акварисование не требует предварительной подготовки, основывается на естественных процессах развития воображения. Техника эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Развивает цветовосприятие, внимание, память, моторику рук, терпение и выдержку. Уникальность материалов доставляет радость, сопричастность к «волшебству» красок. Техника эбру может быть рекомендована для использования в дошкольных учреждениях, так как материалы имеют натуральную основу и экологически безопасны. А также она интересна и полезна всем членам семьи (родителям и детям), воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям, студентам педагогических вузов и всем желающим. Организация работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для работы использовались следующие материалы: лоток прямоугольной формы для эбру; краски Artdeco на масляной основе синего, голубого, белого и фиолетового цветов; прозрачные стаканчики; вода с загустителем; кисти-щетины; шило для работы с жидкими красками; пипетка для набора краски, бумажные салфетки; одноразовые тарелочки; плотные листы бумаги (по размеру лотка); фартук; гель с блесками; гуашь, кисти, вода. Процесс создания рисунка на воде: 1 шаг. Рисование  Эбру начинается с подготовки жидкости. Приготовить не густой клейстер из клея ПВА, воды и все размешиваем.  Жидкость готова к применению.  2 шаг. Подготовка красок. Для рисования берем масляные краски, разбавляем растворителем до жидкого состояния. 3 шаг. Подготовка ИЗО материала. Нам понадобятся: лотки для жидкости, кисти, палочки, краски, салфетки, бумага. 4 шаг. Рисование.  Берем лоток с подготовленной жидкостью и кистью делаем фон (набираем на кончик краску и стряхиваем ее тихонько на воду, постукивая кистью о палец левой руки на высоте 5-6 см от поверхности). Далее воплощаем задуманное (цветы, пейзаж или еще что - то другое) 5шаг. Перенос рисунка на бумагу.  Берем лист бумаги, соответствующий размеру лотка, аккуратно кладем ее на поверхность. Когда края начнут подниматься, берем за края бумаги и поднимаем ее. Даем рисунку высохнуть. Как вы уже поняли, в процессе работы, предугадать, как растекутся краски, очень сложно. Поэтому здесь нет определенных рамок, а только личный полет фантазий. И каждый рисунок будет, в своем роде, единственным и неповторимым. Изобразительная деятельность – интересный и полезный вид деятельности, в процессе которого разнообразными способами с применением различных материалов создаются выразительные и графические изображения. Творчество стимулирует детей к созданию новых образов, учит видеть мир в ярких красках [9, 115]. Педагог должен предлагать детям такое содержание для занятия изобразительной деятельностью, чтобы возникла необходимость вспоминать, придумывать, воображать. Очень важно, чтобы занятия были интересны для ребенка, волновали его, чтобы ему хотелось изобразить предметы как можно лучше. Развитие творческих способностей в процессе изобразительной деятельности во многом зависит от создания предметно-развивающей среды в группе, важно вовлекать в этот процесс детей, вызывая у них радость, удовольствие от уютной обстановки в группе, игровых уголков, использовать в оформлении группы выполненные детьми индивидуальные и коллективные рисунки. Важно организовать уголок для художественно - творческой деятельности детей, включая туда разнообразные традиционные и нетрадиционные инструменты и материалы для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин и т. д.; все то, что необходимо для творческой активности детей. Материалы в уголке для творчества должны быть расположены в наглядном, оптимальном, удобном, доступном месте, что бы это способствовало всестороннему развитию детей. Характерная черта изобразительного творчества заключается в том, что выразить какое – либо явление можно, только создав изображение. Ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой- то мере способностью передавать в рисунке, лепке, аппликации и конструировании присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Умение изображать нельзя, отрывать от задач художественного воспитания: оно должно служить средством художественного выражения. Изображение предметов и явлений действительности детьми является вместе с тем и отражением их отношения к этим предметам: дети отмечают, чем они красивы, что в них интересного, чем хороши, полезны, чем вызывают к себе симпатию, радость или осуждение. Водная арт-терапия – один из элементов  полноценного творческого развития современного ребенка. Творчество на воде способствует развитию воображения и образного мышления. Сказочные аква-шедевры наполняют положительными эмоциями, восторгом и радостью. По словам педагогов, водная анимация способствует гармонизации внутреннего состояния ребенка. Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг. Эбру – это искусство зародилось в 11 веке. Это интересная техника – рисование на воде специальными красками, нерастворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Родиной Эбру принято считать Турцию. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты: в Эбру используются только натуральные материалы. Кисти сделаны из древесины розового кустарника или из конского волоса. Вязкость воды увеличена путём добавления нектара Гевена (Астралагуса ) – растения, растущего в Анатолии. Выжатая их нижней части стебля, жидкость конденсируется в смолистый воск, имеющий слабые клеящие свойства. Принцип рисования такой – наносятся мазки красками разных цветов, они остаются на поверхности воды, принимают различную форму, смешиваются между собой, создается неповторимый узор. После того как рисунок создан, на него аккуратно накладывается бумага и весь фон переносится на нее. В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники эбру, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует. А так же: -вырабатывается усидчивость у детей; -успокаиваются и дисциплинируются; -развивается мелкая моторика рук; -тренируется зрение; -развивается координация движения; -открывается творческий потенциал; -развивается фантазия и мышление; -умение сочетать цвета и формы; -навык видеть прекрасное в обыденном; -возможность мыслить нестандартно; -умение расслабляться и получать удовольствие. Цель сформировать у дошкольников способность к восприятию окружающего их мира и выражению своих впечатлений через художественное- эстетическое творчество, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.  Акварисование не требует предварительной подготовки, основывается на естественных процессах развития воображения. Техника эбру не позволяет рисовать по образцу. Это дает толчок для творчества, проявления самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Развивает цветовосприятие, внимание, память, моторику рук, терпение и выдержку. Уникальность материалов доставляет радость, сопричастность к «волшебству» красок. Техника эбру может быть рекомендована для использования в дошкольных учреждениях, так как материалы имеют натуральную основу и экологически безопасны. А также она интересна и полезна всем членам семьи (родителям и детям), воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, учителям, студентам педагогических вузов и всем желающим. Организация работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Развитие личности и ее достижения на жизненном пути тесно связаны с такими индивидуально-психологическими особенностями человека, как способности, склонности, дарования. Детство – период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражается в творческой деятельности, позволяющей особенно полно раскрыть свой внутренний мир. Проблемам развития творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности посвящены исследования: Г. Г. Григорьевой, Т. Г. Казаковой [9], Т. С. Комаровой [20], Н. П. Сакулиной [20]. Характерная черта изобразительного творчества заключается в том, что выразить какое – либо явление можно, только создав изображение. Ребенок не может создать образа, не овладев хотя бы в какой- то мере способностью передавать в рисунке, лепке, аппликации и конструировании присущие предметам свойства: форму, строение, цвет. Умение изображать нельзя, отрывать от задач художественного воспитания: оно должно служить средством художественного выражения. Список использованной литературы:Абрамова, Г.С. Возрастная психология/ Г. С. Абрамова. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 624с. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды.В 2 т. Т.2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 2006. - 287 с. Асмолов, А. Г. Психология личности: принципы общепсихол. Анализа/ А. Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2010.- 354 с. Валитова, И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: задачи и упражнения / И.Е. Валитова. – 2-е изд. – Минск : Университетское, 2015. – 158 с. Велтистов, М. Е. Развитие творческого воображения ребенка в изобразительной деятельности / М. Е. Велтистов. // Одаренный ребенок. – 2013. – № 6. – С. 34–48. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя/ Л. С. Выготский. – М.: Просвещение. – 1991. – 198 с. Григорьева, Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников/ Г. Г. Григорьева. – СПб.: Детство-Пресс, 1997. – 224с. Дьяченко, М.Н. Психологический словарь-справочник/ М. Н. Дьяченко, Л. Л. Кандыбович. - Мн., 2001. – 574 с. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество/ Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2005. – 146с. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Академия, 2002. – 415 с. Косякова, О.О. Психология раннего и дошкольного детства / О.О. Косякова. – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 415 с. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека/ И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера,2008.-464с. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика/ Е. А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 76 сМухина, В. С. Возрастная психология/ В. С. Мухина. – М.: Академия, 2010. – 456с. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн./ Р. С. Немов – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.- Кн.2:Психология образования. -688с. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология/ Л. Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 243 с. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – Режим доступа: минобрнауки. рф. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии/ С. Л. Рубинштейн. – М.: Наука,1989. – С.468 Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду/ П. Н. Сакулина, Т. С. Комарова – М.: Просвещение, 2003. – 208с. Семенюк, Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. – 3-е изд., перераб. – СПб. : Питер, 2013. – 298 с. Современные дошкольники – дети нового поколения : материалы городской научно-практической конференции 01.06.2013 Москва : Году ребенка посвящается / ред. Н.А. Горлова. – М. : МГПУ, 2013. – 224 с. Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2016. – 365 с. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К. Д. Ушинский– М.: Просвещение, 1978. – 488с. ФГАУ «ФИРО» [Электронный курс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/ Эльконин, Д.Б. Детская психология/ Д. Б. Эльконин – М.: Академия, 2007. - 384с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»