Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №130 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района Санкт-Петербурга Работа с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей средствами арт – терапии. Воспитатель Смольянинова Елена Леонидовна. У каждого из нас Внутри талант таится И очень важно в детстве Дать ему раскрыться. способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Э. Фромм Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих сформулировал понятие креативности как �способность ребёнка, взрослого удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта�. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Но, к сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. Опираясь на свой опыт для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, я выбрала приёмы и средства арт – терапии, которые наиболее полно и эффективно активизируют ресурсные возможности ребёнка. Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется: 1 – комплексом теоретических и практических идей, новых технологий; 2 – многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями; 3 – относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.); 4 – способностью к интеграции, трансформации. Ребёнок в арт – терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация развития, личностный рост. Важным в этой работе является контакт, как основа продуктивного взаимодействия. 1. Проведение диагностики по развитию творческих способностей (методика П. Торренса, Е. Туник и др). 2. Проведение занятий для дошкольников, направленных на развитие творческого воображения и мышления. 3. Совместная и индивидуальная работа с детьми. 4. Обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам развития личности ребёнка: - консультирование родителей. - организация и проведение занятий. В работе с детьми использую арт – терапевтические правила: В арт – терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждения; В арт – терапии принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида; В арт – терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Участник арт – терапевтического занятия (ребёнок): может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе; вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения (�включенность� в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога); имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем – либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам. В структуре арт – терапевтического занятия логично выделить две основные части. Одна – невербальная, творческая, неструктурированная. Основное средство самовыражения – изобразительная деятельность (рисунок, живопись).Используются разнообразные механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Другая часть – вербальная, апперцептивная и формально более структурированная. Она предполагает словесное обсуждение, а также интерпретацию нарисованных объектов и возникших ассоциаций. Используются механизмы невербального самовыражения и визуальной коммуникации. Таким образом, члены группы передвигаются от исследования своих внутренних переживаний и ощущений к рассмотрению себя в пространстве, во времени и в отношениях с другими. Структура занятия: 1. Настрой (�разогрев�). 2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. 3. Индивидуальная изобразительная работа (разработка темы). 4.Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации). 5. Рефлексивный анализ. Структура занятий. Первая часть. Настрой. Начало занятия — это настрой на творчество. Задача этого этапа — подготовка участников к спонтанной художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Здесь используются игры, двигательные и танцевальные упражнения, несложные изобразительные приёмы. Например, различные варианты техники �каракули� (�каракули Винникотта�, �каракули тела�, �каляки�), техника �закрытых глаз�, �автографы�, �эстафета линий�. При выполнении этих упражнений происходит снижение контроля со стороны сознания и наступает релаксация. Вторая часть. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений. Здесь можно использовать рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии. Музыка как терапевтическое средство, по мнению многих отечественных и зарубежных учёных (С.С. Корсанов, В.М. Бетховен, К. Швабе и др.), влияет на настроение человека, улучшая его самочувствие. Для занятий лучше подбирать мелодичные композиции без текста, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания также устанавливается с общего согласия. Заметим, что необходимо изменить или выключить или выключить музыку, если этого желает хотя бы один из присутствующих. Третья часть. Индивидуальная изобразительная работа. Этот этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных проблем и переживаний. Некоторые дети пытаются создавать реалистичные, красивые рисунки. Поэтому необходимо объяснить участникам занятия, что их работы не будут оцениваться. Важен процесс спонтанного творчества, эмоциональное �рисовальщика�, его внутренний мир, поиск адекватных средств самовыражения. Данный этап занятия располагает к косвенной диагностике. При выборе изобразительных средств нужно учитывать состояние личности �здесь и теперь�, её потребность в маскировке травматических переживаний, желание контролировать эмоции и др. Обычно на первых занятиях участники стремятся работать знакомыми и привычными средствами. И только по мере преодоления психологической защиты начинают экспериментировать, становятся более экспрессивными. Когда преодолены защитные тенденции, краски способны вызвать сильный эмоциональный отклик, стимулировать воображение и свободу творчества. Полифония цветов и оттенков позволяет более точно отразить нюансы настроения и психического состояния. Четвёртая часть. Активизация вербальной и невербальной коммуникации. Главной задачей этого этапа является создание условий для внутригрупповой коммуникации. Каждому участнику предлагается показать свою работу и рассказать о тех мыслях, чувствах, ассоциациях, которые возникли у него в процессе изобразительной деятельности. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, к взрослому, от личных особенностях ребёнка. Если он по каким-то причинам от высказываний, не следует настаивать. Можно предложить участникам сочинить историю про свой рисунок и придумать для него название. Начинать рассказ можно словами �Жил-был человек, похожий на меня…�. Такое начало облегчает вербализацию внутреннего состояния и усиливает эффект проекции и идентификации. По рассказу участника можно понять, кого он осуждает, кому сочувствует, кем восхищается. Поэтому нетрудно составить представление о нём самом, его ценностях и интересах, отношениях с окружающими. Пятая часть. Рефлективный анализ. Заключительный этап, предполагает реформативный анализ в безопасной обстановке. Здесь обычно присутствуют элементы спонтанной �взаимотерапии� в виде доброжелательных высказываний, положительного программирования, поддержки. Атмосфера эмоциональной теплоты, эмпатии, заботы позволяет каждому участнику арт-терапии пережить ситуацию успеха в той или иной действительности. Участники приобретают положительный опыт самоуважения и самопринятия, у них укрепляется чувство собственного достоинства, постепенно корректируется образ �Я�. В завершение необходимо подчеркнуть успех всех и каждого. Последовательность занятий можно варьировать. Частота проведения занятий – 1 раз в месяц. Система работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей. Цель занятий: Развитие творческого воображения; Развитие символических представлений, креативности; Развитие вариативности и оригинальности мышления; Развитие спонтанности, рефлексии, проявления истинных чувств; Самопринятие; Активизация познавательного интереса и мыслительного процесса; Развитие и умение свободно и ясно выражать свои мысли, отстаивать точку зрения; Развитие коммуникативных навыков; Развитие эмоционально – волевой сферы. Тема Материал Краткий ход Рисуем круги 2 – х метровые листы обоев, гуашь, фломастеры. Рисунок по кругу; Рисунок каждого ребёнка на общем листе; Дорисовка желаемого в кругах; Рассматривание 2-х полотен. Необычные деревья Масляная пастель, восковые мелки, цв. карандаши, фломастеры, краски, бумага А4, ватман, музыкальные записи. Движения детей под музыку, создание образов деревьев; В сказочном лесу растут необычные деревья – каменные, стеклянные, золотые, шерстяные и т.д. - Почему хорошо и почему плохо быть таким деревом? Рисование деревьев; Придумывание названия и истории рисунка; Создание коллективной работы; Дети обмениваются творческими работами, делятся пожеланиями. Маски Уголь, листы А4, ватман, клей, мел, цв. карандаши, фломастеры, краски. Складывание слова из 2-х картинок: Луна + шоколад, Книга + музыка, Солнце + домик; Игра �Цветные настроения�; Актуализация эмоции страха; Индивидуальная работа �Материализация страха�. Детям предлагается нарисовать свой страх в виде маски, оборвать лишний фон; Объединение в малые группы по 3 – 5 человек. Придумывание названия коллажа; Дети делятся впечатлениями от общей работы. Я леплю из пластилина Пластилин, листы А4, гуашь, акварель, мелки, верёвочки, музыка. Выкладывание из верёвочки своего имени; Вылепить заглавную букву своего имени из пластилина; Разминая пластилин под музыку; при остановке музыки - рассмотреть образ; на что похож?; Объединение в пары и создание общей композиции; Представление своей работы с названием и историей о ней. Кружка для сказочного героя Мяч, нарисованное дерево + круги, набор картинок со сказочными героями, листы А4, мелки, акварель, гуашь, цв. карандаши. Дети стоят в кругу, бросают мяч, называя героя, другой, что он делает (колобок – катиться и т.д.); Что будет, если встретятся (герои из разных сказок); Дети выбирают (перевёрнутую) картинку со сказочным героям. Предлагается нарисовать кружку для своего героя, отразить характер и т.д.; Сидя в кругу, дети показывают рисунки и рассказывают, чем особенна данная кружка, чем она подходит именно этому герою. Путешествие в сказку Цветная бумага А4, пуговки, фольга, кусочки ткани, атласные ленточки, гуашь, цветные карандаши, мяч. Игра с мячом, дети отгадывают перепутанные названия сказок �Суп из метёлки�, �Царевна – пчёлка�, �Гадкий котёнок�, �Волк и семеро поросят�, �Три волчонка�, �Дождливая королева�, �По карасьему приказу� и т.д.; Детям предлагается отправиться на планету Чудес с помощью необычного вида транспорта, и помочь в этом могут волшебные атрибуты, которые дети сами изготавливают (индивидуальная творческая работа детей за столами); �Ярмарка волшебных вещей�, где каждый представляет свою волшебную вещь, рассказывая, какая необычная история с ней произошла. Волшебными вещами можно по согласию обменяться. Лесная школа Листы бумаги А4, краски, фломастеры, мелки, цв. карандаши. Дети подбирают нужные слова сказочных героев или предметов из сказок. Тепло – солнце, печка, пирожок и т.д. Холодно – Снежная королева, Снегурочка, Морозко и т.д. Большой – маленький, весна зима и т.д.; Детям предлагается отправиться в сказку, пройдя по �волшебной дорожке� в форме буквы Ш.По этой дороге можно попасть в любую школу (школа магов, школа цветов и т.д.). Чтение сказки �Лесная школа� (по З. Лобановской). Сказка обрывается и детям предлагается придумать её продолжение и нарисовать к ней иллюстрации (под музыку Дж. Пуччини �Вальс Мюзеты�). Сидя в кругу на ковре, дети показывают свои рисунки и рассказывают истории. Планета камней Ватман, силуэты камней, разнообразные минералы, фломастеры, уголь, краски. С помощью волшебного камня дети переносятся на планету Камней. Дети придумывают варианты, как перейти через Огненную реку. На выбор дети выбирают понравившееся им камушки и выкладывают из них мост. Чтение �Сказка о каменном короле� Элен Нийт. Предлагается рассмотреть силуэты камней и расколдовать жителей планеты (индивидуальная творческая работа детей) Все жители планеты Камней размещаются на ватмане и каждый ребёнок рассказывает о своём (как зовут, что любит, какой характер и т.д.) Разговор деревьев Белая бумага А4, тушь, акварель, волшебный листочек, музыкальное сопровождение. Дети попадают в сказку с помощью волшебного листочка; �Теремок� - у детей картинки разных предметов и попасть в теремок к его хозяину они могут, если найдут что – то общее между своей картинкой и картинкой хозяина теремка; Под музыкальное сопровождение дети перевоплощаются в деревья и цветы; Чтение отрывка М.М. Пришвина �Разговор деревьев�; Индивидуальное рисование �Волшебное дерево�; В кругу на ковре дети рассказывают, почему их деревья волшебные, какой сказочный герой его посадил, кому и чем оно помогло, нужна ли ему самому помощь? Страшнота Синяя лента, музыкальное сопровождение, разноцветные листы А4, пастель, сангина, уголь, цв. карандаши. Дети переносятся с помощью музыки в сказочный лес. Предлагают варианты, как перебраться через речку. Рассказ �О страшноте�. Дети рисуют страшноту. Рассказы детей в кругу о страшноте и том, как её можно расколдовать. Грусть – тоска Пастель, уголь, листы А4. Слушание музыкальных произведений С. Майкапара �Тревожная минута�, Ф. Шуберта �Слеза�; Чтение отрывка из сказки К. И. Чуковского �Федорино горе�; В каких сказках герои переживают горе? (�Теремок�, �Заюшкина избушка�, �Волк и семеро козлят� и т.д.); Чтение отрывка из книги Перепелицы о �грусти – тоске�; Предложить детям помочь героям рассказа, нарисовать �грусть – тоску�, чтобы она опять спряталась в колодец от тоски, увидев себя. Индивидуальная работа детей. В кругу дети рассказывают и показывают свои рисунки. Грустинка и Веселинка Мелки восковые, пастель, цв. карандаши, бумага А4, иллюстрации с грустными и веселыми персонажами. Дети разбиваются на пары и играют в игру �Зеркало�; Чтение рассказа �Грустинка и Веселинка�; Слушание музыкальных отрывков, какой подходит каждой сестре, почему? Какой рисунок, кто из них рисовал? Предложить прочитать знакомые стихи А. Барто от лица Грустинки и Веселинки; Детям предлагается нарисовать то, что могло бы развеселить Грустинку; Во время рассказов детей предлагается заменить имя Грустинка на другое, т.к. теперь оно ей не подходит. Чего на свете не бывает Верёвочка, шапка фантазёра, ватман или обои, листы А4, краски, фломастеры, пластилин, бисер, ножницы. В волшебство дети переносятся с помощью невидимой чашки, т.к. она существует только у нас в воображении; �Салат из сказок�: - Как поведёт себя Колобок, встретившись с Котом в сапогах? - Что будет делать Буратино в замке Людоеда? По волшебной веревочке дети отправляются в город, которого на свете не бывает; Чтение стихотворения Морис Карем �Вы видали?�; Под музыку, попав в волшебный город, дети двигаются, пока не остановится музыка. Взрослый любому ребёнку одевает шапку фантазёра и тот придумывает, чего не бывает на свете; Детям предлагается создать необыкновенный город. Каждый делает один предмет (транспорт, жители, дома. деревья и т.д.), затем создается общий коллаж; Рассказы детей о городе и их жителях. Волшебная музыка Колокольчик, Музыкальная шкатулка, Поющий кувшинчик, Листы А4 разного цвета, пастель, уголь, восковые мелки, тушь. В новое путешествие детей зовёт колокольчик и каждый стол в кругу звонит в него в своём ритме; �Волшебная комната�. Группа стала волшебной и все предметы в ней стали волшебными. Нужно выбрать любой и сказать, какое волшебство делает этот предмет? Дети садятся на ковер и закрывают глаза, звучит музыкальная шкатулка; Какие образы возникли в вашем воображении? Как вы думаете, кто мог играть эту музыку?; Затем дети слушают поющий кувшинчик (те же вопросы); Детям предлагается сесть за рабочие столы и ,слушая музыку, нарисовать те образы, которые они нафантазировали; Затем в кругу дети показывают свои работы и рассказывают какие образы им подсказала музыка. В стране Железного дровосека Фольга, самоклеющаяся бумага разных цветов, ножницы, волшебный орех, музыка Э. Грига, замок из фольги. В волшебном орехе дети получают записку на фольге от Железного дровосека. На его государство наложила злая колдунья чары и все жители уснули; �Рифмы�. Взрослый называет детям какой – нибудь персонаж или предмет из сказки и просит придумать к ним рифму (великан – карман, барабан и т.д.); По желтой дороге дети переходят в мастерскую Железного дровосека; У каждого жителя Железной страны свой характер, свои увлечения и профессия. Дети выполняют купол из фольги; Затем у замка из фольги дети рассказывают о своих человечках, наделяя их характерами и придумав им имена, каждый оставляет свое пожелание для Железного человечка. Приключения колобка Волшебный орех, жёлтая ленточка, несколько ёлочек и деревьев, кусочек теста, бумага А4, цв. карандаши, пастель, восковые мелки, акварель. Дети стоят в кругу: игра �Увеличение – уменьшение� (что увеличиваешь, что уменьшаешь, кому от этого хорошо, кому плохо); Все мы сегодня с вами сказочники; Появляется волшебный орех и из него достают ленточку (дорога) ёлочки, кусочек теста. - Что же за сказка попала в наш волшебный орех? Присел Колобок лисе на нос и вдруг… - Что же было дальше? Каждый придумает свою сказку и нарисует её; Дети рисуют новое продолжение сказки �Колобок�; Сидя в кругу, дети показывают рисунок и рассказывают своё продолжение. Сказочники 3 кубика с изображением на гранях сказочных героев. Сегодня мы попадём с вами с помощью волшебного клубочка в сказку; Детям предлагается стать золотыми рыбками. - как живётся в пучине морской? - какие желания ей нравится выполнять, а какие - нет? - кому из сказочных героев она помогла? - что она хотела бы получить в подарок? Представьте, что вы сказочники и вам нужно сочинить волшебную сказку, а главными героями в ней будете вы. Каждый выберет себе сказочных героев с помощью кубиков; Дети выбирают героев и рисуют свою сказку; Сидя в кругу, дети рассказывают свои сказки и показывают рисунки. Сказка- перевёртыш Формат А4, восковые мелки, пастель, цв. карандаши, мяч. Дети стоят в кругу, игра �Скажи наоборот�; Каждого героя сказки можно обозначить каким – нибудь цветом: - Волк какой? - Бармалей? - Фея? - Спящая красавица? и т.д. Сегодня, пролетая над страной сказок, тролли уронили зеркало – коверкало и как раз над сказкой �Три поросёнка�. И всё в этой сказке стало наоборот, что же там могло случиться?; Дети придумывают истории и рисуют их; Сидя в кругу на ковре, дети рассказывают свои истории и показывают рисунки. Новая сказка Листы А4, фломастеры, цв. карандаши, восковые мелки. Дети стоят в кругу. Игра с мячом �Определить причины возникновения ситуаций в сказке�. - Ослику Иа было смешно… - Весь день Бармалей бегал по лесу… - Золушка не могла поехать на бал… и т.д. Сегодня нас ждёт волшебный карандаш, он старался в книге сказок рисовать картинки. Попал он в сказку �Кот, петух и лиса� (демонстрация макета), да так увлёкся, что дорисовал ёще одного героя (добавить героя на выбор); Дети сочиняют новую сказку; Каждому ребёнку предлагается �Цветик – семицветик� для своего героя, который выполнит все желания для него; Дети показывают и рассказывают о желаниях своих героев. Усложнения в работе с детьми. В арт – терапии сложились различные подходы к отбору и классификации тем. В зарубежной педагогической практике общепризнанна система М. Либман: темы, связанные с освоением изобразительных материалов; общие темы, позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников; темы, связанные с исследованием системы отношений, образа �Я�; темы, имеющие особую значимость при парной работе, а также темы, предназначенные для работы с семьями; темы для совместной изобразительной деятельности участников группы. В своей работе с детьми считаю важным этапом совместную деятельность, которая позволяет получить более плодотворные результаты. Придумывание новой сказки (используя макеты детей); �Три кубика� со сказочными героями (придумай сказку с этими героями); �Волшебный зонтик�; �Волшебная ладошка�; Сказочная шкатулка; Цветные кружки (по ассоциациям дети придумывают новую сказку); Нетрадиционные техники рисования; Тематический рисунок в круге; Рисунок вдвоём в пространстве круга; Рассказывание нарисованной сказки (на листе каждый рисует один предмет, а затем придумывают сказку); �А что было потом?�( придумывание новой концовки к сказке); Сказки – перевёртыши; Сказки в заданном ключе (используя детские макеты, в сказке появляется новый герой); Сказка – наизнанку; Рисунки в парах; Рисунок по кругу и т.д. Для развития творчества мною разработаны следующие настольные игры: Гречневая сказка; Пшенная сказка; Волшебные картинки (рисование по соли и по манке); Собери сказку (дети по своему выбору собирают сказку из картинок на прозрачных файлах и рассказывают её). Работа с родителями. Неотъемлемой частью работы по достижению наилучших результатов является работа с родителями: Родительское собрание на тему �Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста�; Консультации для родителей: - �Развитие воображения у детей�; - �Упражнения для развития творческого мышления�; - �Развиваем правовое полушарие головного мозга�; - �Творческие идеи для малыша�; - �Рисование пластилином� и т.д. Творческие совместные работы с детьми: - Эмблема семьи; - Мои увлечения; - День рождения любимого города; - Макет любимой сказки и т.д. Литература. 1. Выгодский Л.С. �Педагогическая психология�, М.: Педагогика – 1991. 2. Выгодский Л. С. �Воображение и творчество в детском возрасте�, М.: Просвещение – 1991. 3.Дайна Шульц, Сидни Элен Шульц. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998. 4. Джон Аллан. Ландшафт детской души. СПб, 1997-255с. 5. Дж. Родари �Грамматика фантазий�, М. – 2004. 6. Еженедельник �Школьный психолог� № 47, 2000. — статья Л. Лебедевой. “Искусство метода”. И.Д. �Первое сентября�. 7. Зинкевич – Евстигнеева Т. �Путь к волшебству�, М. – 1999. 8. Капская А. Ю. , Мирончик Т.Л. �Планета чудес�.Развивающая сказкотерапия для детей, СПб – 2006. 9. Кожохина С. К. �Путешествие в мир искусств�, М. – 1998. 12

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»