Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Понятие художественного образа в изобразительном искусстве и роль художественных техник в создании выразительного образа в детском рисунке
 
Чувашева Екатерина Михайловна
воспитатель
ГБДОУ № 50 Приморского р-на Санкт-петербурга
 
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический и художественный вкус. Дети знакомятся с произведениями искусства и со средствами художественной выразительности. Развиваются чувства цвета и ритма, умение высказывать оценочные суждения по поводу того, что красиво, а что – некрасиво. Воспитывается образное восприятие и отражение мира в изобразительной деятельности. В процессе изобразительной деятельности у детей развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства, эстетический и художественный вкус. Дети знакомятся с произведениями искусства и со средствами художественной выразительности. Развиваются чувства цвета и ритма, умение высказывать оценочные суждения по поводу того, что красиво, а что – некрасиво. Воспитывается образное восприятие и отражение мира. Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. В процессе рисования ребенок испытывает различные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно слиты с нравственным. Ребенок, осваивая окружающий мир, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что он видит, и то, с чем он действует. Очевидно, что чем определённее набор эталонов цвета (зеленая трава, синее море, желтое солнце и т.д.), тем дольше ребенок по мере взросления будет находиться в пределах «детского восприятия». И наоборот, чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия. Изобразительное искусство в современной эстетике определяется как форма общественного сознания, форма познания действительности, отражающая мир в конкретных, зримых образах, т.е. художественных. Изобразительное искусство отличаются от других видов искусства по предмету преимущественного отражения, по характеру и типу образности, по способу удовлетворения эстетической потребности, по материалу и по законам создания своего специфического художественного образа. Художественный образ в изобразительном искусстве содержит в себе как общие признаки художественного образа, как основной эстетической категории, так и имеет только ему присущие отличительные особенности. Характеризуя художественный образ как общеэстетическую категорию, следует отметить, что проблема его изучения имеет глубокие исторические корни. Одно из интересных определений художественного образа было дано болгарским теоретиком Тодором Павловым. Согласно этому определению художественный образ - это неразрывное единство эстетической реальности, идейности-духовности и художественной меры, а искусство есть система художественных образов. Художественный образ всегда метафоричен. Это иносказательная метафоричная мысль, раскрывающая одно явление через другое. Метафоричность придает искусству глубокий внутренний смысл, помогает глубже познавать мир и воздействовать на чувства человека. Художественный образ отличается ассоциативностью. Мышление художника ассоциативно. Одна из отличительных черт художественного образа - многозначность. Образ так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь, исчерпать которую невозможно, поэтому одним из аспектов многозначности является недосказанность. Эмоциональность важнейшая первооснова художественного образа. Художественный образ соединяет в себе индивидуальное и типическое. Всякий художественный образ выступает либо как конкретное изображение тех или иных явлений действительности, либо как выражение определенных событий духовной жизни человека, либо переплетает между собой то и другое. Но при этом в нем не просто представлены индивидуально определенные черты, а раскрываются общие существенные черты и закономерности, лежащие в их основе. Образ неповторим, принципиально оригинален. Даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему, разные творцы создают разные произведения. На них накладывает свой отпечаток авторский почерк, особенности его творческой манеры. Образ как процесс рассматривается Х.Ш. Якубовой, которая выделяет три основных этапа его развития : 1- создание в сознании художники прообраза будущего про- изведения ; 2 - воплощение этого прообраза художником в материале ; 3 - восприятие зрителем произведения искусства и его отражение в сознании воспринимающего. Художественный образ - специфический способ творческой переработки материала действительности в искусстве. В этом сложном динамическом явлении особо подчеркивается значение развертывания образа. Отдельный образ и вся система художественного произведения образуют «горизонтальное» развертывание образа сюжетного или логического характера, а также в форме ассоциативных, взаимодополняющих, причинно-следственных и др. связей и противопоставлений. Развертывание образа, разработка его особенностей, логики и тенденций развития. Она осуществляется через сочинение перипетий, эпизодов, через выявление нюансов и деталей изображаемого явления. В разработке проявляются богатство ассоциаций и воображения художника. Проблема формирования выразительного образа в рисунках старших дошкольников средствами нетрадиционных художественных техник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительного творчества и зависимостью его развития от владения изображения. В исследованиях Е.А..Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С. Комаровой , Р.Г.Казаковой, Т.П. Казаковой вопросы развития детского изобразительного творчества в рисовании рассматривались в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка и изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках : карандашами в деревянной оправе и без ( уголь, сангина и др. ), красками гуашь и акварель и др. Исследования Т.С. Комаровой посвящены специальному изучению проблем обучения детей технике рисования и раскрывают не только зависимость выразительности детских рисунков от техники рисования, но и систему обучения детей дошкольного возраста реалистическому рисованию. Однако до последних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоение детьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которых проявлялось только в разнообразии свойств правел движении многообразие графических, в том числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет их использования в детском рисовании как средств повышения выразительности изображаемых детьми образов и предметов, что послужило называть эти техники «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать их в качестве объекта педагогического исследования по формированию выразительного образа в детских рисунках. Педагогические проблемы формирования выразительного образа в детском рисунке изучали исследователи детского изобразительного творчества: А.А.Дмитриева, С.В.Иванникова, В.А. Инжестойкова, Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, Н.П.Сакулина, Е.АФлерина и др., которые в своих работах раскрыли особенности создания детьми образа в различных видах изобразительной деятельности дошкольников, определили его как форму не только изображения, но и проявления детьми своих чувств, знаний, умений и отношений. Отличительные черты, этапы становления в детских работах, критерии и средства выразительности, описанные исследователями, позволили называть образы в детском рисунке не художественными, а выразительными. При этом все исследователи искали и описывали наиболее эффективные педагогические условия формирования выразительного образа в детском рисовании. Л.А.Венгер, Е.Н.Игнатьев, Н.Л.Сакулина основным условием возникновения образа считают непосредственное чувственное ознакомление с предметами и явлениями действительности. Т.Г.Казакова указывает на необходимость специальной организации восприятия детей с целью формирования нужных представлений об изображаемом образе. Исследователи В.С.Кузин, Б.М.Неменский, Р.М.Чумичева и др. исходят из того, что активное воздействие на ребенка средствами искусства способствует обогащению и разнообразию выразительных образов в детских рисунках. Все исследователи считают, что одним из условий повышения выразительности детских рисунков является руководство со стороны взрослого, отмечая, что зависимость между развитием детей и руководством со стороны взрослых видна явно и в полной мере. Где работает талантливый педагог, там всегда появляются одаренные дети. Однако анализ процесса изображения показывает, что для создания образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Исходя из этого, Т.С.Комарова видит один из путей повышения выразительности образов в детских рисунках в обучении дошкольников технике рисования. Она пишет, что нужно научить детей технике рисования, чтобы они могли свободно ею распоряжаться, наиболее полно выражать в рисунке свои впечатления об окружающей жизни. Она утверждает, что определение художественной техники, которое принято в изобразительном искусстве, в основном применимо и к технике детского рисунка. Следовательно, понимать художественную технику и в детском творчестве следует широко, включая сюда технику исполнения, манеру ведения работы, способы использования тех или иных материалов в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Делая в своих работах акцент на формировании двигательных умений и навыков, необходимых для рисования, Т.С.Комарова в то же время рекомендует включать в детское творчество различные художественные материалы и техники и обучать дошкольников способам работы с ними, пониманию их выразительных свойств. Исследователи Т.Г.Казакова, Н.П.Костерин, рекомендуют использовать в детском изобразительном8творчестве следующие материалы и техники: акварель, гуашь, цветные, графитные, восковые карандаши, а также активизировать процесс обучения изобразительному творчеству путем привлечения мягких материалов : сангины, соуса, пастели, угля или угольного карандаша «Ретушь». На настоящем этапе задача активизации творческих способностей детей приводит педагогов к необходимости поиска новых способов художественного выражения. Однако к использованию в процессе обучения дошкольников изобразительной деятельности рекомендуется ограниченный круг художественных техник, что сдерживает активизацию творческих возможностей дошкольников и отрицательно сказывается на выразительности детских работ. Педагогу необходимо проанализировать многообразие художественных техник, выявить нетрадиционные для дошкольного образования техники и обосновать доступность их освоения и эффективность использования в детском рисовании. Выявить доступные овладению дошкольников нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники, такие как : акварельные мелки, рисунок кистью, работа с губкой, гравюра на картоне, раскрыть зависимость между выразительным образом и техникой его исполнения, разработать педагогические условия формирования выразительного образа средствами нетрадиционных художественных техник. Художественная техника выступает в рисунках дошкольников как форма выражения содержания, т.е. образа, в котором проявляются чувства, знания и умения детей. Овладение нетрадиционными для дошкольного образования художественными техниками способствует повышению выразительности художественных образов в рисунках старших дошкольников, поддержанию их эмоционально-положительного отношения к изобразительной деятельности, способствует удовлетворению потребности детей в художественном выражении, развитию детского изобразительного творчества. Процесс овладения дошкольниками умениями и навыками работы в нетрадиционных для дошкольного образования художественных техниках проходит успешно при следующих условиях: доступность нетрадиционных художественных техник, предлагаемых к освоению; использование различных форм занятий, коллективные работы, организация выставок силами детей, использование богатого иллюстративного материала, в полной мере демонстрирующего особенности каждой нетрадиционной техники; создание активно воздействующей предметно-пространственной среды; наличие необходимого оборудования и материалов и правильная организация места для них. Нетрадиционные художественные техники являются эффективным средством усвоения дошкольниками изобразительно-выразительных средств создания художественного образа, а также закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить повышение выразительности образов в детском рисовании. Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, необходимо учитывать, что художественной творчество не знает ограничений не в материале, не в инструментах, не в технике. Детей надо учить рисовать не только с помощью пальцев руки, ладошек и др. предметов, необходимо учить использовать в работе художественные инструменты, именно они дадут вариативность, такие навыки работы будут способствовать совершенствованию живописной техники, фантазии, творчества. Для ребенка художественный инструмент, материал обладает завораживающей, притягательной силой, воспитатель должен способствовать раскрытию их возможностей. Они помогут раскрыть замысел, воздействуют на развитие умений и навыков, способствуют созданию художественного образа. Кроме того, познавая свойства и качества разнообразных инструментов и материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт, при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую при творческой деятельности. 

1. В.С.Мухина «Детская психология». – М., 1985. – 270с.
2. В.С.Мухина «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта». – М., 1981. – 240с.
3. Т.А.Копцева «Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольников образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов». – М., 2006. – 208с.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»