Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

О нарушениях лексического строя речи
у детей старшего дошкольного возраста
с психической депривацией

Перлова Алина Александровна 
Известно, что развитие словаря дошкольников возможно только при целенаправленном систематическом руководстве взрослого. Развитие лексического строя речи в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми. Все вышеперечисленное, к сожалению, является невозможным в полной мере для детей с психической депривацией, проживающих в учреждениях закрытого типа [5].
В исследованиях, посвященных изучению социальных и психолого-
педагогических аспектов проблемы психической депривации, указывается на своеобразие речевого развития, в том числе и лексического строя речи у детей, воспитывающихся вне семьи [1, 2, 3, 4 и др.].В ходе проведения экспериментального исследования было установлено, что дети дошкольного возраста (6−6,5 лет), воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, отстают по уровню сформированности лексического строя речи от детей, воспитывающихся в семье, как с нормальным, так и с нарушенным речевым развитием: общее недоразвитие речи (ОНР), третий уровень речевого развития, стертая дизартрия. Существенные различия между детьми, воспитывающимися в семье и вне ее, были выявлены, в частности, при исследовании лексической системности (исследовании вербальных ассоциаций). Так, количество слов-реакций в группе детей в норме не только существенно преобладает в количественном отношении по сравнению с детьми с общим недоразвитием речи, воспитывающимися в семье и тем более с детьми, воспитывающихся в условиях учреждения закрытого типа.
Исследование вербальных ассоциаций (по методике свободного ассоциативного эксперимента) позволило определить соотношение разных типов ассоциирования у старших дошкольников, участвовавших в экспериментальном исследовании.
Так, у детей старшего дошкольного возраста (6−6,5 лет) с нормальным речевым развитием преобладал синтагматический тип ассоциирования. Синтагматических ассоциаций у детей с нормальным речевым развитием в ходе исследования наблюдалось значительно больше, чем у «семейных» детей с ОНР и детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (114 р., 36 р., 23 р.). Единичными примерами данного типа ассоциирования у детей, воспитывающихся вне семьи, являются: летящий — самолет; сто-
ит — паук; петь — песенки; освещается — полянка; падать — в туалете; желтый — мячик; громко — звенит будильник; летящий — лепесток.
Второе место среди всех типов вербальных ассоциаций старших дошкольников занимают тематические ассоциации, выражающие прагматическую, связанную с познавательным опытом сторону значения слова. Среди тематических ассоциаций наиболее распространенными у всех детей, участвующих в эксперименте, были ассоциации по общему признаку и ассоциации (бабочка — птица), выражающие отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (смелость — мальчик). Менее распространенными оказались ассоциации, выражающие причинно-следственные связи (падать — больно) и ассоциации, выражающие отношения объекта и места его нахождения (посуда — столовая). Необходимо отметить, что у детей, воспитывающихся в учреждениях
интернатного типа, в отличие от «семейных» детей, среди тематически ассоциаций не встречались ассоциации, выражающие отношения объекта и действия, которое осуществляется данным объектом, отношения образа предмета и действия, а также ассоциации орудия действия и объекта, обозначаемого словом-стимулом.
На третьем месте у всех детей, воспитывающихся в семье, по распространенности типов вербальных ассоциаций выступают парадигматические. У детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, парадигматические ассоциации встречались реже, по сравнению с «семейными» детьми, как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи (10 р., 30 р., 21 р.). Такой тип ассоциирования может выражать следующие отношения: ассоциации, отражающие синонимические, антонимимические, родовидовые отношения, отношения «целое — часть».
При этом среди парадигматических ассоциаций в ответах детей, воспитывающихся вне семьи, и детей, воспитывающихся в семье, чаще были зафиксированы ассоциации, выражающие синонимические отношения и отношения подобия. Менее распространенными у детей, участвующих в исследовании, были ассоциации, выражающие синонимические отношения, что может свидетельствовать о несформированности семантических полей, трудностях выделения основного дифференциального признака лексемы.
Словообразовательные реакции встречались чаще в ответах детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и «семейных» детей с общим недоразвитием речи, по сравнению с «семейными» детьми с нормальным речевым развитием (55 р., 48 р., 7 р.). Словообразовательный тип ассоциирования, встречающийся у старших дошкольников, участвовавших в эксперименте, можно разделить на подтипы: слова-стимулы и слова-реакции относятся к одной части речи (стол — столик); слова-стимулы и слова-реакции относятся к разным частям речи (громко — громкость). Фонетические ассоциации встречались преимущественно в ответах детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. При этом, как правило, такие ассоциации возникали после повтора слова-стимула экспериментатором, если при предъявлении слова-стимула в первый раз ребенок молчал.
Кроме этого, в ответах детей дошкольного возраста, воспитывающихся вне семьи, по сравнению с «семейными» детьми, как с нормальным речевым развитием, так и с общим недоразвитием речи, преобладали случайные ассоциации, а также модель до-семантического ассоциирования. Как правило случайной ассоциацией у детей из детского дома были слова, обозначающие предметы, находящиеся рядом. Необходимо отметить, что время, которое требовалось детям для воспроизведения слов-реакций на слова-стимулы, было различным. Так, если дети в норме давали реакцию на слово-стимул в среднем в течение 3 секунд, то дети с нарушениями речи и дети, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, отвечали в течение 20–30 секунд.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что результаты вербального ассоциативного эксперимента наиболее точно демонстрируют несформированность семантических полей и лексической системности слова у детей старшего дошкольного возраста, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа по сравнению не только со сверстниками с нормальным речевым развитием, но и с речевой патологией, воспитывающимися в семье. Для детей с психической депривацией характерен особый механизм ассоциирования. Это связано с уровнем их когнитивного развития, ограниченностью представлений об окружающем мире, трудностью осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности.
 
Список литературы 
1. Бордовская Е. В. Дошкольники с психической депривацией: проблемы коррекционно-развивающей работы / Е. В. Бордовская. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 2004. — 99 с.
2. Бордовская Е. В. Логопедическая работа по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников с психической депривацией : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Бордовская. — СПб., 2002. — 23 с.
3. Илюк М. А. Логопедическая работа с дошкольниками в детском доме / М. А.
Илюк. — СПб. : Каро, 2008. — 208 с.
4. Ковалева М. В., Лопатина Л. В. Структура лексико-семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с психической депривацией / М. В. Ковалева, Л. В. Лопатина // Специальное образование : научно-методический журнал. — 2019. 
№ 2. — С. 65–73.
5. Шипицына Л. М. Психология детей-сирот : учеб. пособие. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. — 628 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»