Проектная деятельность в детском саду
Чадович Екатерина Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
комбинированного вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Вопросы формирования, поддержки и развития познавательной инициативы у детей в условиях детского сада и семьи очень важны по целому ряду причин. Во-первых – каждый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт в целях реализации собственных замыслов. Уникальность личности каждого человека проявляется вовсе не во внешности, а именно в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ребенку наиболее значимым, нравится и получает одобрение у других людей – он оказывается в ситуации социального принятия. Данная ситуация принятия провоцирует и стимулирует личностный рост ребенка и дает возможности для самореализации. Во-вторых – постоянно меняющееся информационное поле, в котором находится человек, требует от него нестандартных действий в самых разнообразных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления и креативности каждого индивида. В-третьих – сама идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития личности, также основывается на умении проявлять продуктивную инициативу.воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
комбинированного вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Подобное умение необходимо воспитывать с самого раннего детства. Но на пути к его становлению человек сталкивается с определенными трудностями, одна из которых связана с тем, что социум, в котором он находится – является строгой нормативной системой и от человека требуется действовать по определенным правилам, а значит, стандартным и принятым способом. Креативность и инициатива всегда предполагает выход за определенные рамки. И вместе с тем, это действие должно быть культурным и вписываться в принятые нормы систем и правил. Ребенок, проявляющий нестандартность мышления и инициативу, должен ориентироваться на культуру окружающей его действительности. Обеспечивают такую ориентировку общие способности (в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности). Чаще всего способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в культурном пространстве. Однако мы помним, что познавательная инициатива предполагает собой выход за пределы культуры. Каким образом тогда можно культурно-адекватным образом обеспечить выход за пределы культуры? Разрешение этой проблемы кроется в проектной деятельности. Именно она позволяет поддержать детскую инициативу, оформить ее в виде культурно значимого продукта (в последствие в виде культурного образца или даже нормы).
Данная идея трактовки детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности обеспечивает для дошкольников не только успешное ее выполнение, но и позитивные изменения в познавательном развитии малышей, стремлении к творческой инициативе при выполнении оригинальных работ. Также существенно меняются в позитивную сторону межличностные отношения детей, они учатся продуктивно взаимодействовать, развивается умение слышать другого и различными способами выражать свое отношения к реальности. Наблюдаются и изменения в отношениях между родителями и детьми, дети становятся более интересными для их родителей с точки зрения партнеров по совместной деятельности.
Что же такое «проектная деятельность»? В детском саду малыши осваивают такие традиционные виды детской деятельности как рисование, лепка, конструирование и т.д. Данные виды детской деятельности называются продуктивными. В процесс продуктивной деятельности дошкольники учатся культурным образцам, которые предъявляет воспитатель (например, осваивают способы и приемы рисования, помогающие изобразить определенный предмет или объект, учатся использовать пространство листа, цвет и форму). В процессе ребенок создает какой-либо продукт (рисунок, аппликацию, поделку). Запоминая последовательность выполнения работы от простого к сложному ребенок достигает технического совершенства, это и является конечной целью взаимодействия ребенка и взрослого. Опыт показывает, что чаще всего такое взаимодействие не попадает в зону ближайшего развития ребенка, так как большую часть своего времени дети выполняют четкие инструкции взрослого. Чтобы поддержать инициативу детского творчества воспитатели организуют выставки рисунков и поделок детей. Однако на практике оказывается, что эти поделки выражают не творческий замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. А качество выполнения работы оценивается не по тому, как ребенок выразил собственное видение окружающего мира или нашел новое решение, а тем, как точно ребенку удалось выполнить все инструкции воспитателя. В данном случает стремление к получению определенного окончательного результата приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.
Проектная деятельность основана на особом типе взаимодействия ребенка и взрослого, которое базируется на некоторых принципах:
- Проектная деятельность начинается тогда, когда прямое взаимодействие оказывается невозможным.
- Проектная деятельность предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
- Проектная деятельность всегда опирается на субъективность ребенка (проявление самостоятельности и активности).
- Проектная деятельность предполагает не только реализацию идеи, но и реализацию смысла.
- Проектная деятельность имеет адресный характер.