Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Проектная деятельность в детском саду

Чадович Екатерина Ивановна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
комбинированного вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга
 
Вопросы формирования, поддержки и развития познавательной инициативы у детей в условиях детского сада и семьи очень важны по целому ряду причин. Во-первых – каждый человек должен как можно раньше получить позитивный социальный опыт в целях реализации собственных замыслов. Уникальность личности каждого человека проявляется вовсе не во внешности, а именно в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ребенку наиболее значимым, нравится и получает одобрение у других людей – он оказывается в ситуации социального принятия. Данная ситуация принятия провоцирует и стимулирует личностный рост ребенка и дает возможности для самореализации. Во-вторых – постоянно меняющееся информационное поле, в котором находится человек, требует от него нестандартных действий в самых разнообразных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления и креативности каждого индивида. В-третьих – сама идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития личности, также основывается на умении проявлять продуктивную инициативу.
Подобное умение необходимо воспитывать с самого раннего детства. Но на пути к его становлению человек сталкивается с определенными трудностями, одна из которых связана с тем, что социум, в котором он находится – является строгой нормативной системой и от человека требуется действовать по определенным правилам, а значит, стандартным и принятым способом. Креативность и инициатива всегда предполагает выход за определенные рамки. И вместе с тем, это действие должно быть культурным и вписываться в принятые нормы систем и правил. Ребенок, проявляющий нестандартность мышления и инициативу, должен ориентироваться на культуру окружающей его действительности. Обеспечивают такую ориентировку общие способности (в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности). Чаще всего способности выступают в качестве психологического инструмента, позволяющего ребенку осуществлять движение в культурном пространстве. Однако мы помним, что познавательная инициатива предполагает собой выход за пределы культуры. Каким образом тогда можно культурно-адекватным образом обеспечить выход за пределы культуры? Разрешение этой проблемы кроется в проектной деятельности. Именно она позволяет поддержать детскую инициативу, оформить ее в виде культурно значимого продукта (в последствие в виде культурного образца или даже нормы).
Данная идея трактовки детской инициативы и ее реализации в проектной деятельности обеспечивает для дошкольников не только успешное ее выполнение, но и позитивные изменения в познавательном развитии малышей, стремлении к творческой инициативе при выполнении оригинальных работ. Также существенно меняются в позитивную сторону межличностные отношения детей, они учатся продуктивно взаимодействовать, развивается умение слышать другого и различными способами выражать свое отношения к реальности. Наблюдаются и изменения в отношениях между родителями и детьми, дети становятся более интересными для их родителей с точки зрения партнеров по совместной деятельности.
Что же такое «проектная деятельность»? В детском саду малыши осваивают такие традиционные виды детской деятельности как рисование, лепка, конструирование и т.д. Данные виды детской деятельности называются продуктивными. В процесс продуктивной деятельности дошкольники учатся культурным образцам, которые предъявляет воспитатель (например, осваивают способы и приемы рисования, помогающие изобразить определенный предмет или объект, учатся использовать пространство листа, цвет и форму). В процессе ребенок создает какой-либо продукт (рисунок, аппликацию, поделку). Запоминая последовательность выполнения работы от простого к сложному ребенок достигает технического совершенства, это и является конечной целью взаимодействия ребенка и взрослого. Опыт показывает, что чаще всего такое взаимодействие не попадает в зону ближайшего развития ребенка, так как большую часть своего времени дети выполняют четкие инструкции взрослого. Чтобы поддержать инициативу детского творчества воспитатели организуют выставки рисунков и поделок детей. Однако на практике оказывается, что эти поделки выражают не творческий замысел ребенка, а педагогический замысел воспитателя. А качество выполнения работы оценивается не по тому, как ребенок выразил собственное видение окружающего мира или нашел новое решение, а тем, как точно ребенку удалось выполнить все инструкции воспитателя. В данном  случает стремление к получению определенного окончательного результата приводит к тому, что сам процесс обучения новому уходит на второй план.
Проектная деятельность основана на особом типе взаимодействия ребенка и взрослого, которое базируется на некоторых принципах:
  1. Проектная деятельность начинается  тогда, когда прямое взаимодействие оказывается невозможным.
Например: если ребенок захотел нарисовать рисунок, взял для этого бумагу и карандаш и нарисовал задуманное, эта деятельность не будет считаться проектной, так как все свои действия ребенок выполнил в рамках продуктивной деятельности. Проектная деятельность возникнет в том момент, когда ребенок обнаружит проблему и задумается над ее решением (малыш увидел, что кисточка пачкает стол – проблемная ситуация в процессе решения которой он пришел к выводу, что нужно придумать что-то такое, чтобы они не пачкали все вокруг).
  1. Проектная деятельность предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
В ходе выполнения продуктивной деятельности воспитатель предлагает ребенку образец и алгоритм выполнения действий. В процессе же проектной деятельности дошкольник сам оказывается перед проблемой, которую ему самому необходимо решить. Малыш пробует различные варианты решения и находит наиболее оптимальный. При этом очень важным становится процесс обсуждения возможных вариантов деятельности, их эффективности, а не просто выбор одного решения. Замысел ребенка чаще всего опережает его технические возможности и поэтому он не может рассчитывать на помощь других детей, ему необходимо участие взрослого и в первую очередь – родителей. Совместная реализация детского замысла позволяет детям и взрослым лучше понять друг друга и установить доверительные отношения. Педагоги детского садаочень чутко относятся к своим воспитанникам и эмоционально поддерживают их, однако данная поддержка не должнавыливаться в готовности выполнить творческое задание за ребенка или в предложении взрослым возможных вариантов решения проблемы. Наоборот, взрослый должен таким образом сформировать проблемную ситуацию, чтобы ребенок сам предложил свои варианты решения.
  1. Проектная деятельность всегда опирается на субъективность ребенка (проявление самостоятельности и активности).
Дошкольнику необходимо самому иметь собственное мнение и отношение к определенной ситуации. Если высказывание ребенка получит поддержку и одобрение – появится новое пространство для творческой деятельности и инициативы. Поддержав инициативу детей педагог дает им позитивный опыт высказывания. Это очень важным становится для пассивных детей, которые по некоторым причинам часто не имеют социального опыта проявления инициативы.
  1. Проектная деятельность предполагает не только реализацию идеи, но и реализацию смысла.
Ребенок проявляет инициативу только в значимой для него ситуации. Ему необходимо не только научиться прислушиваться к собственным переживаниям, уметь выражать их не только в словах, но и в продуктах своей деятельности. Например – подготовка к празднику – проектная деятельность начнется только в тот момент, когда воспитатель, совместно с ребенком, постарается открыть смысл праздника.
  1. Проектная деятельность имеет адресный характер.
Так как в проектной деятельности ребенок выражает свое отношение к решаемой проблеме и индивидуальное смысловое решение, то он всегда ищет того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта (адресата). Поэтому проектная деятельность в конечном итоге имеет ярко выраженную социальную окраску и является одним из немногих социально значимых действий, доступных ребенку-дошкольнику.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»