Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как  воспитать у ребёнка любовь к труду

Ремизова Марина Владимировна
В своей статье я хочу обратиться к такой важной  и всегда актуальной теме, как трудовое воспитание детей.  Уж, казалось бы, что проблема трудового воспитания дошкольников хорошо изучена: написано огромное количество статей, программ, разработано множество методик. Но  почему же тогда мы возвращаемся к этой теме? Ответ прост:  мы хотим упростить подачу информации родителям, ещё больше заинтересовать их в том, чтобы их малыши выросли гармонично развитой личностью, приспособленной жить и работать в нашем обществе. «Надо  поставить свою жизнь в такие условия, чтобы труд был необходим. Без труда не может быть чистой и радостной жизни», - так писал великий писатель А.П.Чехов. Исходя из своего 30-летнего педагогического опыта, я убеждена, что всё лучшее, все навыки и умения закладываются в детстве, и от нас с вами зависит, каким вырастет наш малыш!
   Труд – это важнейшая форма деятельности и особое внимание развитию трудолюбия нужно уделять именно в дошкольном возрасте, т.к. чем ребёнок старше, тем приучить его к труду будет сложнее.  Любые трудовые действия  должны приносить радость ребёнку, а наша задача – всячески развивать чувство удовлетворённости от этого процесса. 
 Напомню, что выделяются следующие виды трудовой деятельности:
  • Хозяйственно – бытовой (самообслуживание, умение убирать за собой игрушки, наводить порядок в комнате и т.п.).
  • Труд  в природе (ухаживание за домашними животными, растениями, работа на участке и т.п.).
  • Ручной труд ( создание поделок из различных материалов, работа с ножницами и т.п.).
    Все мы знаем, что главным примером для малыша являются его родители. И уже с того момента, когда малыш начинает понимать речь, мы можем своим примером начинать приучать его  к труду, ведь ребёнок внимательно следит за нашими действиями.
 Итак, начинаем с малышей 2-3 лет.
В этом возрасте закладываются элементы  хозяйственно-бытовой трудовой деятельности. Уже с 2-х лет ребёнок способен понять, что для каждой игрушки есть своё место. Если он видит, как мама убирает свои вещи всегда в определённое место, то он тоже будет стараться следовать её примеру.  
Так как малыш 2-3 лет познаёт мир, через игру, мы обыгрываем уборку игрушек. Например: скажем, что зайчика или куклу надо положить спать в свой домик, в свою кроватку, а машинку поставить на автостоянку до следующего дня. Затем спокойно начинаем убирать  игрушки, попросив малыша помочь. Как правило, дети больше любят разбрасывать  игрушки, чем собирать их, но мы должны доброжелательно напоминать, что у каждой игрушки есть своё место. Главное приучать малыша к этим действиям и обязательно благодарить за помощь.
   С 3-4 лет у ребёнка наступает период – «Я сам»,  здесь начинают закладываться навыки самообслуживания, связанные  с удовлетворением своих личных потребностей. Ребёнок пытается сам раздеваться, одеваться, причёсываться, умываться и т.п. И в этот момент надо быть очень осторожными: даже если вы торопитесь, дайте малышу возможность осуществить  задуманное. Встаньте пораньше, чтобы малыш, собираясь  в детский сад, мог начать одеваться сам, при этом, конечно, помогая ему застегнуть пуговицы, поправить воротничок или  заправить рубашку в брюки. В младшем дошкольном возрасте важно установить последовательность действий. (Например, для мытья рук надо сначала закатать рукава, затем включить воду, взять мыло, вымыть руки, а потом ополоснуть лицо). Сначала этот процесс будет проходить медленно и потребует от вас большого терпения, но зато потом ваш малыш всегда будет аккуратен. В детском саду мы используем  картинки – алгоритмы ( последовательность умывания, одевания, причесывания и т.п.), закрепляя необходимые навыки самообслуживания.
  С 4-х лет можно увеличить количество поручений. Например, мама попросит дочку принести тазик с водой и тряпочку, чтобы протереть пыль или папа попросит сына помочь достать инструменты для работы по дому. Поверьте, ваши малыши с удовольствием помогут,  если вы  всё будете делать вместе.  Многие родители говорят: « Нам проще и быстрее  самим одеть ребёнка, убрать игрушки, посуду со стола!»  или: «Ты мне только мешаешь!». Этого нельзя делать ни в коем случае! Ведь так малыш может подумать, что его  ругают, что мама сердится и потерять интерес к  процессу трудовой деятельности. А для нас  главное  в этом возрасте  выработать привычку самостоятельно  одеваться, раздеваться, умываться, убирать игрушки, выполнять посильные трудовые поручения и получать  от всего   этого удовольствие.
Вспомним, что в среднем и старшем возрасте  у детей расширяются физические возможности, возрастает осознание  значимости труда в обществе.  И, начиная с 5-6 лет, расширяем «поле» трудовой деятельности. Начинаем вовлекать ребёнка в коллективный труд. Например, по воскресеньям, всей семьёй заняться уборкой квартиры, или привлечь сына или дочь помочь нам в  приготовлении пищи (5-летний малыш уже может помочь бабушке раскатать тесто, маме – приготовить салат, папе – пылесосить или чинить мебель). Дома, коллектив – это семья, а в детском саду – группа детей.  Также  в среднем и старшем  возрасте добавляются  трудовые поручения в  природе. Малыш уже способен  осознанно покормить домашнего питомца, полить цветы, с удовольствием расчищает лопатой снег на участке (зимой) или опавшие листья (осенью).
  С 5-6 лет начинает появляться устойчивый интерес  к ручному труду. Ребёнок с гордостью  показывает поделки, открытки и другие работы, изготовленные собственными руками. Здесь мы должны помнить, что в этом возрасте внимание  у детей быстро переключается на другие занятия и  поэтому  нельзя заставлять  малыша долго заниматься чем-то одним.  Но в то же время 5-6 летним детям  помимо одноразовых поручений, нужно давать  постоянные задания. Например, ребёнок всегда накрывает на стол и убирает посуду после ужина. Объясняем, что мама – готовит, папа – моет посуду, а сын убирает  её. Малыш почувствует себя  полноправным членом семьи и это наполнит его радостью и желанием повторить сделанное. Таким образом, мы воспитываем  в ребёнке чувство ответственности.
 Если дети 2-3 лет воспринимают работу как игру, то 6-7 летние дети понимают, что труд – это определённые обязанности и в повседневной работе интересного мало. К тому же, в  последний перед школой год у ребёнка появляются дополнительные нагрузки: посещение музыкальной школы, различных кружков, спортивных секций, ему хочется поиграть в компьютерные игры или посмотреть телевизор.  Понятно, что малыш устаёт и ему  уже не хочется убирать свои игрушки, складывать одежду или мыть посуду. А если  он ещё видит, как папа, приходя с  работы, ложится  на диван  и не встаёт оттуда до утра, глядя в  телевизор, или мама со словами : «Завтра уберу», бросает свои вещи, то интерес к труду может вообще исчезнуть.  Старайтесь не  сердиться и не ругать  малыша за отказ от уборки, постарайтесь объяснить, что вам нужна помощь,  что вы тоже устали, и если никто не накроет на стол, не приготовит еду, не помоет посуду, то можно остаться без ужина.  У ребёнка появится  цель (ужин), он почувствует себя необходимым и с радостью вам поможет.
Таким образом, мы выделили различия у детей разного возраста при подготовке их к  трудовой деятельности.
  1. Личный пример взрослого необходим всегда.
  2. Никогда не ругайте ребёнка, если  у него  что-то не получается, так  можно вызвать  отвращение к труду.
  3. Всегда хвалите ребёнка за то, что он старается сделать, даже если попытка помочь неудачна.
  4. Не приучайте ребёнка к награде за  выполненное трудовое поручение. Он может  привыкнуть и в дальнейшем отказываться делать что-либо без награды.
  5. Помните, что прежде чем дать ребёнку какое-то  поручение, нужно подумать, а может ли он  его выполнить. Обязательно учитывайте  его возрастные возможности.  Например, бессмысленно  просить 2-летнего ребёнка мыть посуду, а вот дети старшего  дошкольного возраста выполнят это  поручение с радостью.
 Дорогие родители, я буду очень рада, если эта статья поможет  вам воспитать  трудолюбивого, аккуратного, ответственного человека, которым вы будете гордиться по праву.
 
Ремизова М.В. воспитатель

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»