Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Работа с природным материалом

Титова Ольга Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 28
комбинированного вида
Василеостровского района Санкт-Петербурга 
Богата и сказочна природа наших лесов и полей. В любое время года она предстает перед нами яркими красками и дает простор фантазии и творчеству, возрождая нежные и добрые чувства в человеке.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения, всевозможного проявления творчества детей и взрослых. С прогулки малыши часто приносят желуди, ветки, камешки, шишки, с путешествия к водоему – красивые ракушки и палочки. Дети склонны долго рассматривать собранный природный материал, перебирать, ощупывать, обследовать его. Это способствует запоминанию красок и формы, а также свойств каждого вида материала. Например, малыши узнают, что орехи круглые, с бугристой поверхностью, бугристые или круглые, желуди – овальные и блестящие, желтовато-коричневые, каштаны – круглые, крупные и темно-коричневые, рогоз – цилиндрический, с мягкой и бархатистой поверхностью, коричневый и т.д.
Встречи с природой всегда расширяют кругозор дошкольников об окружающем мире, учат их внимательно рассматривать, вглядываться в различные явления, сохранять и поддерживать целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, а если вначале неловким движением руки ребенок нередко повреждает игрушку, то впоследствии, в процессе регулярного труда, рука приобретает уверенность и точность, а пальцы становятся более гибкими. Это важно для подготовки детской руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд всегда способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию и укреплению координации движений, точности и гибкости при выполнении каких-либо действий. В процессе изготовления поделок образуется система специальных навыков и умений.
Большое внимание труд с природным материалом оказывает на умственное развитие детей, на развитие мышления ребенка. Если проследить путь работы с детьми по изготовлению поделок из природного материала, то мы можем заметить, что вначале дети рассматривают образец, часто аанализируют его структуру, проверяют способы изготовления, затем, после усвоения этого процесса задания усложняются, воспитанникам показывают фотографию или рисунок поделки, которую нужно воспроизвести, и, наконец, они без предварительного анализа изготавливают поделку по заданию или по собственному замыслу.
Во время такой работы создаются условия не только для развития планирующей функции речи, но и для речевой регуляции поведения. Возрастающее  влияние словесной регуляции собственных действий и поведения ребенка проявляется в повышении уровня его ориентировки во внешнем мире и в самом себе, выработке новых знаний, умений и навыков.
Занимательность работы по созданию и изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у малышей также внимания, повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления котенка или собачки ребятам предлагается вначале рассмотреть, где нужно будет делать отверстия для лап (как они должны быть расположены, симметрично, на одном уровне, не очень высоко и не очень низко, чтобы выглядели, как настоящие), как прикрепить голову и другие детали.
Такие поделки из природного материала в большой степени удовлетворяют любознательность ребенка. В этом труде всегда есть новизна, творческое решение, возможность добиваться более совершенных результатов и получать удовольствие не только от процесса создания работы, но и от конечного результата.
Благоприятное эмоциональное настроение детей во время создания игрушек, радость общения в труде и наслаждение в процессе создания красивой вещи очень важны для общего развития малыша. Очень много искренней радости и восторга приносят детям незамысловатые поделки из шишек и палочек, ракушек и рогоза. Любимой игрушкой часто становится какой-нибудь веселый зверек или человечек, изготовленный своими руками. Положительное эмоции являются неотъемлемым и очень важным стимулом в воспитании детского трудолюбия.
Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности каждого ребенка, воспитанию его характера и развитию нравственных качеств. Не так-то просто сделать игрушку: для ее изготовления требуется проявление определенных волевых усилий. Когда малыш встречается с трудностями и пытается их самостоятельно разрешить. Часто ребенку не удается выполнить какую-либо работу (подобрать шишки нужной форм или величины и т.п.), но под умелым руководством взрослого он постепенно учится устанавливать причины неудач и умение их преодолевать. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, умение доводить начатое дело до логического конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда, которые в старшем дошкольном возрасте приобретают значительную побудительную силу к действиям. Каждый ребенок получает возможность пережить и почувствовать радость от личного участия в общем, коллективном деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок дети встречаются с необходимостью не только анализировать образец и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы, соотносить свой результат с образцом.
Труд по изготовлению поделки их природного материала может быть как индивидуальным, так и коллективным. Коллективный совместный труд приносит дошкольникам большую радость своей слаженностью, четкой организованностью, умением договариваться и вместе выполнять действие. У детей наблюдаются стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Желательно использовать разнообразные виды коллективной работы детей для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, распределять операции выполнения работы. Большое влияние совместный коллективный труд оказывает на формирование у воспитанников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи и товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся с большим эмоциональным задором. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с  природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Приобщать детей к миру прекрасного нужно как можно раньше, стоит обращать их внимание на красоту цветов, плодов растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек. Тогда во время любой прогулки или экскурсии взрослый с малышом сможет собрать любое количество природного материала, необходимого для изготовления поделки или игрушки.
Можно построить общую характерную систему последовательности работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу:
  1. Рассматривание и анализ образца игрушки.
  2. Установление последовательности ее изготовления и планирование хода работы.
  3. Выбор способа соединения частей игрушки.
  4. Подбор материалов и инструмента (с помощью воспитателя или самостоятельно).
  5. Изготовление игрушки
  6. Анализ и оценка поделок.
 
Предложенная последовательность работы по изготовлению игрушек не является обязательной. Воспитатель может найти более удачные педагогические приемы при анализе образца, чтобы заинтересовать детей, повысить их умственную активность в процессе изготовления игрушки.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»