Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ
Ломова Елена Николаевна
«Ребенок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижениям товарища и готовности прийти к нему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера».
Анатолий Шапиро
В период дошкольного развития, наряду с игровой деятельностью, большое значение имеет и деятельность познавательная. Познание поможет ребенку развить планирование и анализ собственной практической деятельности, способствует раскрытию личности, постановке и достижению личных целей в будущем. Задача современного дошкольного образования - как раз этот навык познания развить. В частности, и через знакомство со свойствами различных предметов под действием разных явлений и процессов.Эксперименты с познанием окружающего мира начинаются у детей уже с возраста 1-2 лет. Сначала это проявляется в элементарных действиях - ребенок что-то пробует на вкус, извлекает звуки (с помощью погремушки, например), испытывает на прочность (укусить и бросить). С развитием координации и мелкой моторики эти эксперименты усложняются, однако спонтанность в исследовании еще сохраняется до 5-6 лет. Затем дети начинают вести более длительные наблюдения, а также активно начинают использовать приобретенные таким образом знания и навыки. Дошкольники старшего возраста уже способны ставить опыты и эксперименты по собственному плану, а также оценивать и фиксировать полученную информацию.
Находясь в детском саду, дети совершенствуют решения проблем познания как с помощью педагога, так и самостоятельно, в разных режимных моментах.
Согласно ФГОС, задача педагога заключается в создании оптимального климата, при котором ребенок мог бы самостоятельно раскрывать и совершенствовать навыки открытия свойств и особенностей предметов окружающего мира. Для этого необходимо ежедневно провоцировать познавательную активность, создавая для этого подходящую ситуацию.
Для достижения таких ситуаций я в своей работе использую следующие методы:
- Проблема - поиск решения. Основа метода - создание проблемной ситуации. Детям предстоит определить, собственно, саму проблему, предложить варианты ее решения, опытным путем проверить свои гипотезы и подвести итоги своих действий.
- Наблюдение за объектом - одно из активных видов исследования у детей. Правильная организация педагогом наблюдения в помещении группы или на прогулке помогает детям лучше погрузиться в мир окружающих зрительных образов, звуков и запахов, развивая таким образом визуальные и аудиальные способности.
- Эксперименты и опыты - важнейшие составляющие в развитии творчества, мыслительного процесса и логики у ребенка. Совместное экспериментирование дополнительно развивает наблюдательность, активность и самостоятельность, помогает становлению дружеского коллектива и его сплоченности. Благодаря взаимодействию с явлениями и объектами природы и детский словарь быстро обогащается новыми словами и обозначениями.
- “Мини-лаборатории”. Здесь хранятся различные приборы и инструменты для наших опытов и наблюдений - баночки, бутылочки, воронки, увеличительные стекла, шарики, трубочки и прочее.
- Материал для экспериментов. Он может быть природным (листья, шишки, скорлупа и.т.д) или бросовый, например: пуговицы или вата.
- Схемы ведения опытов и экспериментов. Различные картинки, памятки и мнемотаблицы помогут детям быстрее разобраться с ходом исследования и сделать его интереснее.
- Коллекции результатов предыдущих экспериментов и опытов
- Ну и специальное рабочее место для проведения опытов. Дети должны знать, что эксперименты проводятся именно в этом месте.
Детей младшего дошкольного возраста мы обычно знакомим с окружающей живой и неживой природой во время прогулок. Это дает им возможность экспериментировать в естественных условиях, а также самостоятельно наблюдать за свойствами воды и почвы.
Также, для закрепления понимания свойств окружающего мира мы проводим игры с водой ( “Есть ли у воды вкус?”, “Как вода отправилась гулять”, “Какие предметы держатся на воде”, “Какого цвета вода?”, “Свойства снега”), игры с песком, красками, камешками и др.
Для воспитанников средних групп опыты и эксперименты усложняются, поскольку дети начинают играть более самостоятельно и осознанно.
Наконец, наибольший интерес к опытно-экспериментальным занятиям проявляется у детей в старших группах. У них уже хорошо развиты поисковые и исследовательские навыки, поэтому для них разработаны особые опыты и эксперименты:
Опыты с водой: «Вода не имеет вкуса и запаха», «Вода и ее превращение (делаем льдинки)», «Таянье снега», «Способность воды отражать предметы», «Для чего вода нужна растениям».
Опыты с воздухом: «Как работает воздух», «Воздух легче воды», «Движение воздуха», «Воздух в человеке», «Для чего воздух нужен растениям»
Опыты с песком и глиной: «Откуда берется песок», «Состав глины и песка», «Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо», «Свойства сухого и мокрого песка», «Рисование сухим песком»
Опыты с камнями: «Какие бывают камни», «Обследование камней (размер, цвет, вес)», «Меняют ли камни цвета», «Рисующие камни»
Опыты с магнитом: «Чудесные возможности магнита», «Выявление свойств металла», «Взаимодействие двух магнитов», «Магнитное поле вокруг магнитов»
Опыты с бумагой и тканью: «Какая бумага сильнее», «Можно ли склеить бумагу водой», «Из чего состоит ткань», «Меняем цвет ткани»
Какой мы можем подвести итог? Совместные эксперименты и опыты помогают детям правильно развивать познавательные и исследовательские навыки. В ходе занятий дети учатся самостоятельности, правильным постановкам вопросов и поисками ответов. Улучшается любознательность и активность, и, в конечном счете развитие ребенка соответствуем всем нормам ФГОС.
Как гласит одна китайская пословица: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».