Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Наличие страхов как одна из причин
нарушения психического здоровья

Орлова Елена Анатольевна
Феномен страха интересовал многих ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее время наметились сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, пути их коррекции. Страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сфере и как следствие причиной многих заболеваний. Поэтому  проблема фобий у детей и сейчас привлекает пристальное внимание  психологов. Нет психической функции, которая бы не претерпевала изменений под действием страха.
   В первую очередь это относится к аффективно - эмоциональной сфере. Дети этой группы обладают повышенной  возбудимостью и тревожностью,  боязливостью, для них характерны устойчивые переживания страха. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность чувство полноты жизни. Вместо них развиваются удрученность, тревожность, пессимизм.
   Изменяется морально-волевая сфера личности. Ребенок становится неспособным контролировать свои чувства, справляться с ними. Внешне производит впечатление равнодушного и безразличного ребенка. Из-за проблем в области отношений со взрослыми  сохраняется сильная привязанность к родителям, задерживается переход к самостоятельности. Ребенок, имеющий высокий уровень тревожности испытывает затруднения в контактах со своими сверстниками, в основе которых лежат неразрешимые внутренние проблемы. Потребность общения со сверстниками ограничивается боязнью оказаться в этом несостоятельным.  При формировании  самопознания и самооценки с одной стороны у ребенка – высокий уровень притязания, а с другой – неверие в свои силы.  Трудности в формировании  психологической защите. Ребенок не может избавиться от ощущения тревоги и неуверенности в себе, психическая защита не выполняет свои функции. Предпочитают одиночную игру, чаще активно избегают партнеров по игре, по своей структуре игра стереотипна. В ней отражаются проблемы и конфликты ребенка.  Процесс мышления становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. Второстепенные детали заслоняют главное, уменьшают познавательную активность, любознательность. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социальной изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной жизнью.  Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья подрастающего поколения и поиски путей оказания помощи детям по преодолению тревожности и страхов является сотрудничество психолога с семьей. К сожалению возникновение страхов в большинстве случаев – это вина самих родителей: семейные неурядицы, душевная черствость, неправильное поведение родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие страхов у самих взрослых, поэтому с родителями необходимо  проводить  работу: устраивать  предварительные встречи, обсуждать проблемы воспитания, выработать конкретные рекомендации по профилактике страхов. Совместная игра детей с родителями и старшими сестрами и братьями обеспечивает им эмоциональную разрядку, помогает снять торможение, скованность и страхи боли, наказания родителями, ослабить напряженность во взаимодействии между взрослыми и детьми. В процессе игры дети могут «выяснить отношения» друг с другом, улучшить гибкость поведения, умение контролировать его в незнакомой обстановке. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом ит.п. и это дает возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания личности ребенка и для профилактики и коррекции его психических состояний. игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе. особой ценностью обладают подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивают умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре. В коррекционной работе с детьми используется метод психогимнастики,  на занятии обучаются азбуке выражения различных эмоций, выразительным движениям. Нужно постараться помочь каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации, которые способствуют поэтапной выработке у детей умений расслабляться, снимать психомышечное напряжение и сконцентрироваться, погасить возбуждение.
    Опыт показывает, что только в том случае, когда все психолог, и воспитатели, и родители – совместными усилиями помогают ребенку справиться со страхами, эта помощь будет по-настоящему эффективна.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»