Наличие страхов как одна из причин
нарушения психического здоровья
Орлова Елена Анатольевна
Феномен страха интересовал многих ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее время наметились сдвиги в преодолении последствий, вызванных страхом, пути их коррекции. Страх является причиной многих нарушений здоровья в физической и психической сфере и как следствие причиной многих заболеваний. Поэтому проблема фобий у детей и сейчас привлекает пристальное внимание психологов. Нет психической функции, которая бы не претерпевала изменений под действием страха.В первую очередь это относится к аффективно - эмоциональной сфере. Дети этой группы обладают повышенной возбудимостью и тревожностью, боязливостью, для них характерны устойчивые переживания страха. Страх поглощает так много эмоций, что их начинает не хватать для выражения других чувств. Исчезает ряд положительных эмоций: смех, жизнерадостность чувство полноты жизни. Вместо них развиваются удрученность, тревожность, пессимизм.
Изменяется морально-волевая сфера личности. Ребенок становится неспособным контролировать свои чувства, справляться с ними. Внешне производит впечатление равнодушного и безразличного ребенка. Из-за проблем в области отношений со взрослыми сохраняется сильная привязанность к родителям, задерживается переход к самостоятельности. Ребенок, имеющий высокий уровень тревожности испытывает затруднения в контактах со своими сверстниками, в основе которых лежат неразрешимые внутренние проблемы. Потребность общения со сверстниками ограничивается боязнью оказаться в этом несостоятельным. При формировании самопознания и самооценки с одной стороны у ребенка – высокий уровень притязания, а с другой – неверие в свои силы. Трудности в формировании психологической защите. Ребенок не может избавиться от ощущения тревоги и неуверенности в себе, психическая защита не выполняет свои функции. Предпочитают одиночную игру, чаще активно избегают партнеров по игре, по своей структуре игра стереотипна. В ней отражаются проблемы и конфликты ребенка. Процесс мышления становится быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. Второстепенные детали заслоняют главное, уменьшают познавательную активность, любознательность. Психические изменения, происходящие под влиянием страха, приводят к развитию труднопереносимой социальной изоляции, из которой нет легкого выхода, несмотря на желание быть вместе со всеми и жить полноценной жизнью. Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья подрастающего поколения и поиски путей оказания помощи детям по преодолению тревожности и страхов является сотрудничество психолога с семьей. К сожалению возникновение страхов в большинстве случаев – это вина самих родителей: семейные неурядицы, душевная черствость, неправильное поведение родителей, незнание ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличие страхов у самих взрослых, поэтому с родителями необходимо проводить работу: устраивать предварительные встречи, обсуждать проблемы воспитания, выработать конкретные рекомендации по профилактике страхов. Совместная игра детей с родителями и старшими сестрами и братьями обеспечивает им эмоциональную разрядку, помогает снять торможение, скованность и страхи боли, наказания родителями, ослабить напряженность во взаимодействии между взрослыми и детьми. В процессе игры дети могут «выяснить отношения» друг с другом, улучшить гибкость поведения, умение контролировать его в незнакомой обстановке. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями: удивлением, волнением, радостью, восторгом ит.п. и это дает возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания личности ребенка и для профилактики и коррекции его психических состояний. игра является способом укрепления уверенности ребенка в себе. особой ценностью обладают подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивают умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре. В коррекционной работе с детьми используется метод психогимнастики, на занятии обучаются азбуке выражения различных эмоций, выразительным движениям. Нужно постараться помочь каждому ребенку овладеть навыками саморегуляции и релаксации, которые способствуют поэтапной выработке у детей умений расслабляться, снимать психомышечное напряжение и сконцентрироваться, погасить возбуждение.
Опыт показывает, что только в том случае, когда все психолог, и воспитатели, и родители – совместными усилиями помогают ребенку справиться со страхами, эта помощь будет по-настоящему эффективна.