Причины эмоционального выгорания воспитателя
Васильева Анжелика Александровна
Современная жизнь с ее многочисленными трудностями, как экономического, так и психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех его нравственных и физических сил. Процессы модернизации, происходящие в современной России, оказывают свое влияние на процессы трудовой деятельности, интенсифицируя требования к профессиональной мобильности сотрудников и их стрессоусточивости. Это касается, в первую очередь, работников сферы помогающих профессий, к которой как раз относится профессия воспитатель дошкольного образовательного учреждения. Именно у педагогов часто констатируются процессы профессионального выгорания .Синдромом эмоционального выгорания называют физическое или эмоциональное истощение из-за стресса, с которым не удаётся справиться. Всемирная организация здравоохранения официально признаёт выгорание заболеванием. Согласно Международной классификации болезней, человеку в этом состоянии свойственны: чувство истощения, отсутствие энергии. Под редукцией профессиональных достижений понимается возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней . Состояние выгорания является результатом хронического стресса и характеризуется снижением производительности, усталостью, безразличием к окружающему миру. Подавленные отрицательные эмоции накапливаются и влияют на повседневную деятельность. Одной из наиболее важных характеристик выгорания является незаметность, человек с выгоранием не осознает его длительное время. Низкая продуктивность и снижение интереса к работе и жизни воспринимается, как усталость. Общее физическое и психологическое состояние оценивается субъективно и неверно.
Признаки эмоционального или профессионального выгорания:
• падение общего тонуса организма;
• исчезновение интереса к работе и жизни;
• резкое снижение коммуникации с коллегами (у преподавателей также учениками);
• безразличное отношение к окружающим;
• ухудшение качества работы, невозможность увидеть ошибки в работе и невнимательность;
• неуверенность и чувство профессиональной некомпетентности;
• неудовлетворенность рабочими задачами и результатами;
• отсутствие инициативности.
После признания существования синдрома «эмоционального выгорания» закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию выгорания или, наоборот, тормозящих его. Традиционно они группируются в два больших блока:
1) особенности профессиональной деятельности;
2) индивидуальные характеристики самих профессионалов.
Есть несколько классификаций факторов влияющих на выгорание.Рассмотрим в качестве примера одну из классификаций на осонове которой выделяют ряд внешних и внутренних факторов предпосылок, провоцирующих «эмоциональное выгорание».
К первой большой группе относится: группа организационных (внешних) факторов включает в себя условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. В некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении синдрома эмоционального выгорания.
Хроническая напряженная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них. Профессионалу, работающему с людьми, приходится постоянно подкреплять эмоциями разные аспекты общения: активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать, усиленно запоминать и интерпретировать визуальную, звуковую и письменную информацию, быстро взвешивать альтернативы и принимать решения. Так, воспитателю детского сада ввиду своих профессиональных обязанностей очень много приходится работать с учебно-методической литературой, чтобы его педагогическая деятельность соответствовала стандартам ФГОС ДО, в том числе выбранной программе самого дошкольного учреждения. Дети, особенно после трехлетнего возраста, требуют решения педагогических задач в режиме нон-стоп. Этот факт как раз подчеркивает необходимость умений активно ставить и решать проблемы, внимательно воспринимать не только тексты учебных пособий, но и информацию от руководства, родителей, методиста и педагога-психолога. Разрешение конфликтов также несет в себе психоэмоциональною нагрузку. Только в уравновешенном состоянии педагог дошкольного учреждения может применить медиационные навыки: нейтралитет, такт, серьезный и логичный аргумент, непредвзятость, дружелюбие. Справиться с чрезмерной напряженной психоэмоциональностью могут сами педагоги: прогулки на свежем воздухе, арт-терапия (проработка своих эмоций с помощью раскрасок- антистресс, занятия танцами, аэробикой, степ- аэробикой, велосипедные прогулки, плавание и другие физические нагрузки не требующие серьезных усилий, предварительной профессиональной физической подготовки. )
Дестабилизирующая организация деятельности: основные ее признаки – нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие «бюрократического шума» – мелких подробностей, противоречий, завышенные нормы контингента, с которым связана профессиональная деятельность, например, ребенок в группе. При этом дестабилизирующая обстановка вызывает многократный негативный эффект: она сказывается на самом профессионале, на субъекте общения – воспитаннике, а затем и на взаимоотношениях обеих сторон.
Большое количество детей в группе может привести к недостатку элементарного контроля, что будет являться главным фактором, способствующим «выгоранию». Педагогам все чаще приходится иметь дело с детьми из социально-неблагополучных семей (зачастую родители - это лица с низкой социальной ответственностью, с авторитарным и индифферентными стилями воспитания, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем, и другими вредными привычками: игромания от игровых аппаратов, интернет-зависимость, азартные игры). Острота их проблем также способствует возникновению выгорания.
Нечеткая организация труда может быть вызвана неожиданным отсутствием либо сменного воспитателя, либо помощника воспитателя( няни). Тогда деятельность воспитателя, оказавшегося в непредвиденном положении, переходит в режим многозадачности. Не всегда заведующий ДОУ может отрегулировать расстановку кадров. Особенно остро это выразилось в период пандемии COVID-19. Тогда на вынужденный больничный были отправлены все сотрудники (воспитатели, помощники воспитателей) возраста 65+. Требовалось найти работника, временно исполняющего обязанности.
Недостаток оборудования и различных обучающих материалов связан с ограниченным объемом обеспечения денежными средствами этой необходимой части образовательного процесса. В настоящее время есть большое количество интерактивных пособий, материалов и систем, позволяющих работать с детьми на современном уровне. Они облегчают не только учебный процесс, подачу материала, но вовлекают детей в процесс обучения гораздо эффективнее, чем счетные палочки, счеты, деревянные яркие кубики и т.п. материальный окружающий мир детского сада прошлых поколений. В таком случае решением данной задачи может послужить создание одной на все группы интерактивной комнаты. Данный вопрос смогут разрешить заведующий детским садом, заместитель заведующего по административно-хозяйственно части и инициативная просьба самих педагогов-психологов, и как вариант, спонсорская поддержка родителями или сторонними организациями.
Говоря об условиях работы отметим, что основной упор в изучении этого фактора делается на временных параметрах деятельности и объеме работы. Практически все исследования дают сходную картину, свидетельствующую о том, что повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа, высокая продолжительность рабочего дня стимулируют развитие «выгорания». Но так же в настоящее время имеет место быть финансовая поддержка со стороны государства молодых специалистов, которые пришли впервые после педагогического колледжа, университета или курсов переподготовки за опытом, активной практикой в ДОУ и остались там на долгое время (от 1 года и более). Они получают различные стимулирующие премии. Премиальная система оплаты труда сохраняется и у опытных рядовых сотрудников, что способствует формированию навыка новаторства, изобретательности, готовности к чему-то новому. Безусловно, это все отражается на детской заинтересованности, на закрепление и развитие умственных способностей, воображению, (мероприятия открытого типа -занятия, тематические праздники - влияют на мелкую моторику, усидчивость, наблюдательность. Так же существуют «подъемные» для вновь прибывших педагогов ввиду работы вне городской агломерации (поселки, деревни). Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий (в том числе и воспитатели ДОУ) обычно работают в режиме внешнего и внутреннего контроля. Процессуальное содержание их деятельности заключается в том, что постоянно надо входить и находиться в состоянии субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность, принимать на себя энергетические разряды партнеров. На всех, кто работает с людьми и честно относится к своим обязанностям, лежит нравственная и юридическая ответственность за благополучие вверенных деловых партнеров – воспитанников. Плата – нервное перенапряжение. Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, которая определяется двумя основными обстоятельствами: конфликтностью по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный», и по горизонтали, в системе «коллега – коллега». Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других – искать способы экономии психических ресурсов. Рано или поздно осмотрительный человек с крепкими нервами будет склоняться к тактике эмоционального выгорания: держаться от всего и всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь нервы. Здесь с воспитателем может сыграть «злую шутку» наличие у него чрезмерной эмпатии, если такой факт имеется. В данном случае поможет тренинг от психолога «Как не воспринимать все близко к сердцу» и обратить внимание на свое здоровье. Зачастую у чувствительных людей могут проявляться такие недуги: гипертоническая болезнь, нарушение ритма сердца, заболевание щитовидной железы. В таком случае на помощь приходит профессиональный медицинский скрининг, позволяющий вовремя выявить и начать лечение того или иного недуга.
Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с аномалиями характера, нервной системы, задержками психического развития. Такие воспитанники требуют повышенного внимания, эмоциональных сил. Невольно специалист начинает прибегать к экономии эмоциональных ресурсов, убеждая себя при помощи формулы: «не следует обращать внимание...». В зависимости от статистики своих наблюдений, он добавляет, кого именно надо эмоционально игнорировать: невоспитанных, распущенных, капризных или безнравственных. Механизм психологической защиты найден, но эмоциональная отстраненность может быть использована неуместно, и тогда профессионал не включается в нужды и требования вполне нормального партнера по деловому общению. Зачастую этот фактор касается взаимодействия с ребенком гиперактивным, имеющим синдромом двигательных нарушений. В таком случае на помощь воспитателю приходит педагог-психолог. Он занимается диагностикой способностей данного ребенка, использует метод наблюдения, метод анализа его работ. На основании результатов проводит собеседование с родителями и выстраивает индивидуальный план коррекции и профилактики поведения проблемного ребенка. Данная коррекция проводится совместными усилиями психолога, родителей (попечителей) и воспитателя ДОУ.
2.Ко второй большой группе относятся внутренние факторы, обуславливающие «эмоциональное выгорание»: Склонность к эмоциональной ригидности: естественно, «эмоциональное выгорание» как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее восприимчив, более эмоционально сдержан. Например, формирование симптомов «выгорания» будет проходить медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволять ему развиваться. Жизнь многократно подтверждает сказанное. Нередко случается так, что, проработав «в людях» до пенсии, человек, тем не менее, не утратил отзывчивость, эмоциональную вовлеченность, способность к соучастию и сопереживанию; Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности: данное психологическое явление возникает у людей с повышенной ответственностью за порученное дело, исполняемую роль.
Часто встречаются случаи, когда молодой неопытный воспитатель воспринимает все слишком эмоционально, отдается делу без остатка. Так, некоторые специалисты через какое-то время меняют профиль работы и даже профессию. Часть молодых педагогов покидает ДОУ в первые пять лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – «эмоциональное выгорание». Воспитатели спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности;
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь существует два аспекта. Во-первых, специалист не считает для себя необходимым или не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы – безразличие, равнодушие, душевную черствость. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности. Систему самооценок он поддерживает иными средствами – материальными или позиционными достижениями.
Нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел его в процессе деятельности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как совесть, добродетель, добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами – неумением отличать доброе от плохого, благо от вреда, наносимого другой личности. Однако как в случае нравственного дефекта, так и при наличии нравственной дезориентации, формирование эмоционального выгорания облегчается. Увеличивается вероятность безразличия к субъекту деятельности и апатии к исполняемым обязанностям.
Неэмоциональность или неумение общаться. Как правило, тон общению создают наши эмоции. В данном случае на помощь воспитателю приходит педагог-психолог. Начинается работа над эмпатией у воспитателя: расширение способов взаимопонимания, развитие умения распознавать эмоции, формирование навыков быстрого реагирования на эмоционального состояние партнера при вступлении в контакты.
Алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), она всегда связана с тревогой. Зачастую неумение высказаться своими словами по поводу личных ощущений зависит от объёма словарного запаса и неполноценного эмоционального интеллекта – многое не пережито и для себя непонято. С пополнением словарного запаса воспитатель сможет справиться сам, уделяя чтению хотя бы 20 минут в день. А новые ощущения подарит смена обстановки: посещение театра, выставки, поездка в другой город, область страну, туристический поход, занятия чем-то новым: йога, рукоделие, вокал, танцы, катание на коньках и т.д. (покинуть зону комфорта – привычное окружение и обстановку).
Трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой; трудоголик чаще всего темпом работы прикрывает свою профессиональную несостоятельность, а порой и отсутствие партнера для совместной жизни; Люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.). Наличие семьи, родителей и других родственников является гармоничной социальной атмосферой не только для педагогического работника, а человека в целом. На помощь в этом случае придет психолог. Он поможет снять барьер в межличностном общении и наладить контакт с другими людьми.
Индивидуальные факторы.В эту группу включены социально-демографические и личностные особенности.Возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять – неизвестно; – возможность изоляции воспитателя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя. Большая часть воспитателей справляется с кризом, но частично он может оказывать влияние на развитие «выгорания» .
Таким образом, профессия воспитатель по праву относится к разряду стрессогенных, требующих от него самообладания и саморегуляции. Поэтому так важна организация профессиональной психолого-педагогической поддержки воспитателей ДОУ. Помочь предупредить развитие эмоционального выгорание воспитателей позволит формирование у них навыков управления эмоциональными проявлениями, применения стратегий преодолевающего поведения в ситуации стресса, повышением мотивации к профессиональному саморазвитию. Важными помощниками в этом деле могут быть младшие воспитатели, помощники воспитателя, психологи. А чуткий, профессиональный руководитель ДОУ никогда не позволит «сгореть» на работе квалифицированному сотруднику своего учреждения и обязательно выделит дополнительный выходной (насколько позволяет кадровая расстановка), хотя бы в профилактических целях. Поэтому самое важное — не запускать данное состояние, вовремя отслеживать изменения настроения, более внимательно относится к себе. Заметив негативные перемены и неудовлетворенности своими обязанностями, надо попытаться использовать один или несколько предложенных советов от специалистов. Беречь себя и выстраивать комфортный режим труда.