Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Взаимодействие ДОО с родителями воспитанников

Конькова Ольга Петровна
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Совместная работа воспитателей и родителей по формированию личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, ни и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Ведь речь идет о том, чтобы решить задачи всестороннего развития дошкольников объединенными усилиями педагогов и родителей воспитанников детского сада. Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Однако в современном обществе наблюдается процесс изменения семьи как социального института, изменение ее социальных функций, семейных отношений, структуры семьи. Воспитательные возможности современной российской семьи усложнены социально–экономическими и бытовыми проблемами. Исходя из этого, можно сделать вывод, о том, что с одной стороны в основе семьи лежат функции защиты и удовлетворение витальных потребностей человека, она же является первичной защитной средой индивида и источником приобретения социального опыта, с другой – семья может стать фактором деприваций и жизненных кризисов. Из этого следует, что современная семья нуждается в профессиональном сопровождении и поддержке. Таким образом, основными направлениями работы дошкольной образовательной организации с семьей, являются:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.
2. Повышение компетентности родителей.
3. Помощь семье в воспитании и образовании ребенка.
4. Участие родителей в образовательной деятельности ДОО.
Эффективность деятельности педагогов по этим направлениям, зависит от нескольких факторов. Практика работы в ДОО постоянно выявляет низкую психологическую культуру взрослых (родителей и педагогов), некомпетентность в общении, как с детьми, так и друг с другом. Многие ученые-психологи отмечают, что именно ошибки в общении являлись причиной многих конфликтов педагогов и родителей. Неумение взрослых точно сформулировать свою просьбу или пожелание, непонимание эмоционального состояния оппонента приводит к разгоранию конфликта. Педагоги ДОО определили следующие причины непонимания между ними и родителями: – родители идеализируют своего ребенка, неправильно оценивают его уровень развития, не хотят видеть недостатков, поэтому болезненно реагируют на критическую информацию о ребенке. – считают своего ребенка всегда правым, а других детей виноватыми и обидчиками. – родители бывают равнодушны к своим детям, не хотят заниматься ими, общаться, поэтому перекладывают всю ответственность за воспитание и обучение на образовательное учреждение. – низкий культурный уровень, как педагогов, так и родителей.  Особо следует отметить, что сами родители, указывая пути сотрудничества, важнейшим условием повышения доверия называли степень открытости дошкольного образовательного учреждения, возможность прийти туда в любой момент. Родители ожидают, что их детей в детском саду: – будут развивать; – не будут унижать и кричать; – дадут то, что нельзя дать дома: общение в социуме, участие в праздниках; – учтут индивидуальные особенности ребенка; – обеспечат безопасность: – не предъявят абсурдных запретов. Родители ждут от педагогов деликатного общения, без позиции «взгляда сверху вниз». 
Формы взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями): - деятельность родительского комитета; - общие родительские собрания; - групповые родительские собрания; - индивидуальные консультации и беседы; - семинары-практикумы; - мастер-классы; - круглые столы; - тренинги; - анкетирование; - образовательные события с детьми по разным видам детской деятельности; - участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений, образовательных событиях; - совместное создание развивающей предметно - пространственной среды для детей; - совместное проведение субботников по благоустройству территории; - проведение Недели открытых дверей; - выставки, конкурсы на которых отражается совместное творчество взрослых и детей; - сайт детского сада.
Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейных клубов в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. В работе клубов принимают участие различные специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, медицинский работник, родители, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.
Благодаря деятельности таких клубов налаживается прочная взаимосвязь с семьями, родители проявляют повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносят изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становятся его активными участниками. Деятельность семейных клубов показывает практическую значимость двух институтов – детского сада и семьи.
Семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта воспитании детей.
• одной из эффективных форм взаимодействия является участие в спортивных мероприятиях («Веселые старты», «Малые олимпийские игры, «Дни здоровья», «Папа, мама, я- спортивная семья»). Родители имею возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическое развитие. Когда родители на глазах у своих детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться – это полезно детям, так как создается хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.
Активное участие и помощь родителей в конкурсах различного уровня: внутри ДОУ, муниципальный, региональный, всероссийский уровень (поделки из природного материала, новогодние игрушки, сделанные своими руками, конкурсы рисунков, фотографий и т. д.).
«Уголки для родителей», оформленные в группах. В них педагоги размещают консультативный материал воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре.
Работа консультационного пункта для родителей – оказание помощи родителям в приобретение психолого-педагогических знаний.
Согласно полученным данным по результатам анкетирования родителей на предмет удовлетворенности работой нашего дошкольного учреждения, детский сад имеет достаточно высокий рейтинг у родителей. Очень радостно, что родители поддерживают нас и охотно откликаются на все наши предложения и начинаниях.
В жизнь входит новое поколение людей, понимающих значение хорошего образования и стремящихся обеспечить его для своего ребенка. Родители должны быть уверены, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастерклассы), реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям. Основные цели интерактивного взаимодействия - обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»