Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Такие разные коллекции

Дмитриева Ирина Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 62

Калининского района Санкт-Петербурга
 
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно,
а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры
к тому, чтобы всегда у них было, что делать.
                                                                                        Ян Амос Коменский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В данном документе познавательное развитие выделено в отдельное направление развития и образования детей и предполагает «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развития воображения и творческой активности…» 
Педагоги детского сада большое внимание уделяют развитию познавательной активности дошкольников. Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой развития ребенка и определяется как стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира. Период дошкольного детства характеризуется готовностью ребенка к познанию окружающего мира, к получению разнообразной информации, что способствует накоплению жизненного опыта. Изучая окружающий мир, ребенок одновременно создает свой собственный, формирует свой образ, определенную систему отношений с окружающими – со сверстниками и со взрослыми. Поэтому для сохранения субкультуры ребенка необходимо создание соответствующей развивающей среды, в которой бы ребенок чувствовал себя востребованным. Создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах, повышает самооценку.
Что же такое коллекционирование? Российская педагогическая энциклопедия определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес». Удивление, умение видеть необычное в обычном, наблюдательность, встреча с «чудом» - всё это происходит в процессе коллекционирования.
Академик И. П. Павлов положительно отзывался о коллекционировании, говоря, что оно приучает человека к аккуратности, усидчивости, кропотливой работе с материалом, словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.
В феврале-марте 2023 года в нашем детском саду прошла выставка «Такие разные коллекции».
На просьбу принести и рассказать об имеющихся дома коллекциях, родители с детьми с удовольствием откликнулись и приняли активное участие.
Родители и воспитатели сделали замечательные видеоролики, презентации о коллекциях воспитанников.
Педагоги группы раннего возраста представили свою коллективную коллекцию «Пуговки», собранную в группе с помощью воспитателей, детей и родителей.
Важно развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Создание поделок из пуговиц, игры с использованием пуговиц, которые развивают мелкую моторику, так и возникла идея создания коллекции «Пуговки».
На нашей выставке было представлено большое разнообразие индивидуальных коллекций: игрушки из киндер сюрпризов, различные куклы, мягкие игрушки, фигурки Смурфики, каучуковые мячики, Скрепыши, Динозавры, Кристаллы, Космонавты Among Us и другие.
Индивидуальные коллекции – это детские «сокровищницы», в них собраны самые разнообразные вещи, причем каждая из этих вещей имеет огромную ценность и значимость для ребенка. 
Приобщение детей с самого детства к семейным традициям прививает им важность семьи, семейных взаимоотношений и тепло семейного уюта, воспитывает у ребенка положительный образ семьи, чувство гордости за семью. Общее дело сближает членов семьи, воспитывает уважительное отношение к интересам и их желаниям. Способствует организации совместного досуга (посещение музеев, выставок). Семейные традиции, которые человек усваивает с раннего детства, сопровождают его в течении всей жизни.  
На нашей выставке были представлены следующие семейные коллекции: коллекция ракушек, коллекция камней и коллекция марок «Города России».
В детстве ракушки кажутся настоящим сокровищем. Это удивительно красивый, разнообразный по форме материал. Какую причудливую форму имеют раковины – они овальные, изогнутые, вытянутые, рогатые. Окраска их очень разнообразна: в полоску, пятнистые, с извилинами. Все это придает раковинам очень красивый вид. И помимо внешней красоты они хранят в себе шум моря.
В результате презентации коллекции, воспитанники узнали, какую пользу приносят ракушки: очищают водоемы; очень хороший материал для сувениров и украшений; служат пищей для других животных; образуют жемчуг и другое.
Природный материал – ракушки, сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения.
Также воспитанники узнали много нового и интересного о камнях: откуда берутся камни, как они называются и как выглядят, их свойства и особенности, какую пользу приносят людям.
А коллекция марок «Города России» вызвала у детей особый интерес. В наше время мало кто из детей знает, что такое почтовые марки.
 Люди собирают марки, потому что эти маленькие листы бумаги представляют историю. Они учат и просвещают людей истории, искусству, географии, архитектуре, экологии, авиации и многим другим вещам.
Особое место на нашей выставке занимали экспонаты коллекций, сделанные своими руками — это поделки из разного материала, выполненные в различных техниках.
Творческий продукт – изделия-фигурки из аквамозайки. Аквамозаика появилась сравнительно недавно. Многие мальчики и девочки еще не знакомы с таким полезным творчеством. Водная мозайка является полезным творческим набором, она развивает мелкую моторику, тренирует щипковый захват, развивает творческой воображение, учит сочетать цвета, считать, работать по инструкции.
Этапы работы с аквамозайкой: выложить рисунок на специальной пластмассовой форме, с помощью пинцета (под форму можно положить схему). Сбрызнуть фигурку водой из баночки с распылителем. Дать фигуре высохнуть, снять фигуру с формы. И поделка готова!
Большинство ребят не слышали и не знают, что такое аквамозайка, но им очень понравились готовые фигурки и они хотели бы попробовать создать свое изделие из водной мозайки.
Талисманы, сделанные из цветного теста для лепки с помощью веревочек.
Слепленное вручную изделие – это рукотворное произведение, существующее в единственном экземпляре.
Показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними экспонатами, дети учились общаться друг с другом. Дошкольники с огромным удовольствием демонстрировали друг другу свои коллекции, рассказывали о их значимости, интересных историях возникновения, обменивались впечатлениями. Все это вызывало в детях положительные эмоции: восторг, радость, гордость, уверенность.
Коллекционирование делает дошкольника более внимательным, вдумчивым наблюдателем, учит его любить и беречь окружающую природу, расширяет кругозор. Собирая какие-либо материалы, классифицируя их, дети приобретут новые знания. Коллекционирование формирует способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать свою точку зрения. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любознательности могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Когда ребенок начинает демонстрировать свою эмоциональную вовлеченность, выступает с предложениями и новыми идеями, то можно считать, что познавательная активность сформировалась.
Источники:
1. Афанасьева М. В. Содержание работы по организации коллекционирования для развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста/ М. В. Афанасьева, М. К. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017.
2. Прохорова С.Ю. "Формирование познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования". Ульяновск, 2011.
3. Рыжова Н.А. "Как стать коллекционером" (журнал "Игра и дети" №4 - 2004).
4.Словари и энциклопедии на Академике URL: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1359/КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ.
5. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / Авт.- сост. О.В. Толстикова, О.В. Савельева/- Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.- 193 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки.-М.: ТЦ Сфера, 2015. ISBN 978-5-9949-0961-4
7. 10 мудрых цитат о воспитании и обучении: педагог Ян Амос Коменский. URL: https://www.kanal-o.ru/news/10mudrikh tsitat o vospitanii 

 
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»