РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Медведева Елизавета Борисовна, Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 125 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга», воспитатель Значимость развития мелкой моторики у детей не вызывает никаких сомнений. Необходимость подготовки руки ребенка к обучению письму и рисованию вполне очевидна, и роль пальчиковых игр в осуществлении данной подготовки кажется абсолютно естественной. Однако влияние пальчиковых игр на развитие речи дошкольников является не менее существенным. Упражнения, направленные на улучшение мелкой моторики рук связаны с развитием речевого аппарата. Пальчиковые игры, будучи увлекательными и многообразными, привлекают детей дошкольного возраста и способствуют развитию речи в приятной, легкой и непринужденной обстановке. На сегодняшний день в работах большого числа ученых и практиков можно найти информацию, посвященную влиянию пальчиковых игр на развитие дошкольников. Так, М.Н. Хомутинникова в своей работе замечает, что неутешительная статистика, свидетельствующая о все большем количестве детей с речевыми нарушениями является следствием занятости родителей и уменьшения количества времени общения с детьми и одновременно возрастающей роли мультипликационных сериалов и игр в жизни дошкольников. Для решения этой проблемы автор использует пальчиковые игры, поскольку благодаря им происходит развитие усидчивости, внимания, возрастает интерес, тренируется память. Кроме этого, представляется весьма весомым аргумент о наличии общего эмоционального переживания, зрительного контакта педагога и ученика во время игр. Пальчиковые игры представляют собой комплекс развивающих игр, историй, стишков и упражнений для улучшения мелкой моторики, речевого аппарата и почерка. Они способствуют развитию сильных, гибких пальцев, кистей и рук. Благодаря ним происходит улучшение зрительно-моторной координации, ловкости рук. Кроме этого, пальчиковые игры способствуют использованию и пониманию детьми устной речи, развивают когнитивные способности и дают возможность практиковать саморегуляцию. Учеными доказан факт положительного влияния на развитие ребенка сочетания прочтения стихотворения с одновременными движениями пальцами. В традициях самых разных народов мира можно с легкостью обнаружить примеры рифмованных четверостиший, сопровождающихся движениями пальцев. В школьном возрасте ученики любят придумывать прощания и приветствия, сопровождающиеся движениями кистей и пальцев, с одновременным произношением зарифмованных фраз. Простые шуточные движения оказываются очень полезными как для дошкольников и школьников, так и для людей старшего возраста. Известные психологи и физиологи Павлов, Леонтьев, Лурия и Сеченов в своих работах отмечали наличие тесной связи между мелкой моторикой детей и их речью. Ученые пришли к выводу, что развитие мелкой моторики является предпосылкой для большого количества психологических процессов, одним из которых является интересующее нас развитие речи и языка. Профессор М.М. Кольцова в одной из своих публикаций отметила, что в какой-то степени речь ребенка развивается под влиянием импульсов, исходящих от движений пальцев. Автор данного тезиса провела довольно-таки интересный и показательный эксперимент. Ученая, не обладая информацией о том начал ли ребенок разговаривать, могла с точностью определить это попросив ребенка (языком жестов) пошевелить пальцами. Лишь те дети, которые демонстрировали умение выделить и поднять сперва один, затем два, после чего три пальца в ответ на данную просьбу, оказывались вербально коммуникабельны. Дети, для которых это задание было трудным, еще не начали говорить. Представляется верным и особо интересным, и значимым для развития науки утверждение М.М. Кольцовой, о том, что ранние люди сперва использовали в качестве средства коммуникации жесты, чуть позже - функции рук и речи, которые. судя по всему, развивались параллельно. Развитие речи ребенка происходит по аналогичному пути: сначала развивается мелкая моторика, а лишь затем артикуляция речи. Улучшение и совершенствование речи ребенка напрямую зависит от развития умелых движений пальцев. В работе М.М. Кольцовой говорится о том, что мелкая моторика и речь развиваются в тандеме. Когда мы стимулируем развитие мелкой моторики с помощью игр для рук и пальцев, мы одновременно положительно влияем на развитие речи и языка. Особой ценностью обладают упражнения, направленные на дифференцированные движения пальцев. В.С. Васильева и И.И. Николаева в статье, посвященной пальчиковым играм как средству развития устной речи у детей младшего дошкольного возраста также отмечают связь степени развития движений пальцев рук со степенью развития речи. Авторы также обращают внимание на то, что под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук речь ребенка становится более связанной и логически построенной, активизируются речевые центры головного мозга, происходит взаиморегуляция механизмов двигательных и речевых функций. Поскольку развитие мелкой моторики положительно влияет на развитие языка, занятия с кистями, руками и пальцами пойдут на пользу всем детям. Однако такие занятия становятся еще более важными, когда речь идет о помощи детям с трудностями речи и языка. Пальчиковые игры сегодня используются специалистами по работе с детьми дошкольного возраста, воспитателями, логопедами, самими мамами. Представляется очень удобным, что для проведения пальчиковых игр как правило не требуется дополнительный реквизит. Развитие детей может происходить в транспорте, на остановке общественного транспорта, дома, в очереди, на прогулке и, конечно же, дома. Пальчиковые игры способствуют развитию концентрации внимания, а также зрительно-моторной координации, помогают снять напряжение и зажатость, улучшают память, развивают ритмичность, помогают развить воображение. Как один их неоспоримых плюсов, пальчиковые игры делают детей более уверенными в себе и в собственных силах. Когда у ребенка что-то получается, он хочет совершенствоваться и получает заряд положительной энергии. Уверенность и желание нередко являются очень важными факторами, способствующими развитию речи. Существует большое количество разнообразных примеров пальчиковых игр. Представляется возможной их следующая классификация: - пальчиковые игры без использования дополнительного реквизита; - пальчиковый театр теней; - пальчиковая разминка; - пальчиковые игры с использованием фигурок и палочек; - пальчиковые игры со стихами, песнями, четверостишьями и скороговорками. Пальчиковые разминки представляют собой всеми любые физкультминутки, во время которых кисти и пальцы разогреваются. Это могут быть простые сжатия пальцев в кулак, вращения кистью. Примером пальчиков игр без использования реквизита может служить всем известная игра «камень-ножницы- бумага». Для того чтобы изобразить ножницы, малышу придется вытянуть вперед руку с двумя открытыми пальцами, камень – кулак, бумагу – вытянутую вперед плоскую ладонь. Для того, чтобы игра представляла интерес в течение длительного периода времени, а также способствовала тренировке других движений пальцев, можно переименовать ее. К примеру, есть вариант «слон-кошка-мышка), где слон может растоптать кошку, а кошка съесть мышку. В такой вариации игры, ногами слона будут два кулака (необходимо одновременно вытянуть вперед две руки со сжатыми в кулак пальцами), олицетворять кошку будут руки с чуть согнутыми пальцами и «царапающими» ногтями, а мышкой будет один шевелящийся пальчик, словно хвостик убегающей мыши. Еще одной замечательной игрой является «запомни и повтори». Кроме тренировки рук и пальчиков, она отлично тренирует память. Так, один игрок придумывает движения пальцами, а остальные (это может быть и один человек) должны запомнить и повторить эти движения. Доказанной эффективностью обладает также игра с использованием рифмованных четверостиший и песен. Сначала ребята будут слушать и только выполнять определенные движения кистями и пальцами, а затем начнут повторять и слова. Это игра одновременно на развитие внимания, воображения, восприятие ритма языка, развитие памяти и даже социальных навыков. Здесь можно использовать также и песни, и скороговорки. Детям очень нравится этот формат. Им приятно осознавать себя частью целого представления. Театр теней нередко является бесспорным фаворитом. Благодаря игре света и тени дети учатся изображать собачек, голубей, бабочек. Можно поставить целый спектакль, в котором будут задействованы лишь пальцы и кисти. Это способствует всестороннему развитию личности маленького ребенка. Такие театральные представления могут сопровождаться озвучиванием персонажей, имитацией звуков. Фигурки и палочки позволяют контролировать пальцы, изучать собственные возможности, развивать моторику. Все представленные типы пальчиковых игр являются полезными для развития речевых навыков дошкольников. Упражнения можно комбинировать, сочетать, немного изменять. Благодаря разнообразию, дети не устают от таких игр, демонстрируя интерес в продолжении обучения. Таким образом, можно сделать вывод о весомой роли пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста. Упражнения помогают развивать моторику и память, под влиянием кинетических импульсов от пальцев рук речь ребенка становится более связанной и логически построенной, активизируются речевые центры головного мозга, происходит взаиморегуляция механизмов двигательных и речевых функций. Доказано влияние моторики пальцев и рук на речевой аппарат. Кроме этого, благодаря тому что пальчиковые игры являются веселыми и разнообразными, они способствуют развитию воображения, мотивируют и делают детей увереннее. Увлекательные упражнения радуют дошкольников, и они с особым нескрываемым удовольствием присутствуют на занятиях, одновременно развивая речевые навыки. Список использованной литературы: Хомутинникова, М. Н. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством пальчиковых игр / М. Н. Хомутинникова // Актуальные исследования - 2018 : Сборник статей по материалам Международных научно-практических конференций, Нефтекамск, 14 декабря 2018 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2018. – С. 409-412. – EDN STQEXD. Васильева, В. С. Пальчиковые игры как средство развития устной речи у детей младшего дошкольного возраста / В. С. Васильева, И. И. Николаева // . – 2015. – № 1(1). – С. 191-195. – EDN UZLOPT. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург : У-Фактория, 2006. – 224 с. – (Психология детства: Современный взгляд). – ISBN 5-9757-0003-5. – EDN QVDYRX.