Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи дошкольников посредством театрализованных игр

Гришина Наталья Менсуевна
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга

   Речь – это процесс общения при помощи языка. Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты.
[4; стр.222]
   В наше время очень много детей, которые не вполне хорошо владеют речью. Тема развития речи была  и будет актуальна всегда. Особенно в дошкольном возрасте, когда речь начинает формироваться в разных направлениях. Это и фонематическая сторона речи, и связная речь, и грамматический строй речи.   И если ребёнок обладает речевым общением, то он больше познаёт окружающий мир, он становится более любознательным, коммуникативным. Ребёнок начинает лучше контактировать со сверстниками и взрослыми, и  старается регулировать своё поведение.
   Во второй младшей группе наравне с обогащением словаря и совершенствованием грамматического строя речи, происходит работа по развитию навыков связной речи. На пятом году жизни ребёнок начинает лучше и точнее излагать свои мысли. Речь становится более связной. Ребёнок старшего дошкольного возраста может регулировать силу голоса и темп речи. Он начинает лучше и правильнее произносить звуки. Речь становится более понятна.
  Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети развиваются всесторонне. И одним из способов развития речи является театрализованная игра. Игра – это ведущий вид основной деятельности дошкольника. Дети всегда любили играть в театрализованные игры, от них они получали удовольствие и много новых знаний. В игре у детей формируются внимание, мышление, память, воображение. Меняется психика ребёнка, происходит становление личности. В процессе театрализованной игры у детей происходит активизация словаря, улучшается звуковая сторона речи, интонационный строй речи. Одним из условий театрализованной игры является подходящая литература.
  Когда ребёнок применяет на себя роль  какого-то сказочного персонажа, то он применяет и мимику, и жесты, и интонацию. Он начинает лучше понимать диалогическую и монологическую речь.
Задачи и методы по А.Е.Антипиной:
- последовательное знакомство детей с видами театра;
- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребёнка;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
 По мнению Л.В.Артёмовой театр можно разделить на два вида:
  1. Режиссёрские игры – ребёнок сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, изображая его мимикой и интонацией.
- настольный театр игрушек;
- настольный театр картинок;
- стенд-книжка;
- фланелеграф;
- теневой театр.
  1. Игры – драматизации. Ребёнок играет сам, используя свои средства – мимику, интонацию и пантомиму.
- игры – драматизации с пальчиками;
- куклы бибабо;
- импровизация.
    Эти виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Изображение поведения героев усложняется в игре-драматизации.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр имеют типичные признаки: содержание, замысел, роль, сюжет, организацию действий. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.
   В ходе театрализованной игры у детей происходит эмоциональное развитие. Дети начинают чувствовать настроение героев, они начинают  выражать внешне этот настрой. Происходит самовыражение ребёнка.
   Когда дети участвуют в театрализованных играх, они учатся отвечать на вопросы кукол, дают советы, входят в образ персонажа. Задавая вопросы детям, воспитатель побуждает детей думать, анализировать и обобщать. Таким образом, совершенствуется умственное развитие и речевое.
   С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Во время выражения реплик персонажа, ребёнок совершенствует звуковую культуру речи. Как считает Л.В.Артёмова « если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом». [1; 12]
  После увиденного и пережитого в театрализованных играх, ребёнок начинает делиться этим со сверстниками и родителями. Так рождается диалогическая речь и монологическая речь.
   Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку».
   Для того, чтоб сформировалась выразительность речи и социально-эмоциональное развитие ребёнка, нужно выполнять следующие условия:
- единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
- должна быть насыщенность содержания;
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- должны быть интересные и эффективные методы и приёмы работы с детьми;
- совместное участие детей и взрослых (родителей, педагогов). Это досуги и тематические вечера.
  Развивать речь в театрализованной деятельности можно не только в детском саду, но и дома с родителями. Родители так же могут почитать детям литературные произведения, обсудить с ними персонажа, рассмотреть иллюстрации.
  Вывод: театрализованные игры дают возможность использовать их как средство развитию речи, так как ребёнок чувствует себя свободно и раскованно в игре. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки.
 
Литература:

1. Л.В.Артёмова «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва «Просвещение», 1991 г.
2. М.Д.Махнёва «Театрализованные занятия в детском саду», ТЦ «Сфера», Москва 2003 г.
3. В.И.Дубровина «Психология», Изд. «Академия», Москва 2015 г.
4. В.С.Мухина «Возрастная психология», Изд. «Академия», Москва 2015г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»