Развитие речи дошкольников посредством театрализованных игр
Гришина Наталья Менсуевна
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 50
Калининского района Санкт-Петербурга
Речь – это процесс общения при помощи языка. Речь как средство общения несёт в себе не только функцию обмена информацией, но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика, позы и жесты.
[4; стр.222]
В наше время очень много детей, которые не вполне хорошо владеют речью. Тема развития речи была и будет актуальна всегда. Особенно в дошкольном возрасте, когда речь начинает формироваться в разных направлениях. Это и фонематическая сторона речи, и связная речь, и грамматический строй речи. И если ребёнок обладает речевым общением, то он больше познаёт окружающий мир, он становится более любознательным, коммуникативным. Ребёнок начинает лучше контактировать со сверстниками и взрослыми, и старается регулировать своё поведение.
Во второй младшей группе наравне с обогащением словаря и совершенствованием грамматического строя речи, происходит работа по развитию навыков связной речи. На пятом году жизни ребёнок начинает лучше и точнее излагать свои мысли. Речь становится более связной. Ребёнок старшего дошкольного возраста может регулировать силу голоса и темп речи. Он начинает лучше и правильнее произносить звуки. Речь становится более понятна.
Дошкольный возраст – это тот возраст, когда дети развиваются всесторонне. И одним из способов развития речи является театрализованная игра. Игра – это ведущий вид основной деятельности дошкольника. Дети всегда любили играть в театрализованные игры, от них они получали удовольствие и много новых знаний. В игре у детей формируются внимание, мышление, память, воображение. Меняется психика ребёнка, происходит становление личности. В процессе театрализованной игры у детей происходит активизация словаря, улучшается звуковая сторона речи, интонационный строй речи. Одним из условий театрализованной игры является подходящая литература.
Когда ребёнок применяет на себя роль какого-то сказочного персонажа, то он применяет и мимику, и жесты, и интонацию. Он начинает лучше понимать диалогическую и монологическую речь.
Задачи и методы по А.Е.Антипиной:
- последовательное знакомство детей с видами театра;
- поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
- совершенствование артистических навыков детей;
- раскрепощение ребёнка;
- работа над речью, интонациями;
- коллективные действия, взаимодействия;
- пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
По мнению Л.В.Артёмовой театр можно разделить на два вида:
- Режиссёрские игры – ребёнок сам не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа, изображая его мимикой и интонацией.
- настольный театр картинок;
- стенд-книжка;
- фланелеграф;
- теневой театр.
- Игры – драматизации. Ребёнок играет сам, используя свои средства – мимику, интонацию и пантомиму.
- куклы бибабо;
- импровизация.
Эти виды театрализованных игр требуют режиссирования и проговаривания реплик. Изображение поведения героев усложняется в игре-драматизации.
Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр имеют типичные признаки: содержание, замысел, роль, сюжет, организацию действий. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир.
В ходе театрализованной игры у детей происходит эмоциональное развитие. Дети начинают чувствовать настроение героев, они начинают выражать внешне этот настрой. Происходит самовыражение ребёнка.
Когда дети участвуют в театрализованных играх, они учатся отвечать на вопросы кукол, дают советы, входят в образ персонажа. Задавая вопросы детям, воспитатель побуждает детей думать, анализировать и обобщать. Таким образом, совершенствуется умственное развитие и речевое.
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Во время выражения реплик персонажа, ребёнок совершенствует звуковую культуру речи. Как считает Л.В.Артёмова « если детям создать условия для самостоятельных театрализованных игр, они смогут подражать игровым образам, общаясь друг с другом». [1; 12]
После увиденного и пережитого в театрализованных играх, ребёнок начинает делиться этим со сверстниками и родителями. Так рождается диалогическая речь и монологическая речь.
Писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку».
Для того, чтоб сформировалась выразительность речи и социально-эмоциональное развитие ребёнка, нужно выполнять следующие условия:
- единство социально-эмоционального и когнитивного развития;
- должна быть насыщенность содержания;
- постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
- должны быть интересные и эффективные методы и приёмы работы с детьми;
- совместное участие детей и взрослых (родителей, педагогов). Это досуги и тематические вечера.
Развивать речь в театрализованной деятельности можно не только в детском саду, но и дома с родителями. Родители так же могут почитать детям литературные произведения, обсудить с ними персонажа, рассмотреть иллюстрации.
Вывод: театрализованные игры дают возможность использовать их как средство развитию речи, так как ребёнок чувствует себя свободно и раскованно в игре. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски и звуки.
Литература:
1. Л.В.Артёмова «Театрализованная деятельность в детском саду», Москва «Просвещение», 1991 г.
2. М.Д.Махнёва «Театрализованные занятия в детском саду», ТЦ «Сфера», Москва 2003 г.
3. В.И.Дубровина «Психология», Изд. «Академия», Москва 2015 г.
4. В.С.Мухина «Возрастная психология», Изд. «Академия», Москва 2015г.