Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Мотивация. Горенко Любовь Викторовна Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №116 Невского района Санкт-Петербурга Воспитатель Итак, что же такое мотивация? Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Простыми словами мотивация - это психологический толчок человеку, который побуждает добиваться установленных целей. Мы работаем с детьми дошкольного возраста, а дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, привычек, поведения. Именно в этом возрасте необходимо развивать у ребенка мотивацию достижения успеха, вызывать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Существует 2 вида мотивации, они связаны между собой, часто дополняют друг друга. Внутренняя и внешняя мотивация. Внутренняя мотивация формируется в самом человеке. К ней относится: мечта, стремление к самореализации, творчеству; самоутверждение; любопытство; убежденность. Внешняя мотивация - это факторы окружающей среды, побуждающие нас совершать какие-то действия. Примеры внешней мотивации: требование наказание или награда ожидание будущих благ влияние общества Мы конечно же можем использовать внешнюю мотивацию, чтобы заставить ребенка действовать желаемым для нас образом. Но именно внутренняя мотивация помогает детям добиваться успеха в жизни, создавать здоровые отношения и становиться лучше. Ключевым моментом во внутренней мотивации выступает чувство свободы выбора. Внешние мотиваторы делают человека зависимым. Любой мотив - это потребность. Не бывает мотивов правильных и неправильных, хороших и плохих. Если нам удается эту потребность разглядеть, то мы можем найти способ и реализовать ее, а соответственно, и помочь ребенку проявить себя. мотивация дошкольников всегда завязана на одном из этих факторов: интерес детей к миру взрослых игра желание самоутвердиться и повысить свой статус желание быть хорошим и поступить правильно (нравственные и общественные мотивы) желание узнать что-то новое желание соревноваться, победить желание установить хорошие отношения со сверстниками и/или взрослыми. Один из основных мотивов детей дошкольного возраста - это интерес к миру взрослых и потребность в совместном времяпрепровождении. Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется отношениям детей со взрослыми, для этого проводятся разнообразные выставки и конкурсы семейного творчества. Привлекая родителей к такой форме работы с детьми, мы образуем «мотивационную цепь». Замотивировав ребёнка, мы получаем заинтересованность родителей и его ближайшего окружения. Ребенок, ощущая поддержку своих близких с удовольствием участвует в конкурсах. Например, когда у нас проходят конкурсы рисунков и поделок, мы приветствуем выполнение заданий вместе с родителями. Эта форма работы имеет большое значение. Она укрепляет отношения в семье, формирует у ребенка доверие и уважение к взрослым. Участие в конкурсах дает детям возможность проверить свою компетентность и конкурентоспособность, приобретая бесценный опыт публичных выступлений. Конечно же призовые места - это стимул к продолжению работы в выбранном направлении, положительные эмоции, повышение самооценки, интереса. Поражение сопровождается противоположными эмоциями, но оно тоже может стимулировать к личностному росту. Это во многом зависит от нас взрослых. Необходимо найти нужные слова, оптимистично рассмотреть все минусы и помочь приобрести ребенку позитивный опыт. В первую очередь нужно дать понять ребенку, что конкурс - это не способ выигрыша, а возможность научиться чему-то новому на наглядном примере других участников. Конечно, без мотивации со стороны взрослого у детей не будет активности, не возникнут мотивы, ребенок не будет готов к постановке целей. Сегодня я бы хотела поделиться с вами своим опытом работы в наиболее часто встречающихся случаях. Первая ситуация: я готовила к участию в конкурсе детей, у одного из них было огромное желание проявить себя. Родители активно его в этом поддерживали. Казалось бы, что может быть лучше? Однако у родителей изначально были поставлены высокие цели, такие, как призовые места, начиная с первых выходов на конкурсную сцену, а я понимала, что ребенок в силу возраста и недостаточности опыта на тот момент этим требованиям не соответствовал. Хорошо, что с родителями у нас были выстроены доверительные отношения и они поделились со мной своими ожиданиями. Я смогла деликатно объяснить им о возможностях ребенка, опираясь на объективные факты. Также с ними начал работать психолог, поскольку завышенные ожидания от ребенка были обусловлены их личностными факторами. В итоге мы не заняли призовое место, но получили диплом участников, чему были очень рады. А больше всего меня порадовало, что родители поздравили ребенка с получением первого опыта и смогли найти подходящие слова, чтобы вдохновить его на дальнейшее развитие, тем самым поддерживая его внутреннюю мотивацию. Через год мы снова решили принять участие в этом конкурсе. И получили желаемое всеми 1-ое место. Вторая ситуация: еще в моей практике была ситуация, когда ребенок хотел участвовать в конкурсе, и был готов прикладывать усилия, выполнять все требования, извлекать из всего этого пользу, а родителям было, не побоюсь этого слова, безразлично, где бы ни проявлял себя ребёнок (мотивируя это тем, что они много работают и им некогда). В данной ситуации я понимала, что повлиять на родителей и изменить их жизненную позицию у меня не было объективной возможности. Однако для ребенка очень важна была поддержка взрослого, и я прикладывала усилия, чтобы сформировать с ним настолько доверительные отношения, чтобы моя поддержка могла хотя бы в какой-то степени компенсировать ему отсутствие родительской. Ребенок настолько горел этим конкурсом, что родители все же заинтересовались и стали расспрашивать, что же мы делаем. В итоге мы не вошли в 3-ку лучших, а получили приз зрительских симпатий, но я видела, что данный опыт не прошел даром для самого ребенка, а родители позже признались, что даже не подозревали о том, что их ребенок такой увлеченный и способный. Третья ситуация: также была ситуация, когда родители очень хотели участия в конкурсах и каких-то результатов, а ребенок не проявлял абсолютно никакого стремления и интереса в эту сторону. И мы вместе с родителями решили объединить усилия и попробовать пробудить интерес к участию. Для начала, я решила с ребятами старшего возраста подготовить сказочное представление для малышей. В результате, после выступления, всех детей и конечно же меня переполняли положительные эмоции. Дети смотрят, у них появляется желание научиться играть так же, как старшие, появляются зачатки интереса. И тут мне пришла в голову мысль, организовать совместное представление с младшей подгруппой, получился отличный результат. В итоге, после полученного опыта совместной деятельности старшей и младшей подгруппы мы приняли участие в районном конкурсе театральной игры для дошкольников «Я-артист». Мы заняли второе место. А родители этого ребенка во всем нас поддерживали и помогали. Четвертая ситуация: и последний случай, которым мне хотелось бы с вами поделиться, был для меня достаточно сложным. В прошлом году мы с детьми принимали участие в чемпионате Форсайт Новое измерение по направлению поварское дело. Одним из участников была довольно тревожная и неуверенная в себе девочка, но при этом талантливая и развитая. На каждом этапе конкурса у нее пропадала мотивация, она отказывалась от выполнения заданий, очень сильно переживал. Я решила, что она не хочет участвовать и была готова не настаивать на этом. Хотя у ребенка была мечта, стать поваром. Но обсудив эту проблему с её родителями, мы приняли решение постараться снизить её переживания и поддержать. Мы выполняли релаксационные и дыхательные упражнения, играли в игры на отреагирование эмоций. Очень хорошо ей помогали ритуалы, которые мы придумывали вместе и которые потом поддерживали родители. Также она нуждалась в постоянной похвале. В итоге мы справились, родители были очень довольны и горды успехами своего ребёнка. Мечта любого родителя - иметь воспитанного, послушного и целеустремленного ребенка, а наша задача, постараться помочь в реализации этой мечты. Поэтому необходимо всем помнить и понимать, что мотивация рождается в комфортной и поддерживающей среде. В большом энциклопедическом  словаре «комфорт» означает - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но речь идет о психологическом комфорте, т.е. о душевном состоянии. Именно гармония с собой и окружающим миром делает детей счастливыми, помогает реализовать себя и передать свои знания. Одним из компонентов является взаимодействие педагога и родителя с детьми. Значимым фактором является  эмоционально-личностные особенности педагогов и родителей, а также их речь. Эмоциональная речь, внимательное, приветливое отношение к детям призвано создавать положительный настрой на дальнейшее взаимодействие. В каждодневном общении ребенок должен обязательно чувствовать свою значимость. Эта форма общения должна быть естественной, не быть демонстративной и чрезмерной. Тогда ребенок будет чувствовать себя уверенно и спокойно и с самим собой, и с другими. Ему будет легко общаться с людьми и, следовательно, он будет пользоваться симпатией, у него будет положительная самооценка.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»