Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Чижова Марина Леонидовна
ГБДОУ детский сад 67 Выборгского района СПб
Статья
Обновление подходов к обогащению и поддержке замыслов детей в сюжетно-ролевой игре
Вопросы исследования детской игры нашли отражение в работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.П. Усовой и др. Проблему создания теории детской игры поставил Л.С. Выготский, указавший на ролевую игру, как ведущий вид деятельности дошкольника.
Л. С. Выготский отмечал, что в основе сюжетно-ролевой игры лежит мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок принимает роль взрослого и выполняет игровые действия в игровой обстановке, которую создал сам. Именно данное определение сюжетно-ролевой игры мы взяли за основу решения данной задачи.
По мнению Т.И. Юстус игра — это пространство игровой деятельности, где ребенок без напряжения преодолевает реальную ситуацию в воображаемой, он легко создает замысел и реализует его.
Функции игры:
  • развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
  • коммуникативная (средство для общения)
  • самореализации (служит средством для достижения желаний и реализации возможностей)
  • игротерапевтическая (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности)
Актуальность организации поддержки игры
  • Игра важна для развития ребенка. В игре ребёнок приобретает важнейшие для развития инициативности характеристики:
  • Опыт преобразования пространства в соответствии со своим замыслом
  • Опыт взаимодействия с другими по поводу границ своего действия
  • Уверенности в себе
  • Ориентация в социальных навыках
  • Опыт решения сложных задач посредством воображения
  • Новообразования появляются только в развитой игре
  • Именно в игре происходит становление детской субьектности (принимает на себя роль, проигрывает значимую ситуацию, приобретает)
  • Развитие воображения
Трудности организации
  • Выделение времени на игры «по остаточному принципу», нет времени для свободной игры
  • Недооценка образовательной ценности игры (потенциала для развития детской активности)
  • Нет четкого разделения  зон для тихих и подвижных игр, неудобное расположение
  • Детям трудно самостоятельно использовать оборудование и игрушки (контейнеры без маркировки, маркеров, обозначений)
  • Гендерный вопрос игр (игры для мальчиков и девочек, много для девочек «домоводство», «работа», нет материалов по теме «фантазия» и «отдых»)
  • Перенасыщение центров сюжетной игры, нет пространнства для игры, места для упорядоченного хранения материала
  • Оборудование не меняется и не отражает идею разнообразия (культур, способностей)
  • Бедная игровая среда
Трудности, с которыми могут столкнуться воспитатели
  • В режиме дня сложно выделить достаточно время для свободной игры
  • Детей в свободной игре трудно контролировать
  • Игрушки после свободной игры трудно убирать
  • Сложно разместить и удобно обустроить несколько игровых центров и разделить их на тихие и шумные зоны
  • Сложно обновлять игры в центрах активности
  • Небольшое помещение трудно разделить на центры активности так, чтобы дети, играя в них, не мешали друг другу
  • Трудно подключиться к игре одного ребенка или группы детей, чтобы не разрушать ее, а развивать
  • Непонятно, как играть с детьми на равных и не потерять свой авторитет
  • Одежды для переодевания недостаточно или она не демонстрирует разнообразия
  • Оборудование и игрушки для сюжетной игры отражаю ограниченные темы (дом  и работа) и предоставляют мало возможности для развития воображения, действия с предметами-заместителямми
Перед тем, как перейти к определению понятия игрового замысла детей, считаем необходимым сказать об этапах развития игры в дошкольном возрасте:
Ранний возраст - 0 уровень манипуляция с предметами
Младший возраст - 1 уровень мнимая ситуация является фрагментарной (ребёнок воспроизводит имеющиеся в опыте сюжеты, фрагменты реальной жизни).
Средний возраст - 2 уровень игра активно осваивается ребенком как самостоятельная активность (он задумывает мнимую ситуацию и преобразует окружающее пространство под свой замысел), самостоятельные игровые действия.
Старший дошкольный возраст - 3 уровень развёрнутый сюжет события; ребёнок творец собственного мира.
Далее перейдём к определению понятия игровой замысел. По мнению авторов Е.О. Смирнова, А.Н. Веракса замысел можно понимать, как некий устойчивый образ, воплощаемый в игровых действиях, причём этот образ может касаться разных аспектов игры таких как:
- роль, образ ролевого поведения, который определяет действия ребенка.
- интересное для детей действие, вокруг которого выстраивается вся активность.
- разветвленный сюжет, или система правил, которая развивается в игре.
- волнующая детей тема, которая настойчиво воспроизводится ребенком.
Игровая идея, которая определяет и направляет игровые действия детей, отражает значимые переживания или представления ребенка, которые он изображает в игре являются её содержанием.
Задача взрослого сопровождающего игру заключается в том, что педагогу необходимо ориентироваться на зону ближайшего развития ребенка – «не замыкать» детей на себе, а сопровождать игру так, чтобы дети могли играть вместе и развивать общий замысел.
В профессиональном стандарте прописаны необходимые умения (компенции), которыми должен владеть современный педагог дошкольного образования. Одной из важных компетенций является поддержка детской инициативы и самостоятельности, которые эффективно формируются в сюжетно-ролевой игре и являются основными целевыми ориентирами дошкольного образования.
Педагогическая поддержка - целенаправленная деятельность по организации таких взаимосвязей и взаимоотношений между педагогом и ребенком, которые являются достаточными для оказания необходимой, адекватной поддержки ребёнку, направлена на самостановление ребенка как индивидуальности и представляет процесс совместного определения с ребенком его собственных интересов и путей преодоления проблем, и самостоятельно достигать желаемых результатов
Т.И. Юстус делит на три блока компетентности и ценности воспитателя обязательные для развития детской инициативы - это: 
1. Игровая компетентность;
2. Работа с интересами ребенка;
3. Управление предметно-развивающей средой группы.
Значимыми факторами педагогической поддержки самодеятельной игры как ведущего вида деятельности ребенка – дошкольника в современном дошкольном учреждении являются:
  • установление содержательной связи между знаниями детей об окружающей действительности (содержание познавательной сферы) и их игрой;
  • включение всех видов игр (обучающих, досуговых, самодеятельных) в педагогический процесс;
  • своевременная организация развивающей предметно – игровой среды, функционально моделирующей развитие различных игр и игровой деятельности детей в целом;
  • квалифицированное участие воспитателей в педагогическом процессе, обеспечивающем право ребенка на игру;
  • индивидуальный подход к воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста в разных видах деятельности (в том числе и в игре);
  • перспективное планирование развития игры (комплексный метод руководства развитием игры);
  • использование эффективных методов и приемов, способствующих развитию игры.
Анализ поддержки игровой деятельности в детском саду свидетельствует о том, что:
  • Время для развития игры (не менее 1.5 часа в день, не урывками, а целиком, не менее 20 минут)
  • Создание мнимой ситуации (которая видоизменяет все поведение ребенка)
  • Место для развития игры, возможность изменения пространства (дети сами выбирают место, материалы, тему и партнеров по игре); возможность не разрушать постройки
  • Многофункциональность и полифункциональность материала для игры, неоформленность
  • Про что играют дети, как они играют, реализация замысла (отражение интересов детей)
  • Одним из важнейших условий педагогической поддержки игры являются собственная игровая позиция педагога (игровая компетентность, умение подхватывать и разворачивать сюжета, создание проблемной ситуации, вопросы, подсказывает, как использовать сюжетные игрушки и атрибуты; эмоциональная выразительность)
  • Создание разновозрастного сообщества детей для трансляции игрового опыта
Подводя итог выше сказанному, представим как можно стимулировать игровую активность детей на примере сюжетно-ролевой игре «Морское путешествие»?
Отвечая на этот вопрос, необходимо отметить, что компетентностный педагог должен уметь предложить ход развития игры в случае ее затруднения или распада. Так педагог может предложить ход развития игры путем неожиданного поворота сюжета, или путем введения в игру новой игрушки, а также использовать способ взятия на себя дополнительной роли. Например, если в игре дети выдвигают замысел, что их корабль терпит кораблекрушение и не знают, как продолжить сюжет, педагог может передать капитану корабля игрушечный телефон/рацию и предложить послать сигнал «SOS». А также взять на себя роль капитана спасательного корабля, подключить других детей соорудить и спустить на воду спасательную шлюпку, тем самым поддержать и продолжить замысел игры, стимулируя игровую активность детей.
С помощью каких ресурсов можно поддержать интерес детей к теме и содержанию игры?
Необходимо сказать о том, что педагог должен уметь подбирать актуальное содержание для развития игры. Таким содержанием могут быть произведения детской литературы и мультипликации, а также различные иллюстрации. Их содержание должно быть понятным ребёнку, для того, чтобы он легко мог перенести его в игру.
Если это выбор литературного произведения, то в книге должно преобладать описание диалогов и действий героев. Например, в качестве средства можно выбрать книгу Федора Конюхова «Как я стал путешественником» В ней дети узнают о приборах морской навигации, о том, как выживать в море в непредвиденных ситуациях, расширят и углубят свои представления о морских путешествиях, тем самым обогатится сюжет игр.
Если это рассматривание иллюстрации то, она должна иметь возможность для продолжения, что будет способствовать активизации фантазии и развитию воображения ребенка. Рассмотрев данную иллюстрацию, дети имеют возможность пофантазировать и домыслить, что же может произойти с героями дальше, это способствует развитию воображения, после рассматривания дети могут реализовать свои фантазии в игре.
Если это мультфильм, то любой герой мультфильма должен является участником событий, связанных с другими персонажами. Важна демонстрация отношений между героями, в мультфильме для детей не должно быть сцен агрессии и насилия. Например, мультфильм «Степа моряк» - это средство очень близко ребёнку, он интуитивно принимает нарисованный мир, который может быть перенесён в игру. Разнообразие ролей и событий, которые демонстрируются в этом мультфильме поможет ребёнку сделать выбор и принять роль на себя. С помощью различных образов ребёнок может перевоплотиться от исследователя до обитателя морских глубин, попробовать себя в роли капитана, штурмана, боцмана, радиста, познакомится с приборами морской навигации и все это перенести в игру. 
Какими способами педагог может поддержать ситуацию игрового вызова, которая выдвигается самим ребенком?
 Для этого педагогу необходимо связать игровой контекст со смыслом игрового «вызова» ребенка. Ответ педагога должен быть направлен на поддержку эмоционального состояния играющего ребенка и продолжение его действия. Для развития сюжета необходимо использовать ролевые действия, которые провоцируют ребенка на определённую ответную реакцию.
Например, в ситуации игры «Морское путешествие» ребёнок выдвигает игровой вызов - ложится на пол со словами: «Я упал за борт. На меня нападают акулы». Педагог, отвечая на игровой «вызов» ребенка, бросает на пол мягкий модуль голубого цвета и обращается к ребёнку: «Смотри, там дельфины, хватайся за плавник и плыви к нам». И для удачно разрешённой ситуации, обращается к остальным детям: «Спускаем на воду шлюпки, кто на весла? Держись мы тебя сейчас вытащим».
Таким образом педагог связывает игровой контекст с игровым вызовом ребенка, тем самым способствует продолжению действий ребенка в игре, поддерживает игровой замысел игры в целом, и стимулирует продолжение сюжета и игровую активность всех участников игры. Также компетентностному педагогу необходимо владеть способами поддержки игровой коммуникации детей.
С помощью каких умений педагог сможет разрешить ситуацию, когда ребенка не берут в игру?
Для этого педагогу необходимо ввести ребенка в игровое взаимодействие, например, с помощью дополнительной роли, при этом важно публично отмечать положительные стороны ребенка, демонстрировать сверстникам его значимость для развития сюжета игры. Рассмотрим ситуацию, когда ребята решили на берегу моря устроить пикник, для этого соорудили костёр, накрыли стол на полянке, организовали ночлег в палатке. К педагогу подходит расстроенный мальчик и говорит: «А меня не берут в игру, потому что мне не хватило места в палатке». В качестве способа оказания помощи педагог может дать ребёнку, предмет, который можно использовать в игре, а также рассказать, как его можно использовать. Например, предложить мальчику фонарик и пригласить зайти в палатку со словами «ребята, а вам не темно ночью в палатке? У Васи есть фонарик!». Дети с удовольствием возьмут в игру ребенка, если у него есть необходимый им предмет». Так же педагог может оказать помощь ребёнку путём поворота развития сюжета, важно придумать при этом для ребенка яркую роль с которой он справится и привлечёт внимание сверстников, например, «Вася, а ты знаешь, что на пикнике не все сидят в палатке. Давай возьмём с тобой гитару, пойдём к костру и всю ночь будем петь там песни. Скорее всего, такой поворот сюжета привлечёт ребят из палатки, и ребёнок окажется в центре внимания.
И в завершение о том, какими компетенциями должен владеть педагог при создании развивающей предметно-пространственной среды группы, для зарождения и развития игры дошкольников и как при этом ему необходимо сотрудничать с детьми?
При создании условий педагогу необходимо умение оснащать пространство группы предметами и материалами, учитывая сюжет игры – например в игре «Морское путешествие» для обогащения предметно-игровой среды педагог может использовать полифункциональные (неоформленные) материалы такие как: большие листы бумаги, обои - в игре дети могут использовать их для того, чтобы изобразить море, шлюпки, остров. Ткань разных цветов и размеров может служить для сооружения паруса, воды, островов. Коробка сгодится для сундука пирата. Верёвки понадобятся для швартовки судна, для вантов укрепляющих мачты. Обручи могут быть спасательным кругом, штурвалом. Деревянные рейки и доски могут заменить в игре мачты и трап. Пластиковые бутылки можно использовать в игре в качестве буйков, мягкие модули прямоугольной формы для строительства каюты, природный материал в качестве еды на корабле.
Также необходимо привлекать детей к созданию игрового пространства, при этом важно уметь определять какие материалы для игры можно изготовить совместно с детьми, а какие дети могут создать самостоятельно. Например, педагог совместно с детьми может создать: якорь, карту, украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек). Вместе с детьми придумать и написать название корабля, города или порта куда причалит корабль. Используя ткань белого цвета и краски по ткани, могут совместно изготовить флаг корабля и т.д.
Самостоятельно дети могут нарисовать море, пальмы, волны, сказочных героев, сделать оригами «Морские рыбки», поделки из бросового материала «Морские обитатели», изготовить билеты на корабль. Из бумажных втулок смастерить бинокль, подзорную трубу, громкоговоритель и т.д.
Все перечисленные материалы и изготовленные атрибуты должны храниться в лёгкой доступности, это можно обсудить совместно с детьми. Замечательно, если ребята сами найдут место для их хранения.
Современному компетентностному педагогу необходимо помнить, что все важное, что должно произойти в дошкольном возрасте, напрямую зависит от качества игры.
 
Список литературы:
  1. https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-izucheniyu-igry.
ТЕКСТ НАУЧНОЙ РАБОТЫ на тему «Методологические подходы к изучению игры»
 Аминов С.Р.*
  1. https://psyjournals.ru/files/92290/chp_2018_n1_Smirnova_Veraksa_et_al.pdf
Практики субъектности в образовании. Под. ред. М.М. Миркес. Издательство: Линка-пресс. Год издания: 2019
  1. Смирнова Е.О., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Рябкова И.А.Связь игровой деятельности дошкольников с показателями познавательного развития // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14. № 1. С. 4—14. doi:10.17759/chp.2018140101
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-razvitiya-igry-v-doshkolnom-vozraste-obzor-sovremennyh-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-issledovaniy
Якшина А.Н. Условия развития игры в дошкольном возрасте: обзор современных отечественных и зарубежных исследований // Современное дошкольное образование. – 2020. – №4(100). – С. 50–61. DOI: 10.24411/1997-9657-2020-10079
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»