Консультация для родителей
Учим ребенка правильно держать карандаш
Маслова Людмила Ивановна,
ГБДОУ д/с № 47
Кировского района Санкт-Петербурга
Письмо – важнейший навык человека, а от того, насколько правильно человек держит ручку, зависит и его почерк, и его осанка. Конечно, в школе все дети научатся держать в руке пишущий предмет, но родителям следует об этом побеспокоится пораньше.ГБДОУ д/с № 47
Кировского района Санкт-Петербурга
Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.
А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Но это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неправильный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки.
Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования с пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная осанка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившего неправильно держать карандаш, очень трудно переучить.
Как же правильно держать?
Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает его сверху, а большой палец – с левой стороны. Все три пальца слегка округлены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежат у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует наблюдать за тем, как ребенок пишет, рисует, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
А как же этому научить?
Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, фломастер или кисточку в пальчики ребенка правильно. А после 3 лет можно уже показать ребенку нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и среднем пальцами) взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящими движениями, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».
Есть еще один способ. Просите ребенка показать руку ладошкой вниз и вкладываете карандаш между большим и указательным пальцами, затем просите ребенка сжать пальчики.
Если заметили, что карандаш снова в кулаке – остановите рисование и переложите правильно. После десятка таких перекладываний ребенок начинает правильно держать карандаш.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка?
- Разминать пальчиками пластилин, тесто, мять поролоновые шарики.
- Катать по очереди каждым пальчиком мелкие бусинки, камешки.
- Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
- Нанизывать бусинки, пуговки на нитку.
- Заводить будильник, игрушки ключиком.
- Аппликация, наклейки.
- Резать ножницами.
- Делать пальчиковую гимнастику.
- Рисование пальчиками, веточками на песке.
- Различные шнуровки.
Действия, способствующие развитию захвата щепотью!
- Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев и выпускать их, складывая в какую –то емкость.
- Игры с бельевыми прищепками.
- Откручивать крышечки тюбиков с зубной пастой.
- Если не получается, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, такие мелки невозможно держать кулаком. Такие кусочки можно держать только пальчиками-щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую активно! Ребенок привыкнет держать предмет для рисования пальчиками, потом можете вернуться к рисованию карандашами. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.
Как распознать неправильный навык?
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
- Неправильное положение пальцев: ребенок держит ручку в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
- Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
- Верхний конец ручки направлен в сторону или от себя.
- Кисть руки жестко фиксирована.
- Слишком сильный или слабый нажим при письме или рисовании.
- Родителей должно насторожить, если ребенок поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок н умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
- Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать ним движением круг 3-4 см (по образцу).если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей нарисует вместо круга – овал, круг значительно меньшего размера или будет рисовать его в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
Как исправить неправильный навык?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:
- На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что карандаш должен лежать на этой точке.
- Нарисовать на карандаше черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
- Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа.
Упражнение на расслабления
Обычно дети очень крепко сжимают карандаш. Пальчики потеют и быстро устают. В это случае нужно сделать упражнения на расслабление.
- Хорошо помогают научить расслаблять пальчики - занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, он расслабляет пальчики, делая широкие мазки.
- Ребенок почувствует расслабление мышц тогда, когда их сначала просят сжать карандаш пальчиками и долго подержать их в этом состоянии. А затем разжать (расслабить) пальчики и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление - длительным.
Успехов вам, уважаемые родители!