Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Консультация для родителей

Учим ребенка правильно держать карандаш

Маслова Людмила Ивановна,
ГБДОУ д/с № 47
Кировского района Санкт-Петербурга 
Письмо – важнейший навык человека, а от того, насколько правильно человек держит ручку, зависит и его почерк, и его осанка. Конечно, в школе все дети научатся держать в руке пишущий предмет, но родителям следует об этом побеспокоится пораньше.
Маленький ребёнок пытается взять карандаш наиболее удобным для себя образом, чаще всего в кулак. Однако ситуация осложняется тем, что подобная привычка быстро укореняется, поэтому тип держания письменных принадлежностей сохраняется на всю жизнь.
А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке. Важно сразу научить ребенка правильно держать пишущий предмет. Но это, как показывает практика, остается без должного внимания взрослых. Ребенок закрепляет неправильный навык обращения с пишущим предметом во время рисования, письма печатными буквами, штриховки.
Казалось бы, пусть пишет, как ему удобно, но правила пользования с пишущим предметом разрабатывались недаром: в них учитываются правильная осанка, сохранение зрения, развитие определенных мышц руки, способных выдержать максимальную нагрузку сегодня и в будущем. Ребенка, научившего неправильно держать карандаш, очень трудно переучить.
Как же правильно держать?
Правильный захват карандаша выглядит так: карандаш лежит на среднем пальце, указательный палец придерживает его сверху, а большой палец – с левой стороны. Все три пальца слегка округлены и не сжимают карандаш сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом карандаш не должен падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежат у основания большого пальца. Во время рисования рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца. Кисть находится в движении, локоть от стола не отрывается. Далее следует наблюдать за тем, как ребенок пишет, рисует, и решить, правильно ли он выполняет это действие.
А как же этому научить?
Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, фломастер или кисточку в пальчики ребенка правильно. А после 3 лет можно уже показать ребенку нехитрый прием: щепотью (большим, указательным и среднем пальцами) взять за не заточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящими движениями, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Когда пальчики будут у грифеля, они обязательно правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на том, как держать карандаш «по-новому».
Есть еще один способ. Просите ребенка показать руку ладошкой вниз и вкладываете карандаш между большим и указательным пальцами, затем просите ребенка сжать пальчики.
Если заметили, что карандаш снова в кулаке – остановите рисование и переложите правильно. После десятка таких перекладываний ребенок начинает правильно держать карандаш.
Как развить мелкую мускулатуру руки ребенка?
  • Разминать пальчиками пластилин, тесто, мять поролоновые шарики.
  • Катать по очереди каждым пальчиком мелкие бусинки, камешки.
  • Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.
  • Нанизывать бусинки, пуговки на нитку.
  • Заводить будильник, игрушки ключиком.
  • Аппликация, наклейки.
  • Резать ножницами.
  • Делать пальчиковую гимнастику.
  • Рисование пальчиками, веточками на песке.
  • Различные шнуровки.
 
Действия, способствующие развитию захвата щепотью!
  •  Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками пальцев и выпускать их, складывая в какую –то емкость.
  • Игры с бельевыми прищепками.
  • Откручивать крышечки тюбиков с зубной пастой.
  • Если не получается, то уберите на некоторое время ВСЕ карандаши, фломастеры большой длины. Купите коробку масляной пастели (она очень яркая и легко оставляет след на бумаге). Сломайте мелки пополам, такие мелки невозможно держать кулаком. Такие кусочки можно держать только пальчиками-щепоточкой. Порисуйте такими мелками недельку-другую активно! Ребенок привыкнет держать предмет для рисования пальчиками, потом можете вернуться к рисованию карандашами. Обратите внимание ребенка на то, как он держал мелки и скажите, что так же можно держать и карандаш.
 
Как распознать неправильный навык?
О неправильном навыке письма говорят следующие детали:
  • Неправильное положение пальцев: ребенок держит ручку в кулаке, большой палец ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце.
  • Ребенок держит ручку слишком близко к ее нижнему кончику или слишком далеко от него.
  • Верхний конец ручки направлен в сторону или от себя.
  • Кисть руки жестко фиксирована.
  • Слишком сильный или слабый нажим при письме или рисовании.
  • Родителей должно насторожить, если ребенок поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок н умеет изменять направление линии при помощи пальцев.
  • Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, то это может свидетельствовать о жесткой фиксации кисти руки. Это можно проверить, предложив нарисовать ним движением круг 3-4 см (по образцу).если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей нарисует вместо круга – овал, круг значительно меньшего размера или будет рисовать его в несколько приемов, передвигая руку или поворачивая лист.
 
Как исправить неправильный навык?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами:
  • На верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что карандаш должен лежать на этой точке.
  • Нарисовать на карандаше черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
  • Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа.
 
 
 
Упражнение на расслабления
Обычно дети очень крепко сжимают карандаш. Пальчики потеют и быстро устают. В это случае нужно сделать упражнения на расслабление.
  • Хорошо помогают научить расслаблять пальчики - занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, он расслабляет пальчики, делая широкие мазки.
  • Ребенок почувствует расслабление мышц тогда, когда их сначала просят сжать карандаш пальчиками и долго подержать их в этом состоянии. А затем разжать (расслабить) пальчики и почувствовать это состояние. При  этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление  - длительным.
 
Успехов вам, уважаемые родители!
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»