Игровые дидактические пособия как средство
развития ручной моторики у дошкольников
Бушуева Юлия Владимировна
Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка является дидактическая игра. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: обучающую, которую преследует взрослый, и игровую, ради которой действует ребёнок. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников. Как средство развития ручной моторики можно предложить ребёнку следующие игры, в которых можно использовать совсем простые пособия."Весёлые крышки"
Цели:
- учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное местоположение и цвет;
- воспитывать интерес к обучению, усидчивость.
Материалы: деревянные основы со встроенными в них горлышками для крышек (прямоугольная основа, расчитанная на 6 крышек, расположенных в ряд; квадратная основа, расчитанная на 9 крышек, расположенных в три ряда), наборы крышек различных цвета и диаметра, карточки-схемы с вариантами чередования крышек по цвету.
Ход
Педагог кладет перед ребёнком деревянную основу, тару с крышками и карточку-схему. Затем показывает Как нужно выполнять это задание, при э том делая акцент на последовательности действий ( рассматривание схемы, нахождение необходимой по цвету крышки, определение ее места на основе, закручивание крышки). Далее педагог предлагает открутить крышки и приступить к выполнению следующего варианта схемы.
"Забавные прищепки"
Цели:
- учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету;
- развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память;
- воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.
Материалы: прозрачная ёмкость, по краю которой наклеены цветные полосы; набор цветных пприщепок.
Ход
Педагог может предложить играть сразу двум детям. В начале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть-закрыть). Затем педагог показывает цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.
"Цветные шарики"
Цели:
- учить детей нанизывать шарики с отверстием на стержень, зрительно определять по схеме местоположение и цвет шариков;
- развивать мелкую ручную моторику, зрительное восприятие, внимание, мышление, память;
- воспитывать учебные навыки.
Материалы: деревянные основы с закреплёнными в них стержнями (ватные палочки), в зависимости от длины, расчитанные на 8 и 10 ариков; набор шариков разного цвета (крупные бусины); карточки-схемы с различными вариантами чередования шариков по цвету.
Ход:
Педагог может заниматься с одним или двумя детьми. Вначале он показывает принцип нанизывания шарика с отверстием на стержень, затем демонстрирует ход действий: анализ схемы, нахождение нужного шарика, нанизывание его на стержень. После показа педагог предлагает ребёнку предложить игру. Далее меняются карточки-схемы.
"Волшебный шнурок"
Цели:
- учить детей натягивать шнурок по схеме вокруг фишек;
- развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, мелкие движения рук, зрительное восприятие, внимание, мышление;
- воспитывать познавательный интерес, усидчивость.
Материалы: деревянная основа с фишками (силовые кнопки разного цвета), расположенными по определённой схеме; нур снаконечником.
Ход:
Педагог может заниматься с одним или несколькими детьми. Вначале предлагается рассмотреть доску, провести пальчиком по дорожке из фишек. Затем педагог показывает, как нужно натягивать шнурок вокруг фишек. Далее дети начинают самостоятельную работу, в случае затруднений педагог приходит на помощь.
"Будь внимателен"
Цели:
- учить детей выполнять соотносящие действия, согласовывать движения обеих рук, анализировать план-схему, подбирать по цвету шарики или фишки, соблюдать последовательность их выкладывания;
- закреплять знания цветов;
- развивать точнность движений рук, зрительно-двигательную координацию, целенаправленное внимание;
- воспитывать познавательный интерес, усидчивость, целеустремлённость.
Материалы: деревянные основы с выемками, расположенными в ряд; ёмкость для хранения шариков и фишек разных цветов; схемы для выкладывания.
Ход:
Педагог предлагает ребёнку рассмотреть деревянную основу, затем просит выбрать шарики или фишки одного цвета и заполнить ими выемки. Далее педагог знакомит ребёнка со схемой и даёт образец действий (анализируем схему, находим нужный по цвету шарик, выкладываем его по схеме и т.д.) После усвоения инструкции ребёнком можно предложить ему другой вариант схемы.