Развитие артикуляционного аппарата у детей раннего
дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Иванова Анаставсия Глебовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ Д/с № 15
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Введениемузыкальный руководитель ГБДОУ Д/с № 15
Петродворцового района Санкт-Петербурга
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Глубоко ошибочно мнение, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Для формирования необходимой артикуляции все органы, принимающие участие в образовании звуков речи, должны работать правильно и согласованно.
Так же как мы тренируем мышцы, чтобы стать сильнее, следует тренировать наш речевой аппарат. Гимнастика и практика речи основа на которой стоит правильная и качественная артикуляция.
Понятие «Артикуляция»
Артикуляция - Работа органов речи, необходимая для произношения определенного звука речи, а также положение органов речи при произнесении того или иного звука речи.
Ранний возраст (с года до трех) является одним из важнейших в жизни ребенка. Так как именно в этом возрасте формируется речь. Родители и педагоги помогают ребенку не только общением с ребенком и чтением книг, но и обязательно выполнять артикуляционную гимнастику. Для правильного выполнения гимнастика, нужно знать основное.
Артикуляционный аппарат состоит из трех основных отделов:
- ротового
- носового
- голосообразующего.
Все они являются частями дыхательной системы. Причем, для речи, как и для пения, необходимо брюшное дыхание. Дыхание верхней частью грудной клетки всегда затрудняет речь и ухудшает качество звука.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся:
- язык
- губы
- нижняя челюсть
- мягкое нёбо
- маленький язычок
- зубы
- их основания
- твердое нёбо
- альвеолы(бугорки за верхними зубами)
Основная и главная цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
На музыкальных занятиях, есть уникальная возможность работать над артикуляцией с помощью попевок и распевок. Таким образом для ребенка обычные упражнения становятся увлекательными и интересными. А вовлеченность детей, дает большое преимущество в развитии.
В зависимости от возраста ребенка мы ставим разные задачи, так же учитываются исходные данные. Так как в 1.5 года может прийти абсолютно молчащий малыш, а может уже говорить более-менее понятно. И в каждом случае мы ориентируемся на исходные данные.
В раннем возрасте дети в основном способны говорить отдельные слоги, подражая животным. Например, Мышка говорит: «Пи-пи-пи», Собачка говорит: «Гав-гав», Кошечка говорит: «Мяу-мяу» и т. д. Соответственно, мы выбираем упражнения, которые дети смогут выполнить пусть и не с первого раза.
Все упражнения делятся на два вида:
- Статические – необходимые для формирования артикуляции
- Динамические – необходимы для точности переключения артикуляционной постановки во время речи.
К статическим упражнениям относятся:
«Лопаточка», «Грибочек», «Трубочка» и т.д. Они подразумевают удержание в течении 5-7 секунд.
К динамическим упражнениям относятся:
«Лопатка», «Вкусное варенье», «Часики», «Лошадка» и т.д. данные упражнения подразумевают ритмическое повторение 6-10 раз.
Работа над каждым упражнением идет в определенной последовательности:
— рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов;
— показ упражнения;
— выполнение детьми упражнения;
проверка правильности выполнения, указание на ошибку.
После того, как мы разогрели наш речевой аппарат, приступаем к вокально-артикуляционной гимнастике.
В раннем дошкольном возрасте нам поможет подражание животным и звукам природы. Например, на одной ноте дети пропевают «Мяу-мяу», она подражаю котенку, благодаря этому упражнению начинается работа сразу в нескольких областях. Мы разрабатываем губы, учимся держать звук, и работает наш дыхательный аппарат. Далее, мы пропеваем слог «Ля», так же на одной ноте. Таким образом у детей работает уже язык и дети учатся открывать рот во время пения.
С помощью таких упражнений, можно проработать и нужные звуки, и правильную вокальную позицию, конечно на уровне раннего возраста.
Вывод:
Благодаря общей работе родителей, воспитателей и музыкального руководителя, ребенок будет развиваться лучше и легче. Именно в раннем возрасте легче предупредить отклонения в речи, чем исправлять их в более позднем времени. Соблюдая регулярность и систематичность занятий, мы сумеем подготовить артикуляционный аппарат в ребёнка к дальнейшему овладению звуками родного языка.
Список использованной литературы:
- Основы логопедии /Филичева Т.Б. и др.– М., 1989.
- Вопросы педагогики раннего детства: Речевое и умственное воспитание детей в группах второго года жизни / Н.М. Аксарина, Е.И. Радина. - М.: Просвещение, 1964.