Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Нурдинова Ольга Николаевна
Воспитательные традиции Древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. А зачем детям - дошкольникам нужны знания об истории страны? Ведь систематизированный курс истории — это задача школы. Да, конечно. Но чтобы этот курс был усвоен детьми хорошо, необходимо ещё до школы сформировать у них первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений, ведь дошкольный возраст - самая благодатная пора для привития чувства любви к Родине.
Задача педагога создать условия для пробуждения в детях потребности познавать историю нашей Родины в годы ВОВ. Вызвать интерес к изучению памятников посвященных ВОВ, событиях, фактах, подвигах советских солдат; Поощрять ознакомления с произведениями художественной литературы и музыкой военных лет; Содействовать повышению активности родителей привлекая их к патриотическому воспитанию в семье; Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Одно из важнейших условий, без которого невозможно полноценное нравственно–патриотическое воспитание детей- это организация предметно -развивающей среды группового пространства. От среды будет зависеть развитие важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.
Созданию предметно-развивающей среды в современном ДОУ сегодня уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, где они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детского сада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.
Оформление нашего патриотического уголка, направленное на ознакомление детей с историей родного города Санкт-Петербурга, страны, для формирования нравственно-патриотических чувств старших дошкольников.
Нурдинова О.Н.
Воспитатель ГБ ДОУ «Детский сад №111»
Невский район г. Санкт-Петербург