Развитие творческих способностей у дошкольников
Соболева Светлана Юрьевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
комбинированного вида, группа ЗПР № 2
Кировского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ детский сад № 40
комбинированного вида, группа ЗПР № 2
Кировского района Санкт-Петербурга
В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета.
Творчество - вот имя этой волшебной птицы!.
В.А. Сухомлинский
В статье поднимается тема важности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста, раскрываются особенности организации работы с детьми, освещаются различные виды деятельности по развитию творческих способностей дошкольников. Творчество - вот имя этой волшебной птицы!.
В.А. Сухомлинский
По своей природе каждый ребенок - экспериментатор и творец. Создавая условия, побуждающие ребенка к занятиям творчеством, можно не только разбудить, но и значительно развить его творческое начало. И дошкольное детство - наиболее благоприятный для этого период.
К творческим способностям относят:
- воображение,
- образное мышление,
- интуицию,
- фантазию,
- восприятие,
- инициативность,
- любопытство,
- возможность применить теоретические знания на практике.
В дошкольном детстве огромное значение для ребенка приобретает работа по расширению его кругозора. Чем больше он знает, тем больше пищи получает его воображение, а без воображения невозможно генерировать по-настоящему творческие идеи. Даже в самых привычных местах нужно подмечать все, что выглядит особенным, отличается от стандарта, не соответствует шаблонам. Важным для ребенка становится общение с природой, ее красками, звуками и запахами, а так же с ее обитателями. Полезно расширять кругозор не только за счет слуховых и визуальных образов, но и за счет тактильных ощущений: только ощупав все предметы руками, ребенок почувствует разницу фактур, предметов, температур и их плотности.
Предоставляя ребенку комфортную психологическую обстановку, достаточно материалов для творчества, регулярно занимаясь, заботливые родители делают большой вклад в его будущее, открывают для него много возможностей реализации. Такие занятия комплексно воздействуют на ребенка, они способствуют развитию наблюдательности, воображения, мышления, памяти, эмоционального интеллекта.
Педагог должен выстраивать занятия в соответствии с основными направлениями в развитии творческих способностей.
Первое из них – это развитие воображения. Основная задача воображения – представление ожидаемого результата до его осуществления. Воображение формируется у детей на базе развития восприятия.
Второе – это развитие качеств мышления, которые формируют креативность – умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, генерировать идеи. Люди, обладающие креативным мышлением, умеют мыслить за рамками общепринятого и находить нестандартные решения для стандартных ситуаций.
Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях, людях, способных к творческой деятельности.
Чтобы развивать творческие способности ребенка, необходимо соблюдать определенные условия:
- правильное и своевременное физическое развитие ребенка,
- вовлечение ребенка в творческую деятельность как можно с более раннего возраста,
- создание атмосферы творческого поиска, эмоционального комфорта, поддержка в любых начинаниях ребенка,
- занятия должны проходить в игровой форме, не должны быть скучными,
- созидательная деятельность должна быть разнообразной,
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, продолжительности занятий, их чередовании, в выборе материалов,
- регулярный и системный характер занятий.
Творческая деятельность возникает не сразу, а достаточно медленно, развиваясь постепенно, от простых форм к более сложным. На каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, свою специфику.
Каждый возрастной период характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала.
1-2 года. Малыши начинают активно проявлять интерес к музыке – двигаются под музыку, улавливают ее ритм. Увлекаются художественным творчеством: учатся держать в руке карандаш, пробуют разные материалы, много экспериментируют.
3-4 года. Пик творческой активности. По-прежнему следуют за взрослым, но могут проявлять инициативу, фантазировать. Ребенок пробует свои силы самостоятельно. В их рисунках появляются узнаваемые предметы. Это требует и творческого воображения и самостоятельности, и умения применять опыт в новых условиях, ответственности. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение.
5-6 лет. Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность, которая проявляется во всех видах деятельности. Дошкольники могут достаточно долго работать над задачей, действовать самостоятельно, справляться с неудачами, добиваться нужного результата. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. Новые задания можно и нужно усложнять. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения.
Существует много методов развития творческих способностей детей: беседы об окружающем мире, ответы на интересующие вопросы, чтение книг, развивающие игры, конструкторы, музыкальные занятия, занятия рисованием и лепкой. Эти занятия не только развлекут, но и принесут большую пользу. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать, и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Поэтому творческие способности ребенка надо развивать с самого раннего возраста и на всем протяжении его детства.
Как развивать творческие способности дошкольников?
1. Игры и упражнения на развитие воображения. Развиваем умение создавать образы, умение замечать признаки предметов, развиваем способность увидеть предметы в абстрактных изображениях. Основная задача – научить составлять планы и комбинировать различные образы. При этом ребенок должен четко понимать, как бывает в реальности, а как нет.
2. Изобразительная деятельность. С самого раннего возраста можно давать детям мелки, карандаши, краски. С 3-4 лет рисование приобретает осмысленные черты, его навыки совершенствуются. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима для развития творческих способностей детей.
3. Нетрадиционное рисование. В технике нетрадиционного рисования используются ватные палочки, парафиновые свечи, зубные щетки, расчески, нитки и прочие бытовые предметы. Владея разными техниками и способами изображения, ребенок получает возможность выбора. Рисование необычными материалами и с использованием оригинальной техники изображения, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Здесь присутствует элемент необычности, который позволяет отойти от условных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей ребенка.
4. Лепка. Занятия лепкой способствуют развитию образного мышления, зрительного восприятия, памяти, навыков ручного труда, развитию мелкой моторики. Лепка связана с игрой – ведущей деятельностью дошкольника. Кроме пластилина, можно использовать глину, тесто, они имеют разную текстуру и свойства. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками. Лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества и самое динамичное, жизнерадостное детское творчество.
5. Аппликация. Существует большое разнообразие аппликации в характере изображения и в технике исполнения. Аппликацию различают: предметную, сюжетную и декоративную. Предметную аппликацию считают несложным видом аппликации для детей. Из бумаги, ткани, или какого- либо материала вырезаются фигурки, и приклеиваются на основание. Изображение может быть чего угодно. Сюжетная аппликация – это когда картинка складывается из нескольких деталей, взаимосвязанных друг с другом. Сюжет может отображать какое-либо событие или действие. Занятия аппликацией развивают чувства цвета, ритма, симметрии.
6. Мозаики из зерен, семян. Подходит для детей с 3 лет. Картины из природных материалов хорошо развивают мышление и фантазию. Работа над их созданием вырабатывает у детей чувство стиля, вкуса и гармонии. Каждый из природных материалов имеет свою технику наложения на основу. Все сыпучие материалы наносят на основу методом насыпки. Все крупные семена, зерна укладывают методом прямого набора. Свои первые картины ребенок может начинать на пластилиновой основе, а когда подрастет, вполне может создавать картины с применением клея ПВА. Кроме творческого и образного мышления, мозаики из зерен и семян развивают мелкую моторику, умение моделировать целостный образ из деталей, частей.
7. Волшебные кляксы. Игра для детей от 3-4 лет. Взрослый изготавливает несколько клякс на листе и складывает его пополам. На развернутом листе получаются симметричные кляксы. Дети озвучивают, что они видят в каждой кляксе. Игра развивает фантазию, умение видеть образы.
8. Музыка. Способствует всестороннему развитию, помогает детям выражать свои эмоции и делиться чувствами. Большой интерес у детей вызывают музыкальные сказки. Дети быстро запоминают песенки, что способствует развитию памяти, речи.
9. Чтение и литературное творчество. Книги дарят полет фантазии, развивают воображение, речь. Они должны быть подобраны по возрасту и интересам ребенка. Важно знакомить ребенка с разными жанрами: стихами, сказками, рассказами. Можно находить рифмы, сочинять простые стишки и песенки.
10. Сочиняем историю. Игра для детей от 5 лет. Ведущий направляет развитие рассказа. Использование речи как инструмента для использования своих мыслей, чувств, желаний необходимо для детей в их дальнейшем развитии.
11. Театрализованная деятельность. Развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру. Побуждает к мышлению, к созданию новых образов, развивает интеллект, умение сопереживать и понимать другого, раскрывает новые таланты и способности.
12. У кого какой характер? Игра для детей от 4 лет. Развивает воображение, умение различать эмоции. Взрослый раздает детям картинки с изображением различных неодушевленных предметов. Например: молоток, подушка, карандаш. С детьми обсуждается, какой характер могут иметь эти предметы? Может ли меняться их характер, в зависимости от того, в чьих руках они находятся? (печальный и веселый молоток, ленивый и трудолюбивый карандаш, - опиши, как работают?)
13. Три предмета. Игра для детей 5-6 лет. Взрослый называет пару признаков предметов, а дети называют три предмета, соответствующие указанным признакам (например: теплый, пушистый – плед, кот, мягкая игрушка). Развивает воображение, мышление.
Дети очень любознательны, у них есть огромное желание познавать мир, их мышление не связано со стереотипами. Оттого, насколько были использованы возможности для развития способностей к творчеству, во многом будет зависеть потенциал взрослого человека. Привлекая детей к разным занятиям, давая детям знания, взрослые способствуют обогащению их опыта. А это является предпосылкой для будущей творческой деятельности, для формирования многогранной и целостной личности.
Литература:
- Литовкина А.В. «Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте». 2016г. Журнал «Молодой ученый»
- Васильцова З.П. «Мудрые заповеди народной педагогики». Москва 2002г. Изд-во «Педагогика».
- Алякринский Б.С. «О таланте и способностях». Москва 1988г. Изд-во МГУ.
- Петровский А.В. «Введение в психологию». Москва 2005г. Изд-во Академия.