Игровые технологии в Петербурговедении
Мельникова Екатерина Владимировна
Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Неудивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов. В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра — ведущий вид деятельности Игре присущи черты: Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения. Функции игры: Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка) Коммуникативная Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры, качество и количество определенных знаний и умений) Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей) Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития) Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна! Игры в дошкольной педагогике определяют как вид учебных мероприятий, организуемых в виде игр с наличием определенных правил, реализующих принципы активного игрового обучения и отличающихся как строгой структурой игровой деятельности, так и методами оценки действий участников игры.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания. Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике. Большую роль в работе по знакомству с Санкт-Петербургом я отвожу дидактическим играм. Часто дидактические игры рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятия. Но работа в группе с нарушением речи у детей, меня научила тому, что эти игры содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников, что они могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Конечно, участие воспитателя носит косвенный характер. Например, я всегда стараюсь начать игру вместе с детьми, неважно, какое место для игры они выбрали — за столом или на ковре. Особенно дети любят, когда к ним подходишь с просьбой: «Возьмите меня поиграть», «Можно я с вами поиграю? Тем самым мне легче стать равноправным участником игры. Помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и взрослыми, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимании к его внутренним переживаниям, которые он испытывает в процессе игры, что и составляет сущность педагогики сотрудничества. Дидактические игры формируют ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные дидактические игры Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют подготовке ребят к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос четко формировать свои мысли.
В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять главные признаки предметов, явлений:
«Отгадай-ка!» Цель: Учить детей описывать предмет (здание, мост, памятник), не глядя на него, выделять существенные признаки, по описанию узнавать предмет. «Радио» Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.
В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов. Игра — ведущий вид деятельности Игре присущи черты: Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения. Функции игры: Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка) Коммуникативная Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры, качество и количество определенных знаний и умений) Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей) Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития) Единственный язык, который легко даётся детям – это язык ИГРЫ. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности в отношениях. Без игры жизнь ребёнка невозможна! Игры в дошкольной педагогике определяют как вид учебных мероприятий, организуемых в виде игр с наличием определенных правил, реализующих принципы активного игрового обучения и отличающихся как строгой структурой игровой деятельности, так и методами оценки действий участников игры.
Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий. Игры влияют не только на физическое и психическое развитие детей дошкольного возраста, также они являются одним из важных средств воспитания. Существует несколько основных видов дидактических игр: словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры, при этом обязательными атрибутами любых дидактических игр являются обучающие и воспитывающие задачи, а также ряд игровых правил и действий. Для правильного выбора дидактической игры к занятию необходимо хорошо представлять общий уровень подготовки детей, поскольку в игре они должны уметь свободно оперировать уже имеющимися знаниями и уметь применять их на практике. Большую роль в работе по знакомству с Санкт-Петербургом я отвожу дидактическим играм. Часто дидактические игры рассматриваются всего лишь как игровой прием в ходе занятия. Но работа в группе с нарушением речи у детей, меня научила тому, что эти игры содержат в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников, что они могут использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Конечно, участие воспитателя носит косвенный характер. Например, я всегда стараюсь начать игру вместе с детьми, неважно, какое место для игры они выбрали — за столом или на ковре. Особенно дети любят, когда к ним подходишь с просьбой: «Возьмите меня поиграть», «Можно я с вами поиграю? Тем самым мне легче стать равноправным участником игры. Помимо формирования самостоятельности, активности детей, устанавливается атмосфера доверия между детьми и взрослыми, между самими детьми, взаимопонимание, атмосфера, основанная на уважении личности ребенка, на внимании к его внутренним переживаниям, которые он испытывает в процессе игры, что и составляет сущность педагогики сотрудничества. Дидактические игры формируют ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа. Словесные дидактические игры Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста. Они способствуют подготовке ребят к обучению в школе; развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос четко формировать свои мысли.
В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять главные признаки предметов, явлений:
«Отгадай-ка!» Цель: Учить детей описывать предмет (здание, мост, памятник), не глядя на него, выделять существенные признаки, по описанию узнавать предмет. «Радио» Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.