Новые подходы к организации помощи семьям,
воспитывающих детей раннего возраста
Шаровагина Юлия Михайловна
Среди населения наблюдается правомерный и естественный рост популярности семейного типа воспитания, в результате чего большая часть так называемых благополучных детей раннего возраста воспитывается в домашних условиях.Эти дети чаще всего впервые попадают в поле зрения специалистов лишь к моменту поступления в школу или еще позднее, когда выявляется их несостоятельность в школьном обучении.
Хотя нередко у этих детей за внешним благополучием скрываются различные отклонения в психическом развитии, заметные на ранних стадиях только специалистам (психологам, дефектологам, психоневрологам).
Таким образом, данная категория детей также остается без необходимой социально-психологической помощи в раннем возрасте.
В раннем возрасте необходимо регулярно проводить скрининговое медико-психологическое обследование, направленное прежде всего на определение детей группы риска, в том числе детей с достаточно высоким интеллектом, которые развиваются не по стандартному варианту и не могут без сᴨециальной помощи использовать свои потенциальные возможности. В связи с этим в штате даже обычных дошкольных учреждений (в том числе, яслей) желателен психолог и врач-консультант психоневролог. В штатном расписании сᴨециальных учреждений для проблемных детей помимо ᴨеречисленных сᴨециалистов также необходимо достаточное количество дошкольных дефектологов широкого профиля.
Кроме того, ранний возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Индивидуальные формы помощи
- Индивидуальная консультация о возрастных особенностях детей раннего возраста и об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
- Индивидуальная консультация о способах коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком.
- Обучающие занятия для матери (отца) по коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком.
- Методическая помощь матери (предоставление содержания развивающих занятий, а также дидактических пособий, развивающих игр и игрушек при наличии в ДОУ картотеки).
- Индивидуальные консультации по гармонизации внутрисемейных отношений.
- Индивидуальные консультации по созданию дома коррекционно-развивающей среды для ребенка.
Групповые формы помощи
- Участие в групповых тематических консультациях по проблемам развития детей раннего возраста.
- Организация общения родителей во время совместного чаепития.
- Родительские собрания в группах раннего возраста.
- Посещение открытых обучающих занятий в группах раннего возраста.
- Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа.
Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка, вовлечения как можно большего числа нуждающихся детей, а также для оказания своевременной психолого-педагогической поддержки семье, воспитывающей проблемного ребенка.
Консультативные службы и группы кратковременного пребывания детей могут открываться при специальных (коррекционных) и учебно-воспитательных комплексах (ясли-сад, реабилитационные центры и дошкольные эстетические и развивающие студии, а также в детских поликлиниках.
Используемая литература:
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие/ Авт.-сост. Белкина Л.В. –Воронеж «Учитель», 2006.-236 с.
- Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного общеобразовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
- Борисенко М.Г., Камышникова О.Е., Кирьянова Т.Ф., Рачковская Н.Н. Руководство для практических психологов и других специалистов, работающих с детьми раннего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.
- Воспитание, обучение и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство. М., Просвещение, 2002.
- Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребёнка от одного года до трёх лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: АРКТИ, 2001.
- Жихар О.П. Планирование и организация работы в группах раннего возраста «Малыши»: метод пособие:/О.П. Жихар, З.В. Кощеева. – Мн.:, 2006. – 124 с.
- Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14 – 16 марта 2001г.) «Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка» Санкт-Петербург 2001.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов ДОУ. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 172 с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой (в новой редакции);