Социокультурная адаптация воспитанников
дошкольных образовательных организаций
из семей мигрантов
Забелина Наталия Игоревна,
воспитатель
Пояснительная записка
Резкое увеличение масштабов миграции населения и связанные с этим процессом риски роста межнациональной конфликтности ксенофобия принимающего общества, столкновения на почве национальной принадлежности обусловили новые вызовы системе образования, связанные с трудностями включения детей-мигрантов в образовательный процесс. Необходимость адаптации образовательной деятельности под нужды этой категории воспитанников актуализировало задачу создания оптимальных условий для их социально-культурной адаптации и интеграции.
Представлены материалы из опыта работы дошкольных образовательных организаций по созданию образовательной среды, способствующей интеграции детей из семей мигрантов в принимающее сообщество, профилактике межнациональных конфликтов, противодействию этнической нетерпимости на основе социокультурной адаптации и развития межэтнической и межкультурной толерантности. Содержание обозначает ключевые направления работы дошкольной образовательной организации по социально-культурной адаптации и интеграции воспитанников поликультурных групп.
Важным направлением деятельности педагогов дошкольного образования является формирование у детей первичных представлений о социокультурных ценностях, традициях и праздниках разных народов, выработке навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Для дошкольного уровня образования наиболее эффективным средством воспитания межкультурной толерантности, формирования гражданской идентичности выступает игра как сквозной механизм развития ребенка- дошкольника. Предложенные игры и упражнения направлены на обогащение субъектного опыта дошкольников в области межкультурного взаимодействия и воспитания межэтнической толерантности.
Значительная часть материалов посвящена вопросам формирования коммуникативной компетентности воспитанников из семей мигрантов. Для успешной социокультурной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной среде необходимо целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством педагогов (воспитателей и логопеда), формирование у детей-мигрантов языковых умений и коммуникативных навыков, адекватных новой социокультурной среде. В сборнике представлены методические материалы по развитию коммуникативно-речевой активности у воспитанников из семей мигрантов, в основу которых положен практико-ориентированный проект «Учимся общаться!»
Успешность адаптации иноязычных воспитанников в образовательной среде дошкольной организации напрямую зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов. Готовность воспитателей и специалистов ДОО (музыкального руководителя, психолога и др.) к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства предполагает владение знаниями об особенностях национального коммуникативного поведения, ценностных ориентациях детей из семей мигрантов; умениями отбирать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом этнокультурного фактора; сформированные навыки эффективной коммуникации и т.п. В сборнике представлены материалы по организации и проведению методических семинаров, практикумов, консультированию педагогов и родителей по вопросам межкультурного взаимодействия и воспитания межэтнической толерантности.
Содержание деятельности по развитию
межкультурного взаимодействия и толерантности
Организация межкультурного взаимодействия воспитанников поликультурной группы предполагает формирование у детей первичных представлений о социокультурных ценностях и традициях разных народов, выработке навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Решению этих задач будет способствовать содержание всех образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм поведения, ценностей и традиций, принятых в принимающем сообществе, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками других национальностей, воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности не только к своей семье, но и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации. Реализация содержания этой образовательной области будет способствовать успешной социокультурной адаптации и интеграции детей-мигрантов к условиям новой социокультурной среды, развитию их способности к самостоятельной деятельности в этой среде.
Познавательное развитие предполагает формирование у воспитанников первичных представлений о себе, других людях, о своей малой родине, о многообразии стран и народов, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Реализация этого содержания позволит обратить внимание всех детей поликультурной группы на культурно-историческое наследие разных народов, а детям из семей мигрантов – овладеть национально-культурными ценностями принимающей страны, не утрачивая своей культурной идентичности.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Овладение детьми-мигрантами языковыми умениями и коммуникативными навыками, обеспечивающими возможность практического пользования языком в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция), будет способствовать преодолению языкового барьера, мешающего успешному вовлечению этих воспитанников в различные виды образователь- ной и культурно-досуговой деятельности со сверстниками принимающего со- общества, а также формированию представлений детей о культуре носителей изучаемого языка (социокультурной компетенции).
Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). Реализация содержания этой образовательной области будет способствовать воспитанию интереса и уважительного отношения детей поликультурной группы к произведениям литературы и фольклора, песням и танцам, музыкальным инструментам и декоративно-прикладному искусству разных народов; стремлению познавать и сохранять народное искусство России и зарубежья.
Физическое развитие включает приобретение опыта воспитанников в двигательной деятельности. Реализация этого содержания позволит обратить внимание всех детей поликультурной группы на разнообразие национальных подвижных игр, создаст условия для полноценного межкультурного взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками разных национальностей.
Средства развития
межкультурного взаимодействия и толерантности
Конкретное содержание образовательных областей ФГОС дошкольного образования реализуется в общении, познавательно-исследовательской деятельности и, конечно, в игре.
Игра как средство воспитания. Игра как особая форма самоопределения ребенка, обеспечивающая его вхождение в мир общественных и межличностных человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), выступает наиболее эффективным средством воспитания межкультурной толерантности, реализующим важнейшие задачи социально-коммуникативного развития детей.
Любое игровое общество – кратковременное или долговременное – предлагает ребенку огромное количество коммуникативных задач. Общение в игре включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимоотношения и способность самому принимать решения. Эта особенность игрового общения обеспечивает максимально благоприятные условия для овладения детьми из семей мигрантов национально-культурными ценностями принимающей страны без утраты собственной культурной идентичности, делает игру незаменимым средством социокультурной адаптации и интеграции детей-мигрантов к условиям образовательной среды ДОО.
Важным свойством игры в психолого-педагогическом сопровождении детей-мигрантов выступает её лечебно-коррекционная функция. В новой социокультурной и языковой среде дети-инофоны оказываются в стрессовой ситуации, когда привычная им субкультура противостоит культуре принимающего сообщества. Реакцией на стресс могут стать агрессивность, вспыльчивость, пассивность, боязливость, что свидетельствует о нарушениях в когнитивно- аффективной сфере личности ребенка-мигранта. Несвоевременно принятые меры по коррекции эмоциональной сферы могут привести к различным формам социально-психологической дезадаптации. Игровые этюды, упражнения и игры, направленные на коррекцию различных сторон психики ребенка из семьи мигрантов, являются важным средством их социокультурной адаптации к условиям образовательной среды ДОО.
Общение как средство воспитания. Практическая задача дошкольной образовательной организации по созданию поликультурного образовательного пространства предполагает формирование у воспитанников навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Однако недостаточная развитость навыков общения, адекватных новой социальной среде, мешает вовлечению детей-инофонов в различные виды образовательной и культурно-досуговой деятельности, затрудняет взаимодействие со сверстниками принимающего сообщества. Культурно обусловленные различия в способах вербальной и невербальной коммуникации, нормах отношений и ритуалах поведения часто становятся причиной недоразумений и конфликтов при взаимодействии детей разных национальностей. Так, приезжие дети могут считать оскорбительными слова и выражения, которые не являются таковыми в местной детской культуре. К тому же многие дети из семей мигрантов имеют травматический опыт межнационального общения или же знают о таком опыте от членов своей семьи.
Между тем общение выступает важнейшим средством воспитания межкультурной толерантности. Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими взрослыми и сверстниками, ребенок не только получает разнообразную информацию о предметном мире, но и овладевает знаниями о культуре носителей изучаемого языка, о системе отношений в новой для него социальной среде. Для успешной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной среде необходимо целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством педагогов (воспитателей и логопеда), с использованием специальных методов и приемов.
Народное искусство как средство воспитания. Народное искусство играет важную роль в воспитании межкультурной толерантности, формировании целого ряда компетентностей, связанных с процессами коммуникации и межличностного общения, хотя роль его в системе воспитания, разумеется, гораздо значительнее. Ценность народного искусства как средства воспитания межкультурной толерантности заключается в том, что в процессе ознакомления с его лучшими образцами дети получают представления о культуре, традициях, устойчивых эстетических идеалах и ценностях представителей разных национальностей в эмоциональной, образной форме. В условиях существования языкового барьера универсальный язык народного танца, народной музыки и декоративно-прикладного искусства России и зарубежья открывает ребенку возможность новых коммуникативных связей, способствует воспитанию интереса и уважительного отношения детей поликультурной группы к разным видам народного искусства.
Важно отметить, что социально-культурная адаптация и последующая интеграция детей дошкольного возраста из семей мигрантов в принимающее сообщество – сложный и многоаспектный процесс. Для его успешного осуществления должны быть разработаны специальные программы психолого- педагогического сопровождения иноязычных воспитанников в образовательной среде дошкольной организации. Эффективность этих программ будет определяться сочетанием разнообразных средств, методов и технологий, направленных на работу со всеми воспитанниками (детьми из семей мигрантов и принимающего сообщества), готовностью воспитателей и специалистов ДОО (музыкального руководителя, психолога, учителя-логопеда и др.) к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства, их умением отбирать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом культурной, этнической и религиозной специфики каждого воспитанника, а также выстраивать партнерские взаимоотношения с семьями иноязычных детей.
Организация взаимодействия с семьями иноязычных детей
Важным инструментом повышения эффективности адаптации детей из семей мигрантов в среде образовательного учреждения является организация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Ведущими направлениями взаимодействия образовательной организации и семьи мигрантов могут быть:
-
изучение семьи, выявление проблем и потребностей родителей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т.д.);
-
информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей и т.д.);
-
психолого-педагогическое просвещение родителей (семейные гостиные, практикумы, тренинги, консультации по вопросам обучения, воспитания и развития детей, их адаптации к новой социокультурной среде);
-
совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, праздников, творческих встреч, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т.д.).
При планировании совместной работы ДОО с семьями мигрантов важно предусмотреть организацию мероприятий с этнокультурным компонентом, способствующих сохранению позитивной этнической идентичности и развивающих межкультурные контакты (презентации национальных костюмов и ремесел, фольклорные праздники и т.п.).
Литература
-
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009.
-
Белова А.С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства // Педагогика искусства. – 2011. – № 4. – С. 48-53.
-
Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. – М.: Форум, 2011.
-
Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогическая наука и образование. – 2010. – № 5. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru
-
Ковалева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации / Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007
-
Ладыка Е.Г., Малышева И.В., Вахтерова М.Б. Когда мы вместе, мы – Россия. Воспитание толерантного дошкольника: методическое пособие по реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников. – Тольятти: Издательство «Форум», 2016.
-
Мартынова М.Ю. Политика государств Европы в сфере защиты прав этнических меньшинств / Этнические проблемы и политика государств Европы.
-
– М.: ИЭА РАН, 1998. – С. 8-39.
-
Организация работы образовательной организации с детьми- мигрантами: Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников / Составитель Ю.А. Афонькина. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2013.
-
Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т. 18. – № 3. – С. 5–17 [Электронный ресурс] Портал психологических изданий. – URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n3/63355.shtml