Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Социокультурная адаптация воспитанников
дошкольных образовательных организаций
из семей мигрантов

Забелина Наталия Игоревна,
воспитатель

Пояснительная записка

Резкое увеличение масштабов миграции населения и связанные с этим процессом риски роста межнациональной конфликтности ксенофобия принимающего общества, столкновения на почве национальной принадлежности обусловили новые вызовы системе образования, связанные с трудностями включения детей-мигрантов в образовательный процесс. Необходимость адаптации образовательной деятельности под нужды этой категории воспитанников актуализировало задачу создания оптимальных условий для их социально-культурной адаптации и интеграции.
Представлены материалы из опыта работы дошкольных образовательных организаций по созданию образовательной среды, способствующей интеграции детей из семей мигрантов в принимающее сообщество, профилактике межнациональных конфликтов, противодействию этнической нетерпимости на основе социокультурной адаптации и развития межэтнической и межкультурной толерантности. Содержание обозначает ключевые направления работы дошкольной образовательной организации по социально-культурной адаптации и интеграции воспитанников поликультурных групп.
Важным направлением деятельности педагогов дошкольного образования является формирование у детей первичных представлений о социокультурных ценностях, традициях и праздниках разных народов, выработке навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Для дошкольного уровня образования наиболее эффективным средством воспитания межкультурной толерантности, формирования гражданской идентичности выступает игра как сквозной механизм развития ребенка- дошкольника. Предложенные игры и упражнения направлены на обогащение субъектного опыта дошкольников в области межкультурного взаимодействия и воспитания межэтнической толерантности.
         Значительная часть материалов посвящена вопросам формирования коммуникативной компетентности воспитанников из семей мигрантов. Для успешной социокультурной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной среде необходимо целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством педагогов (воспитателей и логопеда), формирование у детей-мигрантов языковых умений и коммуникативных навыков, адекватных новой социокультурной среде. В сборнике представлены методические материалы по развитию коммуникативно-речевой активности у воспитанников из семей мигрантов, в основу которых положен практико-ориентированный проект «Учимся общаться!»
 
Успешность адаптации иноязычных воспитанников в образовательной среде дошкольной организации напрямую зависит от психолого-педагогической компетентности педагогов в вопросах социально-педагогического сопровождения детей-мигрантов. Готовность воспитателей и специалистов ДОО (музыкального руководителя, психолога и др.) к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства предполагает владение знаниями об особенностях национального коммуникативного поведения, ценностных ориентациях детей из семей мигрантов; умениями отбирать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом этнокультурного фактора; сформированные навыки эффективной коммуникации и т.п. В сборнике представлены материалы по организации и проведению методических семинаров, практикумов, консультированию педагогов и родителей по вопросам межкультурного взаимодействия и воспитания межэтнической толерантности.

Содержание деятельности по развитию

межкультурного взаимодействия и толерантности
      Организация межкультурного взаимодействия воспитанников поликультурной группы предполагает формирование у детей первичных представлений о социокультурных ценностях и традициях разных народов, выработке навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Решению этих задач будет способствовать содержание всех образовательных областей ФГОС дошкольного образования.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм поведения, ценностей и традиций, принятых в принимающем сообществе, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками других национальностей, воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности не только к своей семье, но и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации. Реализация содержания этой образовательной области будет способствовать успешной социокультурной адаптации и интеграции детей-мигрантов к условиям новой социокультурной среды, развитию их способности к самостоятельной деятельности в этой среде.
Познавательное развитие предполагает формирование у воспитанников первичных представлений о себе, других людях, о своей малой родине, о многообразии стран и народов, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы. Реализация этого содержания позволит обратить внимание всех детей поликультурной группы на культурно-историческое наследие разных народов, а детям из семей мигрантов – овладеть национально-культурными ценностями принимающей страны, не утрачивая своей культурной идентичности. 
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры. Овладение детьми-мигрантами языковыми умениями и  коммуникативными навыками, обеспечивающими возможность практического пользования языком в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция), будет способствовать преодолению языкового барьера, мешающего успешному вовлечению этих воспитанников в различные виды образователь- ной и культурно-досуговой деятельности со сверстниками принимающего со- общества, а также формированию представлений детей о культуре носителей изучаемого языка (социокультурной компетенции). 
Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного). Реализация содержания этой образовательной области будет способствовать воспитанию интереса и уважительного отношения детей поликультурной группы к произведениям литературы и фольклора, песням и танцам, музыкальным инструментам и декоративно-прикладному искусству разных народов; стремлению познавать и сохранять народное искусство России и зарубежья.
Физическое   развитие   включает   приобретение   опыта   воспитанников в двигательной деятельности. Реализация этого содержания позволит обратить внимание всех детей поликультурной группы на разнообразие национальных подвижных игр, создаст условия для полноценного межкультурного взаимодействия в совместной деятельности со сверстниками разных национальностей.

Средства развития

межкультурного взаимодействия и толерантности
Конкретное содержание образовательных областей ФГОС дошкольного образования реализуется в общении, познавательно-исследовательской деятельности и, конечно, в игре.
Игра как средство воспитания. Игра как особая форма самоопределения ребенка, обеспечивающая его вхождение в мир общественных и межличностных человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин), выступает наиболее эффективным средством воспитания межкультурной толерантности, реализующим важнейшие задачи социально-коммуникативного развития детей. 
Любое игровое общество – кратковременное или долговременное – предлагает ребенку огромное количество коммуникативных задач. Общение в игре включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимоотношения и способность самому принимать решения. Эта особенность игрового общения обеспечивает максимально благоприятные условия для овладения детьми из семей мигрантов национально-культурными ценностями принимающей страны без утраты собственной культурной идентичности, делает игру незаменимым средством социокультурной адаптации и интеграции детей-мигрантов к условиям образовательной среды ДОО. 
Важным свойством игры в психолого-педагогическом сопровождении детей-мигрантов выступает её лечебно-коррекционная функция. В новой социокультурной и языковой среде дети-инофоны оказываются в стрессовой ситуации, когда привычная им субкультура противостоит культуре принимающего сообщества. Реакцией на стресс могут стать агрессивность, вспыльчивость, пассивность, боязливость, что свидетельствует о нарушениях в когнитивно- аффективной сфере личности ребенка-мигранта. Несвоевременно принятые меры по коррекции эмоциональной сферы могут привести к различным формам социально-психологической дезадаптации. Игровые этюды, упражнения и игры, направленные на коррекцию различных сторон психики ребенка из семьи мигрантов, являются важным средством их социокультурной адаптации к условиям образовательной среды ДОО.
Общение как средство воспитания. Практическая задача дошкольной образовательной организации по созданию поликультурного образовательного пространства предполагает формирование у воспитанников навыков толерантного поведения в процессе организации разных видов детской деятельности. Однако недостаточная развитость навыков общения, адекватных новой социальной среде, мешает вовлечению детей-инофонов в различные виды образовательной и культурно-досуговой деятельности, затрудняет взаимодействие со сверстниками принимающего сообщества. Культурно обусловленные различия в способах вербальной и невербальной коммуникации, нормах отношений и ритуалах поведения часто становятся причиной недоразумений и конфликтов при взаимодействии детей разных национальностей. Так, приезжие дети могут считать оскорбительными слова и выражения, которые не являются таковыми в местной детской культуре. К тому же многие дети из семей мигрантов имеют травматический опыт межнационального общения или же знают о таком опыте от членов своей семьи.
Между тем общение выступает важнейшим средством воспитания межкультурной толерантности. Роль общения как воспитательного средства проявляется в том, что, общаясь с окружающими взрослыми и сверстниками, ребенок не только получает разнообразную информацию о предметном мире, но и овладевает знаниями о культуре носителей изучаемого языка, о системе отношений в новой для него социальной среде. Для успешной адаптации детей-мигрантов в русскоязычной среде необходимо целенаправленное обучение второму (неродному) языку под руководством педагогов (воспитателей и логопеда), с использованием специальных методов и приемов.
 
Народное искусство как средство воспитания. Народное искусство играет важную роль в воспитании межкультурной толерантности, формировании целого ряда компетентностей, связанных с процессами коммуникации и межличностного общения, хотя роль его в системе воспитания, разумеется, гораздо значительнее. Ценность народного искусства как средства воспитания межкультурной толерантности заключается в том, что в процессе ознакомления с его лучшими образцами дети получают представления о культуре, традициях, устойчивых эстетических идеалах и ценностях представителей разных национальностей в эмоциональной, образной форме. В условиях существования языкового барьера универсальный язык народного танца, народной музыки и декоративно-прикладного искусства России и зарубежья открывает ребенку возможность новых коммуникативных связей, способствует воспитанию интереса и уважительного отношения детей поликультурной группы к разным видам народного искусства.
Важно отметить, что социально-культурная адаптация и последующая интеграция детей дошкольного возраста из семей мигрантов в принимающее сообщество – сложный и многоаспектный процесс. Для его успешного осуществления должны быть разработаны специальные программы психолого- педагогического сопровождения иноязычных воспитанников в образовательной среде дошкольной организации. Эффективность этих программ будет определяться сочетанием разнообразных средств, методов и технологий, направленных на работу со всеми воспитанниками (детьми из семей мигрантов и принимающего сообщества), готовностью воспитателей и специалистов ДОО (музыкального руководителя, психолога, учителя-логопеда и др.) к работе в условиях полиэтнического образовательного пространства, их умением отбирать формы и содержание своей профессиональной деятельности с учетом культурной, этнической и религиозной специфики каждого воспитанника, а также выстраивать партнерские взаимоотношения с семьями иноязычных детей.

Организация взаимодействия с семьями иноязычных детей

Важным инструментом повышения эффективности адаптации детей из семей мигрантов в среде образовательного учреждения является организация взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
Ведущими направлениями взаимодействия образовательной организации и семьи мигрантов могут быть:

  • изучение семьи, выявление проблем и потребностей родителей (анкетирование, мониторинг, собеседования и т.д.);

  • информирование родителей (родительские собрания, дни открытых дверей и т.д.);

  • психолого-педагогическое просвещение родителей (семейные гостиные, практикумы, тренинги, консультации по вопросам обучения, воспитания и развития детей, их адаптации к новой социокультурной среде);

  • совместная деятельность родителей и детей (организация семейных конкурсов, праздников, творческих встреч, презентация семейных династий, создание тематических фотоальбомов и т.д.).

При планировании совместной работы ДОО с семьями мигрантов важно предусмотреть организацию мероприятий с этнокультурным компонентом, способствующих сохранению позитивной этнической идентичности и развивающих межкультурные контакты (презентации национальных костюмов и ремесел, фольклорные праздники и т.п.).
 
          Литература

  • Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР, 2009.

  • Белова А.С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства // Педагогика искусства. – 2011. – № 4. – С. 48-53.

  • Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация детей из семей мигрантов. – М.: Форум, 2011.

  • Гуляева А.Н. Социокультурная адаптация детей мигрантов [Электронный ресурс] // Психолого-педагогическая наука и образование. – 2010. – № 5. – URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru

  • Ковалева Н.И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного маршрута детей-мигрантов как фактор их успешной социализации / Психология образования: подготовка кадров и психологическое сопровождение. Материалы IV научно-практической конференции Федерации психологов образования. – М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2007

  • Ладыка Е.Г., Малышева И.В., Вахтерова М.Б. Когда мы вместе, мы – Россия. Воспитание толерантного дошкольника: методическое пособие по реализации задач социально-коммуникативного развития дошкольников. – Тольятти: Издательство «Форум», 2016.

  • Мартынова М.Ю. Политика государств Европы в сфере защиты прав этнических меньшинств / Этнические проблемы и политика государств Европы.

  • – М.: ИЭА РАН, 1998. – С. 8-39.

  • Организация работы образовательной организации с детьми- мигрантами: Методические рекомендации для руководящих и педагогических работников / Составитель Ю.А. Афонькина. – Мурманск: МОИПКРОиК, 2013.

  • Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М., Чибисова М.Ю. Интеграция мигрантов в образовательной среде: социально-психологические аспекты // Психологическая наука и образование. – 2013. – Т. 18. – № 3. – С. 5–17 [Электронный ресурс] Портал психологических изданий. – URL: https://psyjournals.ru/psyedu/2013/n3/63355.shtml 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»