Гиперактивный ребёнок
Олехнович Марина Викторовна,
воспитатель ГБДОУ детского сада № 121
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
В последнее время всё чаще педагоги и родители сталкиваются с проблемой неусидчивости, невнимательности, общей расторможенности детей, а также и с поведенческими проблемами дошкольников.воспитатель ГБДОУ детского сада № 121
комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
Всё больше появляется в детских коллективах так называемых гиперактивных детей (с СДВГ и дефицитом внимания) и это действительно является актуальной проблемой нашего общества, ведь дети – наше будущее, и взрослым необходимо с такими «особыми» детьми взаимодействовать, необходимо включать их в социум, адаптировать в коллективе, обучать.
Для того, что бы успешно адаптировать в детском коллективе и в обществе, а также непосредственно включать таких детей в образовательный процесс, необходимо понимать особенности детей с СДВГ и дефицитом внимания, понимать причину такого заболевания, именно заболевания.
Гиперактивность - это не результат не правильного воспитания, не поведенческая проблема, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен специалистом только по результатам специальной диагностики.
Причинами возникновения СДВГ с дефицитом внимания могут быть как эндогенные (внутренние) факторы, такие, как: неблагоприятное течение беременности у матери, вредные привычки (алкоголь, табак, наркотические вещества), применение медицинских препаратов без назначения и контроля врача, вирусные заболевания, нерациональное питание во время беременности, стрессы, угроза прерывания беременности, гипоксия плода, недоношенность, рождение ребёнка с масой менее 2,500кг., и т.д. А также эндогенные факторы (внешние), такие, как: работа на вредном производстве во время беременности, травмы, повышенный радиационный фон и т.д.
Причинами неусидчивости ребёнка с СДВГ и дефицитом внимания могут быть: растройства слуха и зрения, заболевания щитовидной железы, недостаточные умственные способности, скука, депрессия, тревога, интоксикация и побочные действия некоторых медицинских препаратов, насильственные действия на сексуальной почве, психические заболевания и другие причины.
Проблему гиперактивности нельзя решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями. Ребёнок с СДВГ и дефицитом внимания не может справиться с ними.
Важно помнить, что для ребёнка с СДВГ и дефицитом внимания тактильные прикосновения являются сильным стимулятором для развития навыков обучения и формирования поведения. Можно добиться положительных результатов, прикасаясь к ребёнку, сопровождая это доброжелательными словами.
Старайтесь игнорировать не желательное поведение ребёнка.
Такие меры воздействия, как: грубые окрики, постоянные наказания, замечания, нотации могут не только не улучшить, но и значительно ухудшить поведение «особого» ребёнка.
Эффективных результатов коррекции у ребёнка с СДВГ и дефицитом внимания можно достичь лишь при оптимальном сочетании медикаментозных и не медикаментозных методов (одним из не медикаментозных методов являются психокоррекционные программы).
При воспитании и обучении гиперактивного ребёнка: используйте метод поощрения за правильно выполненное задание или поведение; избегайте критических замечаний в отношении ребёнка, даже если он делает что – то не так, или крайне медлителен – мотивируйте его например словесно: «Ты молодец, ты справился. Но давай посмотрим, сможешь ли ты справиться в следующий раз с заданием быстрее». В процессе обучения и воспитания ребёнка с СДВГ с дефицитом внимания должна быть ровной, спокойной – т.к. дети с неусидчивостью отличаются неуравновешенностью и нервозная обстановка может привести к вспышке гнева. Если у ребёнка наблюдаются признаки переутомления (лучше этого не допускать), необходимо в своей работе использовать: упражнения на релаксацию, динамические паузы, дыхательные практики и другие приёмы на снятие мышечного и нервного напряжения, востановления дыхания.
Необходимо помнить, что вслед за понесённым наказанием всегда должно быть эмоциональное подкрепление (когда поощряется положительное поведение и игнорируется нежелательное).
СДВГ с дефицитом внимания – это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции и принятии мер медико – психолого – педагогического воздействия.
Успешная реабилитация возможна, если она проводится в возрасте 5 – 10 лет.
В работе с таким ребёнком должна быть взаимосвязь всех специалистов: педагогов, работающих с «особым» ребёнком, логопеда, дефектолога, психолога, невролога и других специалистов, а также взаимосвязь с родителями и работа с семьёй.
Какие же формы работы можно использовать во взаимодействии с родителями ребёнка с СДВГ и дефицитом внимания?
Необходимо доносить до родителей достоверную информацию об особенностях развития детей с СДВГ и дефицитом внимания (с учётом возрастных особенностей развития), такая информация может быть дана в виде: встреч и консультаций со специалистами; в виде буклетов и памяток по взаимодействию, воспитанию и обучению «особого» ребёнка; в виде стендовой и другой наглядной информации.
Можно организовывать досуговые мероприятия, клубы по интересам для семей имеющих детей с особенностями развития, круглые столы (где семьи будут обмениваться опытом по воспитанию и обучению детей с СДВГ и дефицитом внимания) и другие мероприятия.
Важно, что бы такие семьи, имеющие «особых» детей не изолировались от общества, не замыкались в стенах своей квартиры, не чувствовали себя одинокими, не оставались один на один со своими проблемами.
Задача педагогов помочь таким семьям, помочь детям с СДВГ и дефицитом внимания благополучно адаптироваться в социуме, быть не оторванными от общества, не быть изгоями в нём.
СДВГ – не приговор, при оптимальной медикаментозной и не медикаментозной коррекции, дети благополучно проходят все возрастные этапы развития и благополучно вливаются в социум: учатся, работают, создают семьи и воспитывают детей.
Важно начать коррекционные мероприятия своевременно, тесно взаимодействуя с семьёй ребёнка с СДВГ с дефицитом внимания и со специалистами, занимающимися ребёнком.