Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Важность сенсорного развития детей в раннем возрасте

Щетинина Оксана Борисовна
Сенсорное развитие является фундаментом для умственного развития ребенка и развития всех психических процессов таких как память, мышление, речь. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Для ребенка важно усвоение сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звук высотный ряд, система цветов, система фонем родного языка. Усвоить сенсорный эталон это не только значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, уметь пользоваться такими представлениями с самых различных ситуациях.
В будничной жизни малыш осваивает разновидности форм, красок, материалов и остальных свойств предметов и явлений, слушает музыкальные произведения и разглядывает живопись. При отсутствии руководства взрослых он воспринимает все так, как у него получается. Самостоятельное усвоение нередко бывает неполноценным. Поэтому необходим контроль и помощь со стороны взрослого. Только взрослому под силу показать ребенку всю красоту и многообразие нашего мира, а также помочь правильно усвоить и закрепить словесно свойства предметов, явлений. Для сенсорного развития детей раннего возраста нужно организовать соответствующее обучение, сделать его многоступенчатым, постепенно продвигаясь вверх.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говориться о признании периода детства как самоценном и уникальном периоде жизни человека. Организовывая образовательную деятельность, по реализации Программы, следует учитывать ведущий вид деятельности на каждом возрастном этапе развития ребенка, а также ФГОС ДО были выдвинуты требования к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из важнейших условий реализации Программы в дошкольной организации. Она состоит из «материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Таким образом, в основном документе, регламентирующем деятельность любой дошкольной организации на территории РФ говориться о необходимости создавать условия для развития и воспитания детей, а также насыщать развивающую предметно – пространственную среду в соответствии с возрастными потребностями и возможностями каждого этапа детства.
Сенсорное воспитание – это целенаправленны процесс развития у детей сенсорных процессов (ощущение. Восприятий, представлений). В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры. На втором – третьем году жизни дети могут научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
Ребенок раннего дошкольного возраста может:
- различать как минимум 6 цветов и знать их по названиям. Производить сортировку предметов по цветовому образцу
- определять величину согласно трём понятиям: большой, маленький, средний
- строить пирамидку из 5 – 8 колец
- собирать пазлы или разрезные картинки (4 – 8 частей)
- определять форму предмета, отличать объёмные фигуры куб, шар
- сортировать предметы, имеющие общий признак, например, цвет, форму, размер
Одновременно с формированием сенсорных эталонов необходимо развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Для детей раннего дошкольного возраста характерной чертой является предметно – манипулятивная деятельность. Это когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план и выдвигается и становится ведущей предметно – манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей. В процессе этой деятельности взрослый показывает ребенку, как действовать ложкой, расчёской и другими бытовыми предметами, и игрушками, знакомит с сенсорными понятиями длинный – короткий, лёгкий – тяжелый и т.д., при этом называя качества и свойства различных предметов и побуждая ребенка показать и повторить их.
Повседневное общение взрослых с детьми насыщено категориями сенсорного спектра. Проговаривая действия свои или ребенка, взрослые используют такие слова, как. Например большой – большая (кукла, мишка, машина), маленький – маленькая (чашка, книжка, кроватка), низко – высоко, быстро – медленно, круглый – квадратный – треугольный, под – над – в – за. Эти понятия постоянно используются в речи взрослых, многократно повторяются ими в течении дня в различных ситуациях и входят в обиход и в понятийный аппарат ребенка самым естественным образом. Сначала они закрепляются за конкретными предметами, затем по мере расширения горизонтов, приходит время их уточнения, сопоставления. В тарелке было много супа – стало мало, часы на стене круглые, платочек квадратный в кармашке, машина красная, платье на кукле желтое в синий горошек. Таким образом, в раннем возрасте ребенок осваивает сенсорные категории – обозначения величины, основных геометрических форм и основных цветов, он начинает ориентироваться в пространстве. Сенсорное развитие лучше всего происходит. Когда дети с самого раннего возраста получают возможность приобрести соответствующий чувственный опыт. Для обогащения чувственного опыта детей служит развивающая предметно – пространственная среда. Хорошо спланированное и организованное пространство групповой комнаты и других помещений детского сада даёт множество возможностей для исследования, конструирования и других видов деятельности, которые включают в себя сенсорные понятия. Практически все центры активности предоставляют возможность для обогащения сенсорного опыта детей.
Центр сюжетно – ролевой игры. В играх, например «Покормим Мишку и Зайку», «Оденем Машу и Олю на прогулку» дети могут практиковаться в соотнесении крупной и мелкой посуды для разных персонажей, разной одежды, обуви, например Маше оденем длинный шарф, а Оле короткий, бубон на шапке пушистый, пуговицы твердые.
Центр песка и воды или сенсорный центр наполняется ёмкостями не только с песком и водой, но и различными сыпучими природными материалами, например каштаны, фасоль, горох, там может находиться сухой бассейн с пластмассовыми или поролоновыми шариками. Дети с удовольствием играют в игру «Найди сюрприз», когда взрослый зарывает в ёмкости с песком или горохом мелкую игрушку, а ребенок её находит. Здесь же ребенок практикуется в определении понятий мокрый – сухой, твердый – мягкий, прозрачная – непрозрачная. В этом центре развивается самостоятельность, крупная моторика, умение управлять своей рукой.
Центр дидактических игр изобилует материалом для сенсорного развития ребенка. Это крупная мозаика ярких цветов, рамки и вкладыши разные по цвету, величине и форме. Разнообразные пирамидки, бизиборды с различными шнуровками, кнопками, липучками, замочками, пуговицами и петельками, деталями для ощупывания и узнавания, издающие различные звуки. Игры и игрушки подбираются с учетом безопасности. Разнообразия материалов и фактур. Также в этом центре находятся самодельные дидактические игры с сенсорным содержанием «Подбери по цвету», «Подбери дверцу к домику», кроме того, используются готовые пособия (блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, геометрическое лото и т.д.)
Центр ряжения, традиционный в группе раннего возраста также позволяет на практике примерить на себя и почувствовать такие понятия как длинный – короткий, пушистый – гладкий, высокий – низкий, мягкий – твердый. Фартучки, платочки, юбочки, колпачки различных оттенков позволяет практиковаться в сочетании по цвету. Развивает эстетические чувства.
Центр музыкальных игр содержит погремушки различного звучания, бубны, ксилофон, барабаны, маракасы, а также большое количество самодельных звучащих игрушек, например, парные шумелки из контейнеров для киндера – сюрпризов с различным наполнением для игры «Подбери по звуку», настольная ширма для игры «Угадай что звучит».
Таким образом, очевидно, что сенсорное развитие может формироваться путем повседневного общения взрослого и ребенка и при насыщении предметно – развивающей среды материалами и атрибутами.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»