Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Мини-музеи как средство развития познавательной
активности детей старшего дошкольного возраста
Гаранина Дарья Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад 22
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
E-mail:gdn74@mail.ru
Аннотация
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, посредством создания мини - музеев у дошкольников развивается познавательный интерес к различным областям знаний, формируются навыки сотрудничества. В детском саду мини – музей должен не только «хранить и показывать», но и обеспечивать активную деятельность детей в процессе образования. При условии, что музей – это практический и активный способ ознакомления ребенка с интересующими его темами. Открытие мини - музея это как самостоятельная, так и коллективная творческая работа. 
Ключевые слова: музейная педагогика; мини-музей в ДОУ 
Одним из основных принципов дошкольного образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО, является: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а также формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Формирование восприятия целостной картины мира у детей дошкольного возраста – это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте и воспитание правильного отношения к нему. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности.
Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет ближайшим образом, каковы возможности ребенка в смысле овладения тем, чем он еще не владеет под руководством, с помощью, по указанию, в сотрудничестве, - считал классик психологической науки, Л. С. Выготский.
Как раз одной из инновационных технологий в сфере личностного воспитания детей является музейная педагогика. Она создает условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Посещения музеев, выставок и организация собственных мини-музеев очень важны для расширения кругозора детей, открытия новых возможностей для самостоятельной исследовательской деятельности и к обучению в целом.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально-организованную предметно-пространственную среду.
Н.А. Рыжова считает, музей в детском саду является – «интерактивным образовательным пространством, в котором ребенок может действовать самостоятельно с учетом своих интересов и возможностей, обследовать предметы, делать выводы, отражать в речи собственные наблюдения, обращаться со взрослыми сверстниками по поводу увиденного».
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Таким образом, музейную педагогику можно рассматривать как технологию исследовательской деятельности.
Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске интересующей информации и стремлении узнать новое.
В настоящее время в дошкольной музейной педагогике активно развиваются два крупных направления:
- сотрудничество ДОУ с музеями;
- создание и использование мини-музеев в детском саду.
Можно выделить ряд характерных отличий "детского музея" или мини-музея от традиционного:
- Его главная задача – просветительская, а значит, в нем могут быть собраны любые предметы, и не только подлинники и ценные экземпляры.
- Это игровое или интерактивное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
- Музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и ДОУ.
Цель создания мини-музеев – обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми и их родителями; подготовка юного поколения к взрослой жизни через реализацию направления «музейная педагогика» и с помощью музейных средств, приобщение детей и их родителей к музейному искусству.
Организация мини-музея в ДОУ решает несколько задач:
  • Реализация положений ФГОС и примерных образовательных программ дошкольного образования и дополнительных образовательных программ;
  • Формирование у дошкольников представлений о музее;
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • Расширение кругозора дошкольников;
  • Социализация ребёнка;
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков;
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
  • Развитие творческого мышления и воображения;
  • Формирование активной жизненной позиции.
По своей тематике мини-музеи могут быть разнообразными: фольклорные, исторические, краеведческие, литературные, географические, природы, искусства и т.д.
Формы организации детской деятельности в мини-музее:
-Игры (сюжетно-ролевые, дидактические)
-Организованная образовательная деятельность (экскурсии)
-Исследовательская деятельность
-Беседы, чтение художественной литературы
-Художественное творчество
- Музыкальная деятельность
Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии).
Как известно мини - музей это самостоятельная или коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. От того каким будет результат, будет зависеть и успешность мини - музея. Это сложная задача, которую должен решить воспитатель. Мини – музей должен быть как магнит, который будет каждый день притягивать к себе детей и провоцировать их на познавательную, исследовательскую, продуктивную деятельность. 
Список литературы
  1. Полунина В.Н. Искусство и дети. - М.: Просвещение, 1982. -191 с.
  2. Рыжова Н.А., Логинова Л.В. Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. - М.:Линка-Пресс, 2008.
  3. Тихонова О.Г. Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста, научно-методический журнал «Детский сад от А до Я», №6 2007г.
  4. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
  5. Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика: из опыта работы. - М.: ТЦ «Сфера», 2006г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»