Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование сказок Чуковского,
как средство диалогической
речи у детей 5-6 лет

Максимова Наталия Геннадьевна
Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение произведений К.И. Чуковского, т.к. они расширяют знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм его произведений.
Увлекательное общение с творчеством К.И. Чуковского  способствует развитию интереса к книге, что будет являться неотъемлемой частью системы образования дошкольников на этапе становления современной личности. В его сказках всегда добро побеждает зло, которое вредит людям и животным,  всегда находятся герои, победившие зло или перевоспитавшие главного злодея сказки. Через ознакомление с произведениями К.И. Чуковского можно познакомить детей с миром животных, профессиями людей, пользой умывания и закаливания, способствовать формированию  навыков справедливости, добра, дружбы, понимания. Произведения К.И. Чуковского очень веселые, добрые, понятные для понимания и легкие для запоминания. Дети хорошо запоминают тексты, ритмично произносят их, драматизируют сказки. Это способствует развитию речевого аппарата, словарного запаса, развитию дикции, фонематического слуха у детей, уверенности в себе.
Из произведений К.И. Чуковского  ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его  речь обогащается эмоциональной и поэтической  лексикой.  Литература  помогает детям излагать свое отношение к прослушанному тексту, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Сказки Корнея Ивановича Чуковского известны в нашей стране и детям, и взрослым. О «детских» произведениях можно сказать, все разошлись на цитаты.
Создавая сказки, К.И. Чуковский пользовался понятным ребёнку языком, стремился пробудить в маленьком читателе индивидуальность и одновременно подготовить его к восприятию другой, серьёзной литературы. Будучи прекрасным психологом, писатель нашёл единственно верный способ, позволивший ему стать понятным маленьким корреспондентам: постижение психологии мышления и читательских требований «своих и чужих детей». И читатели всех возрастов прекрасно помнят наизусть строчки из любимых сказок «дедушки Корнея».
Одной из форм работы обучения диалогу является чтение диалогических текстов. Обучение диалогической речи строится на основе образца, поданного в виде диалогического текста, связанного с ситуацией, в которой происходит общение. Интересные персонажи, образные, яркие выражения, сравнения, «сказочные» языковые средства способствуют развитию выразительности речи, а также творчеству самих детей. И именно творчество Чуковского очень хорошо подходит для этого. В книгах Корнея Ивановича собран богатейший материал по развитию речи детей дошкольного возраста, показывающий последовательные ступени в освоении родной речи, умственных способностей. В его произведениях широко встречаются образные средства языка (синонимы, антонимы, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, сравнения, эпитеты). Им присуща особая ритмическая организация стиха (хорей, парная рифма, плясовые ритмы, звукоподражания и т. д).   В произведениях используются неологизмы, которые формируют у детей интерес к словотворчеству, самостоятельному придумыванию новых слов. Только читать произведения детям недостаточно. Чтение обязательно должно сопровождаться беседой о прочитанном. Ее цель – уточнить понимание детьми содержания произведения, его идеи, выяснить степень осознания средств художественной выразительности. В процессе этой работы  происходит совершенствование диалогической речи детей. Умение слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с содержанием, слушать ответы других ребят, дожидаться своей очереди для высказывания, высказывать свое отношение к героям, выражать в слове собственное эмоциональное отношение к прочитанному.
По мотивам сказки «Телефон» детям можно предложить придумать и разыграть ситуации разговоров по телефону, по сказке «Айболит» – придумать, кто еще мог приходить за помощью к Айболиту и что говорить ему. Подобные задания не только развивают творчество ребят, но и совершенствуют навыки ведения диалога. Важно чтобы педагог способствовал возникновению у детей интереса к этой деятельности. Подобные задания направлены на развитие умений творческого рассказывания у дошкольников. Например, после чтения стихотворения «Путаница» детей можно спросить: Почему стихотворение так называется? Какие путаницы вы услышали? Давайте их «распутаем». (Педагог читает строчки из стихотворения, а дети говорят, как правильно, а затем придумывают свои путаницы по аналогии).
После чтения стихотворения «Чудо-дерево»: Почему дерево названо «чудо-дерево»? Что росло на нем? Что еще могло бы расти на этом дереве? Давайте придумаем новую сказку про «Чудо-дерево».
Сказки и стихотворения К. И. Чуковского легко запоминаются и соответствуют требованиям к отбору литературы для заучивания наизусть. В них много действующих лиц, диалогов, поэтому они могут успешно использоваться для игр-драматизаций. Игры-драматизации, заучивание наизусть способствуют развитию интонационной выразительности речи дошкольников. Кто в детстве не читал «Муху-Цокотуху», «Айболита» и «Приключение Бибигона»? Корней Иванович Чуковский - это настоящий классик детской литературы. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуковского. Папы и мамы, которые в детстве зачитывались его произведениями, читают их теперь своим детям. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию.
К старшей группе юные «читатели» уже многое знают наизусть. Стихи и сказки не только легко запоминаются, ярко самобытно звучат, но и добродушны, готовы к различного вида заменам, подменам и допридумываниям. Волшебным образом творения Корнея Ивановича попадают в детское мировосприятие. Образы, герои, характеры полностью соответствуют ребячьему речевому опыту. Даже для современных детей, которым могут быть незнакомы кочерга или самовар, умывальник или кушак, в сказках Чуковского нет сложных, «взрослых» слов. Все предельно просто и легко. Его книги помогают пробудить в детях воображение и фантазию, привить вкус к слову и культуре речи, учат доброте и справедливости, доставляют удовольствие.  Автор показал, что в дошкольном детстве ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой, звуковой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в легкости, с которой ребенок запоминает слова. Их звучание и значение осваивает нормы и правила грамматики, в точности анализа смысла и формы слова, а также в особом, лингвистическом (познавательном) отношении к языку, интересе к словам, звукам, рифмам.
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее, увлекают  процесс чтения и общения с книгой, делая  так, чтобы чтение постепенно становилось ведущей деятельностью.


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»