Театрализованные игры и упражнения в общении с детьми
Левшенкова Валентина Ивановна
Театрализованная деятельность имеет большое значение в воспитании ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки. В процессе театрализованной деятельности активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации, помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Организация театрализованной деятельности дошкольников не только создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакт с детьми из других групп, со взрослыми, то есть способствует общению.
Существуют творческие задания, направленные на развитие коммуникативных способностей. В данных заданиях разыгрываются ситуации, вызывающие наибольшие затруднения у многих детей. Чтобы эти упражнения были более доступны, предлагается начинать с "кукольных разговоров" и сценок, поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного "я" на другой объект - куклу.
Этюды на общение.
В руках у детей куклы "би-ба-бо" или обыкновенные.
Задания:
1. Куклы встречаются друг с другом и :
- здороваются;
- спрашивают друг друга о здоровье;
- прощаются.
2. Одна кукла нечаянно толкнула другу (в транспорте). Надо попросить прощения и, соответственно, извинить.
3. Кукла празднует день рождения. К ней приходят ее друзья и :
- поздравляют с днем рождения и дарят подарки;
- кукла благодарит за поздравление и приглашает к столу;
- один из гостей опоздал - попросить прощение за опоздание;
- один из гостей нечаянно разлил на скатерть компот - разыграть действия хозяйки (хозяина) и провинившегося.
4. Некоторые задания можно предложить детям исполнить без кукол :
- постучаться, зайти в группу и жестом вызвать одного из детей (молча, чтобы не перебивать рассказ воспитателя);
- зайти к заведующему (методисту, логопеду и др.) и передать ему сообщение;
- объяснить "маме", почему испачкана одежда после посещения детского сада;
- извиниться перед детьми за то, что мяч покатился и сломал постройки из песка.
Творческие задания на развитие воображения и речи детей старшего дошкольного возраста.
1. Выполни действия:
- зайти в групповую комнату в образе какого-либо персонажа (например, Буратино) и поздороваться с детьми;
- то же самое и попрощаться с детьми;
- то же самое, поздравить с праздником;
- то же самое, спросить какая на улице погода, который час и т. д.
Игры на импровизацию диалогов.
Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей и разбиваются на пары. В соответствии с карточками, каждый ребенок играет определенную роль (Красной Шапочки, Буратино и т. д.)
Задания:
1. Сочинить разговор двух персонажей в соответствии с имеющимися у каждого ребенка карточками (например, Красной Шапочки и Крокодила Гены, Колобка и Снежной Королевы и т. д.)
2. Придумать разговор сказочных персонажей по телефону (аналогично предыдущему заданию)
3. Придумать, какую телеграмму может послать один сказочный герой другому (Буратино - Чебурашке, Чебурашка - Буратино и т. д.)
Игры с предметами быта.
Для этих упражнений вообще не нужно никаких специальных атрибутов и пособий. Можно использовать любые предметы, которые вас окружают: карандаши, салфетки, листочки бумаги, нитки и прочее. Подобные упражнения можно проводить на прогулке, играя с листиками и камешками, веточками и другими случайными предметами.
Задания:
1. Выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть его. Подумать, на что он похож. Попытаться представить, чем раньше был этот предмет или где он находился. Определить, какой у него характер, какое у него настроение в данный момент.
2. Сочинить и рассказать небольшую историю о данном предмете.
3. "Беседа" выбранных предметов (листик, камень, прутик и другие предметы "беседуют", например, о погоде)
4. "Театр всевозможного". Каждый предмет с присущим ему характером и манерой поведения "играет" в небольшой сценке, которую все вместе придумали. Лучше всего такие сценки разыгрывать за столом, тогда в движении можно передать характер предмета-образа. Каждый ребенок придумывает, что говорит его "актер", каким голосом (нежным или грубым и т. д.)
Творческие задания на развитие пантомимики.
Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей (аналогично заданию на импровизацию диалогов)
Задания:
1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.
- смотрится в зеркало;
- пробует любимое блюдо;
- выслушивает комплимент;
- выслушивает замечание;
- садится на стул.
2. Диалоги-пантомимы:
- разговор двух "иностранцев", не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например: в магазине, на вокзале, в аптеке и т. д.;
- разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в автобусе), показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.
3. Загадки - пантомимы:
- в магазине (игрушек, овощном, супермаркете, мебельном и прочее) - отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;
- в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке);
- отгадать профессию (по характерным движениям и позе);
- отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолетом, поездом и т. д.);
- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке);
- отгадать, какая на улице погода;
- определить по походке прохожего (балерина, солдат, "задавака", очень старый человек, человек, которому жмут ботинки ит. д.)
В предлагаемых упражнениях, играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие отгадывают. В ходе игры команды меняются заданиями.
4. Показать (руками или пальцами):
- стой на месте;
- идем со мной;
- до свидания;
- давай помиримся;
- я тебя люблю;
- я боюсь!
5. Показать частями тела:
- как твои плечи говорят: "Я горжусь!";
- как твоя спина говорит: "Я старый, больной человек";
- как твой палец говорит: "Иди сюда!";
- как твои глаза говорят: "Нет";
- как твой рот говорит: "М-м-м, я люблю это печенье...";
- как твое ухо говорит: "Я слышу птичку";
- как твой нос говорит: "Мне это не нравится ..."
Этюды на развитие творческого воображения.
1. Перевернутый ящик - телевизор. Дети сидят на стульях и смотрят "передачу". Кто какую передачу смотрит? Каждый ребенок рассказывает о том, что видит.
2. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
- королевский трон;
- аквариум с экзотическими рыбками;
- костер;
- куст цветущих роз.
3. Передать книгу друг другу так, как будто это:
- кирпич;
- кусок торта;
- фарфоровая статуэтка.
4. Взять со стола карандаш так, как будто это:
- червяк;
- горячая печеная картошка;
- маленькая бусинка.
5. Пройти по линии, нарисованной мелом,как по канату.
6. Выполнять различные действия:
- чистить картошку;
- нанизывать бусы на нитку;
- есть пирожное и т. д.
Упражнения на различение цветов.
Какого цвета лимон? (Желтый). Давайте посмотрим у кого в одежде есть желтый цвет (дети рассматривают одежду свою и своих товарищей). Затем педагог предлагает детям рассмотреть все предметы в групповой комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Эту игру можно продолжить и на прогулке, а затем вспомнить, что еще бывает желтого (или другого) цвета. В игре выигрывает тот, кто называет больше предметов.
Для подсчета правильных ответов удобно пользоваться любыми "фишками" - камешками, листиками и прочее.
Используемая литература;
1. А. И. Буренина "От игры до спектакля", Санкт-Петербург, 1995 г.
2. М.Д. Маханёва "Театрализованные занятия в детском саду", Москва, 2001 г.
3. Н.Ф. Сорокина "Играем в кукольный театр", Москва, 2002 г.
4. Э. Г. Чурилова "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников", Москва, 2001 г.