Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика ускоренного обучения плаванию детей
5-6 лет кролем на спине средствами
инновационных технологий

Иванова Анастасия Алексеевна, 
инструктор по физической культуре

ГБДОУ детский сад № 108
Тел. 8 (911) 162-00-89
E-mail: lady.anastas123@gmail.com
Аннотация. Современные данные свидетельствуют о показателях низкого процента детей умеющих плавать, это объясняется тем, что общепринятая методика обучения, мало изменившаяся за последние десятилетия, не дает никакого прогресса в обучении. Однако, вопрос о внедрении ускоренных методик в подготовку юных пловцов, остается открытым.
Ключевые слова: методика, ускоренное обучение плаванию, дошкольный возраст, инновационные технологии, кроль на спине
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется его личность.
Плавание - одно из самых эффективных средств физической культуры, способствующее укреплению здоровья, закаливанию, привитию стойких гигиенических навыков. Занятия в воде содействуют не только всестороннему физическому развитию, но и укреплению опорно-двигательного аппарата, что очень важно для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия у детей и подростков, а также совершенствованию таких физических качеств, как выносливость, сила, гибкость, быстрота и ловкость.
Целью занятий по плаванию у детей является -обучение их плаванию и умение держаться на воде, погружение и скольжение в ней.
Современные данные свидетельствуют о показателях низкого процента детей умеющих плавать, это объясняется тем, что общепринятая методика обучения, мало изменившаяся за последние десятилетия, не дает никакого прогресса в обучении. Дети занимаются, разучивают новые упражнения, играют в воде, но задания в полной координации еще освоить не могут. Так как, дошкольники физически развиты плохо, они просто не в состоянии выполнить элементарные движения на воде без помощи тренера. Из-за этого обучение базовым навыкам занимает гораздо больший промежуток времени и не у всех детей остается интерес к плаванию. Также и у родителей, которые хотят видеть результат потраченного времени и финансовых затрат.
Исходя из данной ситуации, усилия многих методистов направленны на разработку методик ускоренного обучения плаванию. Для ускоренного обучения, был выбран способ плавания кроль на спине. По сравнению с другими стилями плавания, он относительно лёгок и поэтому сравнительно быстрее усваивается начинающимися. Главным его преимуществом является, легкость выполнения дыхания, так как лицо не нужно опускать в воду, таким образом при плавании затрачивается намного меньше энергии, чем при других стилях и в совокупности с поддерживающими средствами позволяют ребенку быстрее освоить основные элементы техники и упражнения в более кратчайшие сроки, по сравнению с теми методиками, которые на самом деле применяются на практике.
Занятия по плаванию решают исключительно важные задачи физического воспитания дошкольников:
Высокий эмоциональный фон закрепляет в сознании ребенка ощущение удовольствия от занятий физическими упражнениями.
Взаимодействие с водной средой расширяет знания ребенка о своих двигательных возможностях в различных условиях (снижение скорости передвижения за счет сопротивления воды, уменьшение веса тела и т. д.)
Систематические, многолетние занятия позволяют формировать жизненно важное умение держаться на воде и овладеть начальными навыками плавания спортивного стиля.
Вода как одно из самых сильных средств закаливания способствует повышению защитных сил организма ребенка.
Для ускоренной методики обучения плаванию были выбраны следующие инновационные средства: танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений «Са -Фи-Дансе» разработана Ж. Е. Фирилевой и Е. Г. Сайкиной в 2000 году и поддерживающие средства (набедренные пояса, нудл, доски, ласты)
Упражнения танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе», которые дают возможность избирательно влиять на развитие двигательных навыков, на координацию движений, на подвижность суставов, а также разнообразят занятия.
Время на обучении упрощенным способам плавания уменьшается в 2-2,5 раза при применении специальных поддерживающих средств, а также помогает отрабатывать и совершенствовать технику спортивного плавания.
Предполагалось, что разработанная методика ускоренного обучения плаванию кролем на спине, которая включала в себя специальные физические упражнения в воде и гимнастические упражнения на суше, позволяют повысить уровень координационных способностей, воспитать положительное отношение к спорту, обеспечить специальную плавательную подготовку детей для поступления в спортивные школы, будет содействовать ускоренному формированию структуры движений для создания надежной базы в плавании.
Методы и организация исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогические наблюдения, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, пульсометрия, методы математической статистики.
Педагогическое тестирование проводилось по методике, разработанной Л. Ф. Еремеевой (2005 г.) и заключалось в последовательном выполнении контрольных упражнений каждой̆ из групп, результаты которых фиксировались в таблицах.
Тест 1. «Задержка дыхания на вдохе» и «погружение».
Тест 2. «Поплавок».
Тест 3. «Лежание».
Тест 4. «Скольжение на груди».
В исследование приняли участие 26 детей в возрасте 5-6 лет, ранее плаванию не обучающиеся и схожие по антропометрическим параметрам.
Во время педагогического эксперимента у детей контрольной группы занятия проводились только по программе «программа ДЮСШ» начальное обучение (2005 г). В экспериментальной группе проводились занятия по «Программа ускоренного обучения плаванию» кролем на спине с применением танцевально-игровой гимнастики на суше и поддерживающих средств на воде.
Контрольным тесто являлось –проплыть 25 метров кролем на спине.
Экспертная оценка техники плавания на дистанции 25 м производилась по следующим элементам техники: положение туловища, положение головы, движение руки при гребке, пронос рук над водой, движение ног, общий рисунок стиля. Все оценивалось по пятибалльнoй системе. Экспертные оценки выставляли тренеры, по итогу которых выводились средние оценки за технику плавания.
Результаты исследования и их обсуждения
Оценка изменений технической подготовленности при плавании кроль на спине у детей старшего дошкольного возраста, во время педагогического эксперимента, доказал позитивное влияние данной методики ускоренного обучения плаванию стилем кроль на спине. Это доказывают, что выставленные оценки экспертами, в экспериментальной группе, выше по сравнению, чем в контрольной. Но стоит заметить, что результаты в контрольной группе также возросли и отличались от тех результатов, которые были в начале эксперимента. Впрочем, оценки с экспериментальной группы были значительно выше при проплывании дистанции 25 м на контрольном занятии.
Фактором, способствующим более быстрому приобретению плавательного навыка, становлению техники, является внедрение поддерживающих плава­тельных средств (доска для плавания, ласты, «пояс набедренный», «нудл»). Осваивая упражнения, дети старшего дошкольного возраста в экспери­ментальной группе спокойнее переносили чувство водобоязни и страха, намного ранее, чем дети из контрольной группы, начинали осваивать гребковые движения руками. Упражнения, которые выполняются с помощью вспомогательных плавательных средств, используются уже на втором занятии и применяются до последнего. Для слабо координированных детей, коим непросто преодолеть чувство стра­ха, рекомендовалось выполнять любые упражнения применяя набедренный пояс.
Результаты экспертных оценок техники спортивного плавания у детей старшего дошкольного возраста после курса обучения.
Таблица 1
Способ плавания Количество детей, освоивших способ плавания % Оценка техники плавания
M ± m t P
Кроль на спине Э 96,57 % 4,08 ± 0,024 2,23 <0,05
К 91,93 % 3,63 ± 0,038 2,12 <0,05
 
Стоит отметить, что на всех тренировках по обучению технике спортивного плавания детей старшего дошкольного возраста экспериментальных групп отмечалось видимое повышение времени, данного на обучение и совершенствование технических упражнений (на 8,3 %) и на координацию движений (на 36 %) в целом за весь курс обучения. Для спортсменов кон­трольных групп этот процесс шел постепенно. В общих чертах за весь курс обучения плаванию отмечалось повышение времени, предоставленного на обучение техниче­ских упражнений (на 10 %) и упражнений на координацию движений (на 23,5 %), что является педагогической особенностью методики ускоренного обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Общая плотность каждого практического занятия в экспериментальных группах составляла 96 - 98 %, двигательная плотность - 77 - 80 %, что было, в свою очередь, на 5-9и7-10% больше, чем в контрольных группах.
Заключение
В итоге проделанного эксперимента выяснилась эффективность разработанной методики ускоренного обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста. Проанализированные результаты исследования выявили, что уско­ренное обучение плавания целесообразнее и эффективнее, чем классическая программа обучения детско-юношеской спортивной школы.  Внедрение разработанной методики дало возможность детям старшего дошкольного возраста наряду с развитием физических свойств овладеть базой техники спортивного стиля плавания. Спортсмены быстрее освоили стилем плавания кроль на спине, т.к. дыхание при этом способе плавание исполняется легче, чем при плавании стилем кроль на груди, где необходимо делать выдох в воду.
Из анализа результатов применения танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Дансе», можно сказать, что цель данной методики обучения положительно влияет на развитие двигательных навыков в начальном обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста.
Наибольший прирост оценки критериев усвоения двигательных навыков имеет тенденцию к повышению.
Наибольший прирост показателей наблюдается в тесте, определяющем скольжение с движением ног -29%.
Прирост средних показателей в тесте лежание на воде – 6%
В тесте на погружение прирост средних показателей равен – 5%
Прирост средних показателей на длительность дыхания равен – 6%
В разработанной методике ускоренного обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста используется наилучшая структура решения задач. На 1-ом этапе проходит знакомство и адаптация к водной среде, простейшие передвижения в воде, на втором этапе учатся погру­жаться, всплывать, лежать и скользить, правильно прыгать в воду и выполнять кувырки. Третий этап направлен на согласова­ние работы ног с работой рук, при задержке дыхания. Четвертый этап ориентирован на согласование дыхания, работы рук и работы ног, выполнение заданий в полной координа­ции. Новейшая методика ускоренного обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста, основывающийся на уменьшенным временным   периодом использования упражнений для адаптации с водой (только на двух 1-х уроках); использованием упражнений, производимых на задержке дыхания, наибольшее коли­чество упражнений со специальными поддерживающими средствами. Длитель­ность процесса обучения занимает всего 12 занятий по 1,5 часа.
 


 
Список литературы
  1. Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать: программа обучения плаванию детей детей дошкольного и младшего школьного возраста: метод. Пособие / Л. Ф. Еремеева. СПб. : Изд-во Детство-Пресс, 2005. -112с.
  2. Кистяковский, И.Ю. Рекомендации по методике обучения детей плава­нию // Плавание: Сб. ст. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - Вып.1. - С.46-52; Вып.2. - С.47-55.
  3. Никитский, Б,Н. Плавание. - М.: Просвещение, 1981. - 304 с.
  4. Погребной, А.И. О некоторых принципах обучения плаванию /А.И.Погребной, Е.Г. Маряничева // Теория и практика физической культуры. - 1999.-№3. -С.59-63.
  5. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие/Под ред. А.А. Чеменовой. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. –336 с.
  6. Спортивное плавание: Учебник для вузов физической культуры /Под ред. Н.Ж.Булгаковой. - М.: Физкультура, образование, наука, 1996. - 430 с. (146)
 
The methodology of accelerated swimming training for children aged 5-6 years by backstroke using innovative technologies
Ivanova Anastasia Alekseevna, Master's student,
Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen, St. Petersburg
Annotation. Modern data indicate the indicators of a low percentage of children who can swim, this is due to the fact that the generally accepted teaching methodology, which has changed little over the past decades, does not give any progress in learning. However, the question of the introduction of accelerated techniques in the training of young swimmers remains open.
Keywords: methodology, accelerated swimming training, school age, innovative technologies, backstroke
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»