Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Навыки самообслуживания в младшей группе ДОУ

Мельникова Елена Алексеевна

Все мы родом из детства…
А.Сент-Экзюпери

Введение 
Детство - целостный феномен, основа определяющая развитие человека на протяжении всей его жизни.
Ребенок - уникальная, неповторимая, яркая индивидуальность.
Ребенок дошкольного возраста развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления и одновременно активно преобразуя культуру, привнося в нее элемент своей субкультуры, становясь субъектом разных видов деятельности (О.В.Акулова, Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская, О.В.Солнцева, М.Н.Полякова и др.).
Не смотря на существующие тенденции в развитии дошкольного образования, проблема организации совместной деятельности взрослого и ребенка в условиях активизации самостоятельной деятельности воспитанников, в результате которой приобретается практический опыт (И.С.Якиманская) остается сложно решаемой задачей. Анализ практики дошкольного образования показывает, что традиционные занятия  и дидактические игры по-прежнему остаются в организации деятельности детей дошкольного возраста и нацелены только лишь на их информирование.
Таким образом, в современной образовательной ситуации обостряется противоречие между требованиями к качеству обучения дошкольников и реальным его состоянием в дошкольном образовательном учреждении.
Одним из вариантов решения обозначенного противоречия может стать метод проектов.
Задачи работы:

  1. Проанализировать современные подходы к проблеме изучения метода проектов.

  2. Изучить природу проектной деятельности и особенности ее организации с детьми младшего дошкольного возраста.

  3. Изучить педагогические условия обеспечивающие развитие навыков самообслуживания  посредством метода проектов.

  4.  Определить эффективность метода проектов в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.

Глава 1.Теоретические основы изучения метода проекта как средства развития навыков самообслуживания у детей младшей группы

  1. Метод проектов как инновационная педагогическая технология.

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют разнообразные инновационные технологические работы. Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей.
В Федеральных государственных требованиях к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определено, что совместная деятельность воспитателя и ребенка является одним из основных способов реализации образовательного содержания, но не уточнено, в каких именно формах, должна реализоваться совместная деятельность. Таким образом, решение этого вопроса открывает широкие возможности для опытно-экспериментального поиска, для проектирования и внедрения педагогических инноваций, для поддержания и развития педагогического творчества специалистов дошкольного образования.
В разъясняющем письме Министерства образования и науки РФ от 21 октября 2010 г. № 03-248 « О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. В качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении.
Проектная деятельность - сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных знаний, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса (Н.Е.Веракса).  В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а на ряду компонент системы образования, как непосредственная образовательная деятельность.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник в США во второй половине 19 века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859-1952). Основные концептуальные положения его теории таковы:

  1.  Истинным и ценным является только то, что даёт практический результат;

  2.  Ребёнок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);

  3.  Усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;

  4. Ребёнок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешности обучения, согласно теории Д.Дьюи, являются:

  1.  Проблематизация учебного материала;

  2.  Познавательная активность ребёнка;

  3.  Связь обучения с жизненным опытом ребёнка;

  4.  Организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д.Дьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путём делания», который обогащает личный опыт ребёнка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.
Идеи Д.Дьюи оказали огромное влияние на систему образования 20 века. Они получили дальнейшее развитие в работах его учеников и последователей – американских педагогов Е. Пархерст и В. Кильпатрика. Одним из путей реализации идей Дьюи было обучение по методу проектов. Этот метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении в 1920-е годы (например, в педагогической практике С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко и др.). В 1920-30-е  годы вышло довольно много публикаций, посвящённых внедрению метода проектов: Е.Г. Кагаров «Метод проектов в трудовой школе» (1926), «На путях к методу проектов» (1930). Вних подробно освещаются вопросы организации образовательного процесса, проблемы и пути их решения.
Е.Г. Кагаров отмечал, что в американской литературе термин «метод проектов» употребляют в различных, даже противоречивых значениях. Наиболее широкое определение такого понятия имеет следующий вид: «Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определённой целью». Значение проектного метода, по его мнению, состоит в том, что благодаря ему решаются две основные задачи школьного обучения: внушить детям любовь к знанию и дать возможность удовлетворить её любознательностью. «Сущность и ценность метода проектов в том, что он ставит задачею школы подыскание для детей дела, могущего привлечь их интерес и внимание, дела, которые вполне соответствуют их силам, в процессе работы даёт полезные знания и навыки и, кроме того, в самом себе таит зародыши нового задания и импульс к его выполнению».(С.Т.Шацкий).
Термин «проект» в переводе с латинского означает «бросание в перёд». Проект-это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях- план, замысел какого-либо действия. До сих пор в большинстве случаев «проект» рассматривается как вид профессиональной деятельности. Однако всё чаще проект употребляется в общенаучном значении.  Как отмечает И.И. Ляхов,в настоящее время усилился процесс проектизации знания, культуры и производства(имеются в виду проектные разработки научно -исследовательских программ, творческих планов, целевых программ и систем управления хозяйственно-экономическими, производственными, социокультурными и другими процессами). Таким образом, проектность (в личностном и социальном плане)- определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех основных аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Проектностью пронизаны наука, искусство, психология человека: в его отношении к миру, к социальной и предметной сфере, в формах потребления и творчестве присутствует проектное переживание мира (В.Ф. Сидоренко).
Развивающая педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребёнка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Развитие общеобразовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций педагогов- новаторов, результатов психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Одним из средств решения этой проблемы является технологический подход, применение понятия «технология» к педагогическим процессам.
Педагогическая технология- это целостный научно обоснованный проект определённой педагогической системы от её теоретического  замысла до реализации в образовательной практике, отражающий процессуальную сторону обучения и воспитания и охватывающих их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.
Для выявления сущности педагогической технологии важно понять, что её составляет, какова структура педагогической технологии. Из определения следует, что компонентами педагогической технологии выступают:

  1. Концептуальная основа (то есть научная база технологии, те психолого - педагогические идеи, которые заложены в её фундамент);

  2. Содержательная часть (то есть цели и содержание обучения и воспитания);

  3. Процессуальная часть ( то есть формы, методы, средства, условия организации учебно-воспитательного процесса, результаты).

Проектная деятельность- это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребёнка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействие с взрослыми, а с другой, не менее важной,- на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребёнка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).
Проектная деятельность- это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнаёт лишь о том, что сам пробует сделать»,- писал Песталоцци. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки.
Суть проектной деятельности- активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных интересов детей, умение самостоятельно применять полученные представления в типичных ситуациях, ориентироваться в информационном пространстве, восполнять недостающие знания и обретать умения, развитие критического мышления. Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребёнка к постоянному углублению в проблему.
1.2. Этапы проектной деятельности.
Пробематизация
 Создание проблемной ситуации - первый  этап работы над проектом. Необходимо, чтобы проблема была актуальной и интересной для всех участников  проекта. Разрешение проблемы должно быть посильно детям, соответствовать материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки педагогов.
Целеполагание
Осознание сути проблемы позволяет сформулировать цель предстоящей работы, её направление.
Метод- это средство обучения. Следовательно, метода проектов должно оказаться минимум две цели: педагогическая - чему учить и конкретная – то, к чему будет стремиться сам ребёнок. К примеру, цель «формирование экологической культуры детей»- это цель педагогическая. Для ребёнка в данном случае будет важно спасти муравьишку, накормить птиц зимой, построить скворечник.
 Таким образом, цель должна быть актуальна прежде всего для ребёнка либо участников проектов, если в нём принимают участие родители. Кроме того. Цель должна быть посильна для ребёнка. Иначе проект превратится в прямое обучение.
 Важно также учитывать категорию предполагаемых получателей, от которой зависят критерии предполагаемого результата. Эти критерии следует выработать совместно с детьми. Например, «Елочные игрушки для малышей»- какими они должны быть? Лёгкими, прочными, безопасными, яркими, красочными, многофункциональными (изменяющимися).
С этим связана ещё одна проблема: часто результат получается настолько хорошо, что с ним жалко расставаться. Например, малыши очень хотят научиться считать, но у них нет цифр. Старшие ребята предлагают сделать цифры, долго выбирают материал, распределяют роли, разрабатывают эскизы. На презентации дети рассказывают. Как они создавали поделки, показывают, как интересно играть с ними в школу.
 Однако на вопрос воспитателя «Но мы же их малышам делали?» дети отвечают: «А зачем они им нужны? Они всё равно считать не умеют». То есть уже в процессе выполнения педагог должен следить за тем, чтобы цель проекта ни на минуту не была упущена из вида его участниками.
Планирование
Планирование- важнейший этап работы над проектом, в результате которого продумываются шаги к достижению результата. Особенность данного этапа заключается в том, что планировать должны сами дети, воспитатель лишь координирует эту деятельность. Нужно избегать часто складывающейся на практике ситуации, когда воспитатель планирует всё заранее, договаривается, если это необходимо, с учреждениями, а затем просто знакомит детей с новым готовым планом.
Сложность данного этапа- научить детей планировать предстоящую деятельность.
Реализация планов
Следующим этапом работы над проектом становится непосредственно реализация составленного плана. В результате работы появляется некий продукт. Проектные продукты могут быть:

  1. Материальными - это поделки, плакаты, картины, скульптуры, макеты, компьютерные презентации;

  2. Действенными - это различные мероприятия )спектакли, игры, экскурсии, соревнования, литературные, музыкальные, гостиные, концерты);

  3. Письменными - это книжки-самоделки, брошюры, литературные произведения (сказки, стихи, рассказы).

Презентация
Представление проектного продукта происходит в виде презентации. Презентация даёт детям возможность поделиться радостью, эмоциями с друзьями. Чтобы презентация прошла успешно, педагогу следует предусмотреть следующие факторы:

  1.  Время проведения презентации;

  2.  Длительность планируемых мероприятий (в зависимости от вида проекта и количества участников);

  3.  Форму организации общей презентации, особенности сценария;

  4.  Проведение финального мероприятия (чаепитие, круглый стол и др.) для обмена мнениями и впечатлениями в неформальной обстановке.

Необходимо провести предварительную работу: проконсультировать участников проекта, помочь участникам определить и сформулировать, что нового они узнали, чему научились, чем бы хотели поделиться с другими.
Рефлексия
Завершающим этапом работы над проектом является рефлексия. Это этап осмысления, осознания способов продвижения к успеху, анализа допущенных ошибок, оценки своих достижений. Очень важно на данном этапе обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Таким образом дети смогут самостоятельно проанализировать свою деятельность. При этом не следует забывать, что дошкольник нуждается в поощрениях. Он ожидает похвалы за выполненную работу.
Внешняя оценка проекта
При внешней оценке проекта используют следующие параметры:

  1.  Значимость и актуальность выдвинутых проблем и предлагаемых решений, их адекватность изучаемой тематике;

  2.  Практическая направленность и значимость работы;

  3.  Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

  4.  Соответствие содержания целям, задачам и теме проекта;

  5.  Логичность и последовательность изложения;

  6.  Чёткость формулировок, обобщений, выводов;

  7.  Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов;

  8. Наличие собственных взглядов на проблему;

  9.  Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

  10.  Характер общения и взаимопомощи участников в ходе выполнения проектов;

  11.  Эстетичность оформления результатов выполненного проекта, качество эскизов, схема.

Портфолио проекта
Портфолио проекта может включать:

  1.  Паспорт проекта;

  2.  Планы выполнения проекта и отдельных его этапов (индивидуальные задания каждого участника проектной группы, задачи группы в целом);

  3.  Промежуточные отчёты группы;

  4.  Собранная информация по теме;

  5.  Результаты исследования;

  6.  Эскизы, чертежи, наброски;

  7.  Материалы для презентации.

1.3.Руководство и организация проектной деятельности
Руководство проектной деятельностью ведёт к изменению позиции педагога. Из транслятора готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих воспитанников и помогает ребёнку приобретать универсальные культурные способы действий (умения), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.
Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее:

  1.  Практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений;

  2.  Нежёсткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников;

  3.  Интерес к деятельности, приносящий публичный результат, личная заинтересованность в нём.

Проектная деятельность включает в себя:

  1.  Задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

  2.  Целенаправленную детскую деятельность;

  3.  Формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

  4.  Результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

Проектная деятельность дошкольников может быть познавательно- исследовательской, игрового и творческого характера. По продолжительности проекты бывают краткосрочными (от 1 недели до нескольких месяцев) и долгосрочные (от полугода до нескольких лет).
Для детей младшего дошкольного возраста характерны небольшие по продолжительности и простые по результату продуктивной деятельности тематические мини-  проекты, организуемые чаще при участии родителей или совместно с родителями.
Для детей старшего дошкольного возраста проектная деятельность становится более продолжительным занятием, она может активно развиваться, приостанавливаться на какое-то время и снова нарастать по мере активности детей.
Проектная деятельность является проектной только в том случае, если  прямое действие той или иной ситуации оказывается невозможным. Другими словами, если ребёнок захотел нарисовать рисунок, взял для этого карандаш, лист бумаги и осуществил свой замысел, то эта деятельность не будет считаться проектной - все действия ребёнок выполнил в рамках традиционной продуктивной деятельности.
В ходе проектной деятельности дошкольник исследует различные варианты решения поставленной задачи, по определённым критериям выбирает оптимальный способ решения.
Одна из главных задач педагога при организации проектной деятельности дошкольников заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу. Инициатива ребёнка обязательно включает в себя познавательный компонент. Познавательная инициатива проявляется всякий раз, когда ребёнок начинает решать свою собственную задачу, а не ту задачу, которую перед ним поставил экспериментатор. Умение создать условия для познавательной  инициативы детей является важным моментом готовности педагога к организации проектной деятельности.
Организация проектной деятельности детей предполагает не только опору на развитие познавательных способностей дошкольников, которые построены на наглядных образных средствах, но и перевод анализируемых ситуаций в речевой план. Однако роль речи в познавательной деятельности детей многоаспектна. Важно иметь в виду, что образное отражение и речевой план репрезентации могут влиять друг на друга вплоть до доминирования одного над другим. Именно эти особенности нужно учитывать педагогу в первую очередь.
Проектная деятельность дошкольников предполагает формулировку и реализацию замысла. Этот процесс по своему строению близок к строению такой психологической функции, как воображение. В исследовании О.М. Дьяченко было доказано, что процесс воображения подчиняется всем тем закономерностям, которые характеризуют развитие познавательных способностей дошкольников.
Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трёх различных позиций:

  1. нормативно-стабилизирующей,

  2. смыслообразующей ,

  3. преобразующей.

1.4. Психолого-педагогические особенности обоснования возраста - младший дошкольник.
Дети 1, 5 – 3 лет относятся к раннему возрасту. Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Но этот период имеет непреходящее значение.
Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т.е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметна деятельность носила развивающий характер, нужно ребенку осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразно. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.
1.5.Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств.
Именно в раннем возрасте ребёнок приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку, совок, карандаш и.т.д.
Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, т.о., развивается и его восприятие. Ребёнок запоминает предметы, их признаки, названия - развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
«Держим ложку в правой руке»; «Вытираем рот салфеткой»;
«Говорим Спасибо после еды »!
Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".
«Оденемся сами».
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.
Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом.
« Давай причешемся сами».
Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. Позднее удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: "Я хороший, потому что всё делаю правильно!"
Пути формирования КГН.
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом.
При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание опыта ребёнка.

Задачи и содержание работы:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить, в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

К концу года дети могут:

1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого).
2. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках.
3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке.
4. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами -носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.
5. Усваивать порядок одевания и раздевания.
6. Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.
Понятие КГН, их значение в жизни человека.
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Условия успешного формирования КГН
Формирование КГН совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом-орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д.
По мере освоения КГН обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, "уже поели", то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование КГН необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные КГН обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения КГН.
КГН связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные КГН обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание.
Методы и приемы воспитания КГН.
К числу основных условий успешного формирования культурно - гигиенических навыков относятся рационально организованная обстановка, четкий режим дня и руководство взрослых. Под рационально организованной обстановкой понимается наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).
Для формирования культурно-гигиенических навыков нужно также выработать общие критерии в оценке отдельных действий, четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Например, в умывальной комнате должно быть достаточное количество раковин необходимого размера, на каждой из которых лежит мыло; раковины и полотенца размещаются с учетом роста детей; на вешалке над каждым полотенцем картинка. Это повышает интерес детей к умыванию. Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время - это способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения. Формирование их происходит в играх, труде, занятиях, в быту. Ежедневно повторяясь, режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, тем самым предохраняя нервную систему детей от переутомления. Выполнение режима дня способствует формированию культурно - гигиенических навыков, воспитанию, организованности и дисциплинированности. Формирование культурно - гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Среди многих классификаций методов, в дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно - действенное и наглядно - образное мышление. В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы.
Подготовкой к формированию навыков самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребёнка положительного отношения к одеванию, умыванию, кормлению. Обучение некоторым навыкам, например, культурно есть, требует значительного труда, поскольку для этого дети должны овладеть целым рядом действий, осуществляемых в определённой последовательности (правильно сидеть за столом, пользоваться приборами для еды, салфеткой и т. д.). В дошкольном возрасте дети особенно склонн

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»