Творческое развитие музыкальности
в образовательной деятельности дошкольников
Филиппова Елена Ивановна
Музыкальность
- это комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности.
- способность человека эмоционально отзываться на музыку.
- Эмоциональное познание, развитие эмоционального интеллекта
- Развитие способности к нестандартному мышлению
- Эмоционально-двигательное самовыражение
- Приобщение к духовному опыту человечества
- Умение ощущать красоту мира
- Переживание чувства удовольствия
- Самопознание
- Психотерапия, психокоррекция
- Уникальное развитие возможностей мозга
Как развивать музыкальность?
- посещение концертов
- музыкальных спектаклей
- оперных, балетных постановок
- слушание радио и телепередач
- записей детских музыкальных сказок
- песен из мультфильмов
- посещение концертов классической музыки
- обучение детей игре на музыкальных инструментах
- самостоятельное музицирование
- Привлекать внимание детей к окружающей звуковой среде:
- звучанию шумовых детских игрушек, детских музыкальных инструментов (маракас, металлофон, ксилофон, румба, трещотки и др.)
- голосам домашних животных, птиц
- звукам природы (шуму дождя, журчанию ручья и др.)
- Коммуникативные танцы.
задачи: развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы, развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Пальчиковые игры
(музыкальные и речевые).
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность: «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Пальчиковые игры
(музыкальные и речевые).
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы. Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность: «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации ребёнка; направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием. Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
«Хор рук».
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». Данная форма направлена на развитие: координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Ритмодекламация.
- Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.
- звучащие жесты и музыка моего тела;
- шумовые инструменты (традиционные и самодельные)
- В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Кроме того, они составляют самое привлекательное, что есть для маленьких детей в музыке. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. Общение детей с музыкальными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.