Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие и кризис трёх лет

Волкова Екатерина Александровна 
Казалось, только вчера малыш озарил своих родителей первой улыбкой, сделал свои первые шаги, произнес первое слово. А сейчас перед нами уже самостоятельный маленький человек, который уже многое умеет делать, принимать свои первые решения и призывать прислушиваться к своему мнению. Правда, все это приходит не сразу. Ребенок развивается поступательно, шаг за шагом, и в каждом новом периоде достигает новых высот и радует родителей все новыми успехами.
Мы говорим сейчас о возрасте 2-3 лет, и было бы ошибкой считать, что основные тяготы позади, потому что малыш повзрослел, и с ним стало легче «договориться». Ошибкой только в том случае, если взрослым не знакомы 93 особенности этого удивительного периода – периода уникальной строптивости и непослушания.
Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного на другое. И это касается не только эмоционального состояния, но и физической активности. Он с легкостью меняет деятельность, переключает свое внимание с одного на другое и, как следствие, быстро утомляется. Обусловлено это тем, что в 2-3 года у ребенка недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма, поэтому основная задача родителей и воспитателей состоит в гармоничном совершенствовании как физических, так и эмоциональных качеств малыша. Именно об этом и пойдет речь в данной статье. Мы рассмотрим не только особенности физического развития ребенка, сенсорное восприятие и социализацию маленького человека на протяжении года жизни, а охарактеризуем самый первый возрастной кризис малыша – «кризис трех лет». Мы постараемся ответить на довольно простые с виду вопросы: «Как? Почему?». Итак, малыш вступил в новую для себя (и для своего ближайшего окружения) фазу развития – взросление ребенка от 2-х до 3-х лет. Этот период охватывает в себе множество изменений, как физических, так и психологических, и начнем мы, пожалуй, по порядку.
Физическое развитие, или «прыг-скок» В возрасте 2-3 лет ребенок уже много двигается. Ни в коем случае не следует запрещать ему это делать, поскольку физическое воспитание предельно важно для малышей этого возраста. Таким и пока только таким образом он видит для себя познание мира, приобретение нового опыта и получение новых впечатлений. К сожалению, если для малыша не созданы необходимые условия для осуществления разнообразного рода движений, это может привести к довольно плачевным последствиям. Одним из наиболее характерных признаков того, что малыш недополучает необходимых тренировок, является проявление так называемой компенсаторной двигательной функции. Он начинает раскачиваться из стороны в сторону, беспорядочно размахивать руками, и даже сосать пальцы. Все эти признаки свидетельствует о нарушениях в построении системы развития ребенка, и если не обратить на них должного внимания, то отсутствие двигательных занятий может привести к нарушению многих психофизических процессов в организме, выразиться в дефекте в развитии речи, задержке развития, нарушении обмена веществ и даже опорно-двигательного аппарата. Дети, лишенные возможности воспроизводить свободные движения, вялы и эмоционально подавлены. Для малыша сейчас наиболее важна поддержка взрослого человека. Следует организовать для него возможность двигаться. На данном этапе это не сложно: в возрасте 2-3 лет малыш еще не сконцентрирован на определенном виде деятельности, он молниеносно меняет темп и характер, может без остановки ходить, бегать, играть в мяч и пр. Полезно знать, что среднее количество движений в минуту у детей варьируется в зависимости от возраста. От 32-41 в 2 года, до 44-56 движений в минуту к трем годам. Воплощая данное количество на практике в совместных играх с малышом, взрослые помогают ему приобрести самостоятельность в управлении своим телом и темпом движений, быть более уверенным в этом управлении.
Наиболее полезны в данном случае будут игры, сочетающие в себе ползание, подлезание, перелезание и бег. И совсем необязательно специально сооружать препятствия, позволяющие ребенку воплотить данные активности. Достаточно просто оглянутся вокруг. В бытовом плане для развития двигательных функций прекрасным «орудием» послужат лестницы, ступеньки, пеньки, камушки и прочие «полезные» предметы, встречающиеся по пути движения. Можно предложить погулять по извилистой дорожке, расставить на ней ягоды и грибочки, которые взрослый с ребенком по пути будут собирать в корзину. Можно пробежаться, изменяя темп и скорость бега, поиграть в догонялки. Но главное – движение. В процессе поддержания активности, не стоит забывать и о том, что ребенку нужно время на восстановление потраченных сил. Мы говорим сейчас о состоянии покоя. Очень важно дифференцировать условия жизни путем соблюдения режимных моментов. Для правильного распределения нагрузки необходим дневной сон, который для малышей в возрасте 2-2,5 лет должен составлять не менее 3-х часов, а для детей постарше (2,5-3 года) – не менее 2 часов в день. Правильно распределяя время малыша, предоставляя ему периоды для расхода энергии, и ее восстановления, близкие смогут с гордостью наблюдать за тем, как движения их ребенка, бывшего еще вчера так забавно неуклюжего, день за днем приобретают уверенность.
Сенсорное восприятие. Быстро летит время, и ребенок уже не просто бездумно хватается за предметы, попадающиеся ему под руку, а вполне осознанно трогает вещи. Он уже может определить размер, фигуру, или даже цвет. Все это называется сенсорным восприятием. По сути, это формирование у ребенка знаний о цвете и форме предметов, их запахах и вкусах и даже положения в пространстве. В два года у ребенка уже закрепляется восприятие предмета по его размеру. Он уже умеет различать, какая игрушка большая, а какая маленькая, и со стороны родителей и воспитателей в детском саду важно облегчить процесс закрепления так называемых образцов путем «опредмечивания» деталей. Например, предметы прямоугольной формы – это кубики, а круглой – это мячики и шарики, а маленькая коробка умещается в коробке большего размера. В данном формате взаимодействия применительна и очень результативна игра с пирамидкой, когда малыш нанизывает на палочку сначала большие колечки, а затем переходит к меньшим. Эта игра формирует практические навыки и умения, подлежащие в будущем достаточным базисом для определения своей одежды, обуви, посуды и пр. Побуждая ребенка к исследованию окружающего его мира, на родителей и воспитателей возлагается задача по формированию так называемых сенсорных эталонов в восприятии размера, формы, цвета и пр. К трем годам малышу желательно иметь минимальные эталоны: по форме это круг и квадрат, по размеру – это большой и маленький, по звуку – это громкий, тихий. В режиме занятий в детском саду, для малышей продумано множество дидактических упражнений, но не забывайте о том, что в быту так же важно поддерживать и даже закреплять полученные знания. Так, дом – большой, снег белый, а хлопок в ладоши громкий. К трем годам темп сенсорного развития ускоряется и на смену пирамидкам и деревянным палочкам, с которыми так сложно было еще недавно справится, ребенок переходит к мозаичным наборам, рисованию и даже строительным головоломкам. Необходимо создать оптимальные условия для накопления представлений о цветах, формах и фактуре, что непременно отразится в совершенствовании координации движений рук и моторика пальцев.
Социально-коммуникативное развитие, или «Что посеешь, то и пожнешь» Мы подошли к тому аспекту развития ребенка, который является одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Так называемые правила, применяемые при развитии социально-коммуникативных навыков, по- праву контролируются со стороны компетентных органов, т.к. именно данное направление развития является основой для успешной социализации ребенка. Именно в возрасте 2-3 лет малыш начинает усваивать нормы и ценности, принятые в обществе, совершенствует навыки общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, становится самостоятельным и начинать саморегулировать свои действия. Уже на третьем году жизни взрослые замечают, что у ребенка начинает происходить дифференциация представлений о себе, о своих возможностях и способностях. Здесь важно заложить правильные установки, которые позволят ребенку уточнить отношение к себе. Задача родителей - способствовать развитию представления ребенка о его внешнем облике. Это значит, что будет не лишим обращать внимание на цвет глаз, волос, одежду и пр. Следует не забывать подчеркивать его достоинства. У ребенка формируется половая идентификация, поэтому основным методом для ее развития могут служить указания на особенности прически мальчиков и девочек (девочки носят бантики, мальчики – нет), различия в одежде и пр. Для более тщательного усвоения это стоит делать как в непосредственном общении с ребенком, например, при разглядывании 97 деталей в отражении зеркал, так и в играх, путем распределения ролей. (Девочкам предлагается быть мамой, мальчикам – папой). Именно сейчас, в возрасте 2-3 лет, малыш осознает, что имеет свое собственное имя и различает его ласковые варианты. Поэтому не надо пренебрегать частотой обращения к ребенку именно по имени, для того, чтобы ребенок смог самостоятельно выделять себя как персону и создавать структуру образа собственного «Я». Самое главное – культивировать доверие со стороны ребенка к миру взрослых для того, чтобы освоение окружающего происходило уже не со стороны, а через призму собственного «Я», как части этого окружающего. С этой целью в обществе, котором развивается ребенок, здесь более эффективно развитие в группе сверстников детского сада, создаются ситуации, где центром является каждый ребенок. Достаточно эффективно работает прием, заключающийся в размещении групповых фотографий детей, где ребенок сможет найти и самостоятельно узнать себя на снимке. В быту рекомендуется оформить семейный альбом, в котором будут собраны семейные фотографии, и при просмотре обращать внимание на то, как ребенок находит себя на фото. Все это поможет создать позитивное отношение к миру взрослых, который он осознанно осваивает. При правильном формировании «Я», построение взаимодействия со сверстниками будет происходить более гладко. Адекватное общение со сверстниками – явление собирательное, предстает как единство ориентировки в окружающем мире и представлениях о самом себе. В возрасте 2-3 лет взаимодействие ребенка со сверстниками строится на интересе друг к другу, на играх рядом и вместе. Таким образом, формируется так называемое «просоциальное поведение» - умение делиться, сопереживать, проявлять заботу о других. Со стороны воспитателя, или родителя, очень важно включать в «режим» взросления ребенка сюжетно-ролевые игры. («Угостим куклу», «Накормим собачку»). Они позволят не только усвоить и закрепить бытовой опыт, но и подогреет интерес к игре со сверстниками. Важно не забывать о важности создания тактильного контакта в игре («Хоровод»), который направлен на поддержание доверительных отношений к окружающему. Нужно присмотреться к тому, как ведет себя ребенок во взаимодействии со сверстниками и со взрослыми. Так называемыми «индикаторами» успешного контакта малыша с внешним могут служить: его активное взаимодействие, эмоциональная реакция на удовлетворение, неудовлетворение своих потребностей, самостоятельность в различных видах детской деятельности, зарождение элементов самооценки и пр.
Кризис трех лет, или «Осторожно, трехлетка!» «Я сам! Не хочу, не буду!» - первые признаки проявление кризиса. Само слово «кризис» никаких приятных эмоций не вызывает. Более того, на ум читателю приходят ассоциации, связанные с проблемами, болезнями и тому подобными неприятностями. Почему? Да потому, что любые перемены мы не любим и связываем с потерями. Но в данном случае негативные эмоции напрасны. Перемены, происходящие с ребенком – это становление его личности, это переход от прежних форм поведения к совершенно новым для него. И, как и прежде, ребенок нуждается в вашем правильном реагировании и поддержке. Понимание того, что происходить с малышом и корректная реакция – залог успешно перехода трудного возраста и сохранения нервной системы ребенка. Рассмотрим, что такое «кризис трех лет». Кризис трех лет – это прежде всего кризис взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей. Этот кризис протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают активность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений. К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребенок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрослых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство независимости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».  Для начала, необходимо обратить внимание на поведение ребенка, т.к. не каждый каприз означает кризис. Здесь важно оценить поведение в целом. Ниже приведем несколько признаков, по которым можно легко распознать наступление переломного периода. Общие признаки характерны абсолютно для всех кризисов: будь то годовалый малыш, или «трудный» подросток. Весь «букет» признаков, по которым определяют наступление кризиса, называют «семизвездие» и, представляя каждую составляющую, можно успешно помочь ребенку. Что это за «семизвездие»?
1. Негативизм. Явный признак наступления кризиса. Заключается он в намеренном отрицании предложенного. Даже если 3-х летний ребенок чего-то хочет, он будет говорить: «Не хочу!». На это его мотивирует стремление делать все наоборот, не так, как его просят.
2. Упрямство. Высказав свою точку зрения, либо попросив о чемто, маленький упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. И вполне вероятно, что он уже расхотел то, о чем просил, но суть подобного поведения заключается лишь в убеждении собственного «Я», что с его мнением считаются.
3. Строптивость. Общий протест против всего, что предлагается ребенку.
 4. Своеволие. Маленький бунтарь принимает только то, что решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности. Но малыш сейчас еще не может оценить свои возможности. Именно поэтому такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.
5. Обесценивание. Обесценивается все, что до этого было дорого и важно. Игрушки заброшены в угол, родители вдруг стали злыми, а заботливые бабушки и дедушки – противными. Проявление этого отношение легко заметить – родители и педагоги слышат обзывания; ломаются любимые игрушки, рвутся книжки и пр.
6. Протест. «Война» с окружающими, постоянный конфликт.
7. Деспотизм. Особенно остро проявляется в семьях с несколькими детьми, потому как деспотизм принимает черты обостренной ревности. Бунтарь диктует свои правила поведения в семье: что есть, в чем гулять, а младшие братья и сестры не имеют в семье никаких прав. Вполне вероятно, что перечисленные выше признаки могут повергнуть родителей в замешательство, особенно, если проявление бунтарского поведения происходит на людях. Сталкиваясь с подобным поведением важно помнить, что внешние негативные признаки – это лишь обратная сторона становления личности – основной смысл критического возраста. Ребенок пытается отделиться от родителей, проявить самостоятельность и независимость. Что делает большинство родителей при появлении истерики ребенка? Как правило, идут на поводу у маленького бунтаря. Но, давать трехлетке право на полную самостоятельность совершенно неправильно, ведь малыш, уже много освоив, еще не полностью осознает свои мысли и не может планировать действия.
Взрослые могут облегчить критические проявления лишь путем перестроения детско-родительских отношений, которые должны войти в совершенно новое русло и быть основаны на уважении и терпении.
Следуя основным практическим рекомендациям, родители смогут, во-первых, сформировать свое правильное отношение к происходящему, а во-вторых помочь малышу перейти в новую для себя стадию развития личности.
1. «Спокойствие, только спокойствие». Выход ребенка из себя, ор, слезы – так называемые «аффектные вспышки» - приводят многих родителей в состояние, подобное состоянию своего малыша. Это не спасет. А поможет спокойствие, невозмутимость, а в некоторых ситуациях даже улыбка. Ребенок успокоится гораздо быстрее, чем в случаях, если отвечать криком на крик. Необходимо проявить хитрость, например, во время истерики спеть песню, или прочитать малышу его любимую сказку. Таким образом, взрослый просто переключает внимание и тем самым останавливает конфликт.
2. «Метод проб и ошибок». Три года – это пиковое развитие самостоятельности, первое понимание того, что «я значу в этом мире». Один раз в гневе сказанное мамой слово «растяпа» за разбитую чашку надолго отбивает у малыша помогать на кухне. Надо дать ему возможность делать ошибки сейчас, на глазах близких. Ребенок должен обрести свой личный опыт неудач, чтобы со временем научиться действовать правильно. Безусловно, мы не говорим о полном потакании. Следует определить для себя границы: например, нельзя играть на проезжей части, выходить на улицу без шапки и пр.
3. «Свобода выбора». Большинство негативных проявлений кризиса «вытекает» именно из-за того, что малыш не чувствует свободы в собственных решениях. «Нет, не хочу, не буду!» - не заставляйте. Следует предложить выбор. Маленькая хитрость в виде двух вариантов, из которых малыш самостоятельно выберет один из предложенных, позволит ему почувствовать важность своего мнения, что к его мнению прислушиваются, а он, как личность, имеет «свой вес».
 4. «Игра». Не ест кашу – покормить ею медведя вместе. Не чистит зубы – почистить зубы кукле. Личный пример и ролевая игра приучат ребенка в ситуативной форме к выполнению необходимых вещей и действий.
5. Положительное и уважительное отношение. Очень важно не ругать ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с другими детьми. Лучше спокойно объяснить, что испачканная одежда лишила его прогулки, ведь теперь ее необходимо выстирать; что сломанная кукла сама не починится, и на новую игрушку нужно будет зарабатывать деньги. В этом возрасте ребенку будут понятны доходчивые объяснения правил поведения и отношения к вещам и животным, его нельзя сказать о ситуации сравнивания с «Машей, Сашей, Витей». В 3-х летнем ребенке здоровое соперничество не развито, а вот негативное отношение к упомянутым в сравнении сверстникам будет заложено.
6. И наконец, больше добрых слов. Малыш уже испытывает гордость за свои умения и успехи. Надо одобрять проявления его самостоятельности, хвалить за успешно сделанное действие, позволять помогать взрослым. Тем самым в ребенке формируется потребность делать добрые дела через личный пример. Обобщая все вышеописанное, следует сделать акцент на том, кризис 3 летнего возраста – не повод паниковать и считать своего ребёнка плохим и неуправляемым. Через этот период проходят все дети, но в ваших силах сделать его протекание максимально безболезненным и плодотворным для малыша. Для этого нужно лишь уважать его как личность. 
 
Список литературы:
1. Веракса H. E., Веракса А. Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
2. Голубева Л.T. Гимнастика и массаж для самых маленьких. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
3. Теплюк C. H., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. Теплюк С.Н. Занятия на прогулке с малышами. – М.: Мозаика-Синтез.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»