Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Польза лепки для детей

Кораблева Екатерина Владимировна
Современные дети активно осваивают виртуальный мир, а красоту и уникальность окружающего мира видят и познают далеко не все. Наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в занятиях изобразительным искусством.
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Основным инструментом в лепке являются руки, это самый осязаемый вид художественного творчества. Поэтому уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как самую естественную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.
Процесс лепки не только занимателен, но и полезен. Лепка способствует развитию почти всех процессов формирования ребёнка. Это принципиально значимое занятие в обучении и воспитании. Разве не удивительно? Такое простое и увлекательное времяпрепровождение очень хорошо воздействуют на развитие в комплексе. Когда ребёнок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создаёт из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает и т.д. – развивается мелкая моторика рук и общая ручная умелость, гибкость и координация пальцев рук. Научно доказано, что она напрямую влияет на развитие речи, координацию движений, память и логическое мышление.
Чем же конкретно полезна деятельность, связанная с лепкой?
Занятие лепкой позволяет ребёнку продумать образ будущей работы, даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластических образах. Важно, что у ребёнка появляются свои мысли на этот счёт, своё мнение. Начиная от лепки общих форм и переходя к изучению более сложных техник, происходит углубление восприятия мира в целом и художественных образов в частности. Проявляется интерес к характерным особенностям предметов и животных, их цвету и форме, эстетическим качествам, развивается умение воплощать умозрительный образ в реальном пространстве и объёме. В решении творческих задач ребёнок учится использовать разнообразные техники работы с материалом, тем самым развивая фантазию, творческое и пространственное мышление, художественно-творческие способности. Ребёнок учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты, появляются ценности изобразительного и декоративно-прикладного творчества, формируется художественно-эстетический вкус. Когда ребёнок лепит то, что сам придумал, развивается воображение, творческие способности и образное мышление.
Лепка по образцу развивает память, способность сопоставлять факты и образы, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться, довести начатое до конца и оценить полученный результат, сравнив его с оригиналом. Так постепенно и незаметно для самого себя он овладевает навыками планирования и учатся доводить работу до конца. Происходит формирование умения планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел. Важно и ценно, что лепка не только повышает эффективность работы головного мозга, но и помогает ребёнку взглянуть на мир по-иному, увидеть прекрасное. Это помогает развиваться в эстетическом направлении. И пусть ребёнок лепит что-то непонятное, размазывает пластилин по столу – всё это не важно. Главное, что ребёнок видит в этом какой-то смысл и ему интересно.
Более того, занятие лепкой полезно для здоровья и эмоционального состояния. Регулярные занятия творческой деятельностью способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность. Создавая очередную фигурку или картину из пластилина, ребёнок может расслабиться, снять напряжение, успокоиться и избавиться от плохого настроения.
Занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости от того, что все получается, и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом. В психологическом плане лепка помогает ребёнку выразить свои эмоции (в том числе негативные) в социально приемлемой манере, справиться с болью, злостью, гневом, тревогой. Также произведения, которые создает малыш, помогут взрослым разобраться в его духовном состоянии и оценить наличие эмоциональных или личностных проблем. В завершении статьи хочется сказать следующее.
Таким образом, лепка из пластических масс благотворно сказывается как на умственном и психическом состоянии ребёнка, так и на его творческом развитии. Лепка пластилином, глиной или тестом – это замечательное упражнение, которое запускает механизмы совершенствования нервной системы ребёнка. Дайте ребёнку в руки кусочек пластилина, и вы увидите, как быстро он откроет для себя новый мир. Польза от занятий лепкой огромна. Лепите вместе с детьми, лепите чаще и с радостью, развивайте творчество! Только через творчество ребёнок может быть творцом своей детской реальности и своей радости, а радость – это основной механизм развития и познания!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»