Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Роль воспитателя при использовании музыки
в повседневной жизни дошкольников

Станкевич Юлия Геннадьевна
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими видами искусств и науками. Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.
Музыка обладает огромной силой воздействия на духовный мир человека. Музыка отражает отношение человека ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Её звуки способны передать весь спектр человеческих эмоций, что дает возможность объединить людей в едином переживании, стать средством общения между ними.
Благодаря специфике этого вида искусства и психологическими особенностями дошкольников, музыка занимает уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста.  Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО  расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств, общение детей с произведениями искусства, развитие художественного восприятия, чувственной сферы, способности к интерпретации художественных образов, в этом все виды искусства одинаковы.
Именно на ступени дошкольного детства дети с интересом накапливают ценностный опыт разнообразной музыкальной деятельности, включающей исполнительство, творчество, привлекательные игровые театрализованные формы, которые позволяет закрепить, осознать, выразить и оценить полученные впечатления.
Музыкальное воспитание - как целенаправленное формирование личности ребенка путем воздействия музыкального искусства - формирование интересов, потребностей, способностей, эстетического отношения к музыке, передачи им опыта музыкальной деятельности требует правильной организации и целенаправленного  обучения.   А так же зависит от форм и методов организации  музыкальной деятельности детей, каждая из которых обладает своими возможностями. 
Музыка в часы досуга. Дети с большим удовольствием слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку.  У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца. Следовательно, воспитатель должен  хорошо знать  весь  музыкальный  репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий. Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Это приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу.
  Музыка во время игр детей. Одной из самых интересных и увлекательных форм приобщения дошкольников к миру музыкального искусства является элементарное музицирование. Элементарное музицирование - это возможность приобретения многообразного опыта музыкальной деятельности: опыта движения и речи как праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности; опыта переживания музыки как радости и удовольствия. На традиционных музыкальных занятиях в детском саду музыкальный руководитель может использовать элементарное музицирование лишь фрагментарно, поэтому наиболее эффективные занятия элементарным музицированием могут быть организованы в рамках дополнительного образования дошкольников в виде кружка или программы по выбору. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы. Но он не предоставлен самому себе. Воспитатель руководит косвенно, стараясь повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье,
организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе, становится тактичным соучастником детских игр.                    Если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми. 
Музыка на прогулке. Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность. Музыка и движение - это средства, которые благотворно действуют на здоровье детей, выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Неслучайно психологи говорят о том, что ребенок мыслит телом. Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления происходит у него в опоре на практические действия.      На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.). 
Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль. Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить.                    
 Музыка на художественных занятиях. Воспитатель, используя музыку во время ООД должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Знакомя детей с русскими народными сказками, воспитатель сопровождает свои рассказы исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно. Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления.  Некоторые пьесы и музыкальные композиции, прослушанные детьми в записи в начале продуктивной деятельности, создают определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить веселых и смешных персонажей в рисунке.
 Музыка и физкультура. Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив. Подбирая музыку для физических упражнений, воспитателю необходимо учитывать возраст детей, музыкальные произведения для ходьбы, бега, подпрыгиваний должны быть яркими, выразительными, умеренного темпа, с четкой фразировкой, контрастного характера.
Музыка в развлечениях. Композиции, концерты, спектакли, игры, соревнования, викторины, карнавальные театрализованные шествия и т. п. -все это формы развлечений, созданные воображением их организаторов, проявление их творческого и педагогического мастерства. В проведении детских концертов руководящая роль отводится взрослым.
Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими видами искусств и науками. Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.
Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях обогащает детей новыми впечатлениями и способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. Включение музыки в повседневную жизнь детей в условиях детского сада определяется четким руководством со стороны воспитателя, который, учитывая цели и задачи воспитания, а также возможности, склонности и интересы детей, с помощью музыкального руководителя и самостоятельно подбирает музыкальный репертуар, предполагая включение его в разные моменты жизни ребенка. 
Специально подобранный педагогом, адаптированный музыкально-художественный материал способен обогатить содержание любого вида учебно-воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, обеспечить развитие интеллектуальной, физической, художественно-творческой, трудовой, психо-эмоциональной, социально-коммуникативной активности детей. В результате обогащения музыкально-эстетическим компонентом содержания всех видов активности детей в дошкольном образовательном учреждении формируется особая единая музыкально-эстетическая среда.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»