Что такое педагогическое общение
Монахова Нина Николаевна
Педагогическая деятельность относится к числу такого вида творческого труда, которая невозможна без общения. Педагогическое общение профессионально значимо и для учителей, и для воспитателей.Функции педагогического общения разнообразны.Воспитательная функция-предусматривает формирование в процессе взаимодействия педагога с воспитанниками гармонически развитой личности и относительно высокого уровня развития группы в целом. В сложной структуре воспитательной функции особое место занимает функция формирования взаимоотношений, создание педагогически целесообразного благоприятного микроклимата для психического развития каждого ребенка. Как известно, важную роль в психическом развитии человека, в формировании его личности играет окружающая социальная среда. От того какова микросреда ребенка, доминирующие отношения в каждой ее подструктуре, во многом зависят формирующиеся черты личности, ее будущее лицо.
Если внимательно присмотреться к дошкольникам даже одной группы, то нельзя не заметить, как различна их микросреда, и не только семейная. Дети тянутся к обществу сверстников, но им не всегда удается наладить благоприятные отношения с ними. Одни ребята ведут себя в группе активно, самоуверенно, им легко дышится в среде сверстников. Другие же, наоборот, не встречают благоприятный для себя "эмоциональный климат"-чувствуют себя не уверенно, несколько подавленно, нередко находятся в подчинении у первых.
Почему? Благоприятные взаимоотношения рождают у ребенка чувство общности со сверстниками, привязанности. А если отношения не складываются, то, наоборот, возникает состояние напряженности, что и является причиной рождения чувства неполноценности, подавленности. Последнее обстоятельство вовсе не желательно, ибо способствует формированию отрицательного отношения к сверстникам, к людям вообще, рождает стремление к уединению.
Особое место в социальной микросреде детей, посещающих детские сады, занимает воспитатель. Он и элемент общей микросреды, и в то же время организатор моновозрастной микросреды ребенка. Именно воспитатель проектирует создание такой микросреды для своих воспитанников, которая оказывает наиболее благоприятное воздействие на их психологическое развитие, управляет возникающими взаимоотношениями в педагогически целесообразном русле, корригирует их в случае необходимости. Его воспитательное воздействие при этом может быть направлено как на группу в целом или на часть ее, так и на отдельного ребенка, родителей.
"В воспитательной работе,-как писал А.С.Макаренко,-нет пустяков.Какой-нибудь бант, который вы завязываете в волосах девочки, та или иная шапочка, какая-нибудь игрушка-все это такие вещи, которые могут иметь в жизни ребенка самое большое значение. Хорошая организация в том и заключается, что она не выпускает из виду мельчайших подробностей и случаев.Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно, из них и складывается жизнь.Руководить этой жизнью, организовать ее и будет самой ответственной вашей задачей"
Да, не выпустить из виду подробностей, мелочей, осознать их воспитательную значимость-важный шаг к повышению эффективности педагогического общения. В процессе общения воспитатель использует как прямые, так и косвенные воздействия на детей.Обычно прямые воздействия это объяснение, показ, указание, одобрение, порицание и т.д.Косвенными считаются воздействия через других лиц, через соответствующую организацию совместной деятельности и т.д.
Высокая эффективность использования игры в процессе педагогического общения объясняется ее особой ролью для ребенка-в дошкольный период игра как известно, приобретает статус ведущей деятельности. Для того чтобы общение воспитателя с детьми стало эффективным, необходимо знать, что ждут от общения со взрослыми дети. Для эмоционального общения важно, чтобы взрослые относились к ребенку авансом как к сознательной личности, как к субъекту, который способен понять и откликнуться.Эффективность педагогического общения в значительной степени зависит и от умения воспитателя учитывать в процессе взаимодействия с детьми их возрастные и индивидуальные особенности.
Воспитание и самовоспитание-одно из важных средств повышения эффективности педагогического общения.