ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ Ухова Светлана Николаевна воспитатель ГАДОУ Детский сад №125 Выборгского района Санкт - Петербурга Современные условия развития социального и экономического общества демонстрирует совершенно новые подходы в системе образования, которая существенным образом отличается от ранее действующей. Научный прогресс, инновации и возможности современных компьютерных технологий оказали большое влияние на развитие все системы образования в целом. За последние двадцать лет приоритетным направлением стали преобразования и изменения в управлении системой дошкольного образования. Это связано с тем, что в стране повысилась востребованность в высококвалифицированных специалистах. Сейчас к педагогам дошкольного образования предъявляются повышенные требования со стороны управляющих структур, так как на первый план выходят нормы художественно –эстетического и культурного развития детей. С точки зрения педагогики художественно-эстетическим развитие дошкольника предполагает формирование у него способности воспринимать красоту окружающего мира, а также развитие способности проявлять творческую активность. Поэтому эти качества согласно современной стратегии образования и Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) нужно закладывать с детства. Главными задачами художественно-эстетического воспитания у детей являются такие как: - Развитие эмоционального фона внутреннего мира ребенка. - Помощь в накапливании эстетических знаний и эталонов. - Формирование умения наслаждаться эстетическими объектами, а также высказывать собственное отношение к ним. - Развитие творческих способностей [5]. В действующих стандартах и правилах работы с детьми дошкольного возраста воспитателям даются рекомендации, согласно которым должно быть уделено большое внимание развитию творческих способностей детей. Сейчас существует много пособий, книг, научной литературы, в которых описана практика и методы развития художественного и эмоционального восприятия. С точки зрения формирования современного и умного поколения важно такое приобщение детей к искусству с раннего возраста [1]. Разновидностями художественного и эмоционального воспитания могут различные виды деятельности. К таким относятся музыкальная деятельность, речевая, игровая, изобразительная, художественная. Эстетическое воспитание детей-дошкольников может быть выполнено различным средствами (рисунок 1). Это может быть как искусство, так и труд, а также может быть знакомство с природой, праздники, проектная деятельность и так далее. Рисунок 1 – Средства эстетического воспитания детей дошкольного возраста Применение различных техник и упражнение подразумевает градацию по возрасту. Так, к дошкольному возрасту относятся дети в возрасте от 3 до 7 лет. Этот период считается наиболее важным для становления личности малыша, его эмоционального, интеллектуального и нравственного развития, формирования важнейших для дальнейшей жизни навыков. И здесь все усилия как педагогов, так и родителей должны быть направлены на гармоничное развитие ребенка [5]. Вообще сам термин «художественно-эстетическое» воспитание – это многоаспектное понятие и сложное для какого-то одного определения. Его содержание обосновывается различными функциями и задачами. Некоторые авторы по разному подходят к сущности такого воспитания [2]. М.С. Каган изучал свойства и суть художественно-эстетического воспитания через призму философских аспектов. В его работах прослеживался тонкий философский анализ эстетической и художественной деятельности как субъект-объектного отношения. Особый вклад в изучение сущности художественного и эстетического воспитания был внесен Я. Коменским, который разработал содержание и методику эстетического воспитания в рамках преподавания уроков пения, ручной работы и другим видам творчества [3]. Доктор педагогических наук Н.А. Ветлугина подробно описала роль искусства для развития эстетического восприятия детей. По мнению автора эстетическое воспитание должно развить способности у дошкольников к восприятию мира, чувствовать и ощущать прекрасное, видеть окружающую природу во всей красе и замечать детали. С помощью музыки ребенок учится сопереживать и познавать мир. Далее на рисунке 2 можно увидеть основные направления художественно-эстетического развития у детей. Рисунок 2 - Основные направления художественно-эстетического развития Если рассматривать особенности художественного развития у детей в возрасте от трех до четырех лет, то здесь основной упор делается на такие методы как рисование, лепка из пластилина или теста, аппликации. При этом воспитатель сначала показывает на собственном примере определённые действия, а затем прорабатывает их с каждым ребёнком. Такой метод называется прямой показ [1]. Дети в возрасте от 4 до 5 лет уже более самостоятельные и они изучают в этом возрасте художественные формы предметов, размеры, структуру. Они сначала исследуют сам предмет, уточняют особенности. Старшие дошкольники находятся на стадии подготовки к школе, и их эстетическое и художественное развитие может проходить посредством сценок, изображений животных, героев и так далее. На практике существует несколько главных приемов художественно-эстетического развития. Они представлены в таблице 1. Все они классифицированы по группам. Наглядные приемы, словесные и практические. Таблица 1 - Приёмы художественно-эстетического развития дошкольников [4] К основным видам, помогающим сформировать навыки художественного творчества относится в первую очередь эстетическое общение. С помощью него дети становятся более любознательными, проявляют активность. В контакте с природой дети учатся взаимодействовать друг с другом, проявлять интерес и делиться игрушками, чувствовать гармонию с природой. Проектная деятельность позволяет проявлять самостоятельность и погружает ребенка в мир искусства. Дети, которые занимаются танцами, рисованием, пением или иным ремеслом, вырастают более эстетически развитые и имеют креативный подход к делу [3]. Также важным является проведение праздников, выполнение каких-либо проектов к определённым датам. Это могут сценки, танцы, рисунки, поделки и многое другое. Так воплощаются эстетические идеи. В летний период в садах принято проводить спортивные мероприятия, которые помогают укрепить здоровье. Дети должны испытывать приятные и радостные чувства, когда создают какой-то рисунок или поделку, это является предметом труда созидательно, что помогает также формировать физическое здоровье и культуру тела [6]. Например, на рисунке 3 представлены формы обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста, которые помогают развить навыки художественного творчества. Рисунок 3 – Формы и методы обучения рисованию детей старшего дошкольного возраста Нов се же основной формой обучения для детей-дошкольников является именно игра и игровая деятельность. Именно с помощью нее дети проявляют больше интереса к искусству, музыке, рисованию и так далее. Учебные же занятия обычно проводятся в группах не чаще двух раз в неделю и не более 40 минут, так как чрезмерная нагрузка на маленького ребенка может дать обратный эффект и вызвать негативные эмоции. Поэтому все должно быть дозированно, но в тоже время на систематической основе [1]. Нередко воспитатели проводят также и выставки, водят на экскурсии в библиотеку. Современным методов развития художественных и эстетических навыков является метод арт-терапии. Такая терапия способствует выражению личных чувств через процесс художественного творчества (например, рисования). Также она помогает сопоставить чувства с самим процессом, а не оценивает произведения с эстетической точки зрения или внешних художественных стандартов [2]. Таким образом, подводя итог, можно сказать, что закладывать навыки художественного и эстетического развития нужно с ранних лет. И здесь задача стоит не только перед воспитателями, но в первую очередь перед самими родителями. В век современных технологий и научного прогресса очень важно уделять особое внимание именно эстетическому развитию детей, иначе общество со временем начнет деградировать и меняться в худшую сторону. Учитывая возрастные и психоэмоциональные особенности детей в разном возрасте, существует ряд методов и приемов художественно-эстетического воспитания, что делает процесс более эффективным и интересным. Приемы, помогающие формировать художественное и эстетическое восприятие, в целом классифицированы по группам: наглядные, словесные и практические. Список использованной литературы Ежкова Н. С. Теория и практика эмоционально развивающего воспитания и образования детей дошкольного возраста. - М., 2017. - 133 c. Кетова В.Н. Характеристика художественно-эстетического развития старшего дошкольного возраста. М., 2016 – С. 51-52. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания дошкольников; Педагогическое общество России - М., 2017. - 115 c. Лыкова И. А. Проектирование образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО; Цветной мир - М., 2017. - 145 c. Мухатдинова С.С., Реунова О.Б., Черкасов В.А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. М., 2017 – С. 145. Штырина И.А., Юркина А.Л. Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников в соответствии с ФГОС дошкольного образования, 2015. No 7. – С. 55.