Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Значение игры в формировании речи детей
Соболева Свелана Юрьевна,
воспитательГБДОУ детский сад № 40
комбинированного вида, группа ЗПР № 2 
Кировского района Санкт-Петербурга
 
Данная методическая разработка посвящена вопросу формирования речи детей посредством игры.  Она раскрывает следующие вопросы: значение игры в развитии речи, виды игр, принципы работы с различными играми. Данная информация может быть полезна педагогам дошкольных учреждений. Цель составления методических рекомендаций – оказание методической помощи начинающим педагогам, суть участия - обмен опытом с работниками дошкольного образования.
Дошкольный возраст – период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития речи. В этом возрасте формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.  Развивается культура речевого общения в широком смысле этого понятия, формируются этические представления, нравственные чувства и качества. Исследования ученых доказали, что лишь посредством речи происходит развитие: памяти, внимания, воображения и логических способностей, пополняется и активизируется словарь. Поэтому я считаю тему развития речи актуальной и необходимой.
 В этом возрасте игра – ведущий тип деятельности. Выполняя функцию обучения, игра служит одним из основных средств развития речи детей. Игра помогает усвоению и закреплению знаний. Использование игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала. В связи с этим, моя методическая тема – «Значение игры в формировании речи детей».
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Можно считать, что игра это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В процессе игры ребенок познает окружающий мир, самого себя, свое место в мире, накапливая знания, осваивает язык, общается.
 Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Положительные эмоции облегчают процесс познания, помогают преодолеть пассивность и безынициативность. 
 С целью развития речи ребенка я в своей работе подбирала игры, позволяющие реализовать ряд функций: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, коррекционную и функцию социализации. При организации игры я выбирала в качестве основной цели одну – две функции, которые будут для меня наиболее важными.
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через различные игры. 
 Можно выделить несколько групп игр, которые различаются по содержанию, характерным особенностям, значению в воспитании и обучении. 
1. Сюжетно – ролевая игра.
Игра направлена на умение правильно выражать свои мысли, на расширение словарного запаса, на правильное звукопроизношение. Призвана закрепить навык построения предложений. В ней совершенствуется диалогическая речь, формируются умения связной монологической речи. Сюжетно-ролевые игры появляются в жизни ребенка лишь тогда, когда он уже сможет пользоваться предметами не только по их непосредственному назначению, но и по игровому сюжету. Обычно до 2-х лет малыши могут играть в ролевые игры только со взрослыми. Поэтому в первую ролевую игру с ребенком должны сыграть именно родители. Сюжетно-ролевая игра достигает своего расцвета в середине дошкольного детства и становится ведущим видом деятельности.
 Сюжетно-ролевые игры:
- развивают речь, обогащают словарь ребенка;
- развивают умение договариваться, планировать, обсуждать;
- способствуют развитию навыков коммуникабельности, уверенности в себе;
- формируют умение детей готовить обстановку для игры, подбирать атрибуты;
- учат внимательному и доброжелательному отношению друг к другу.
 Сюжетно-ролевые игры в 1,5-3 года ограничиваются одной-двумя ролями и простыми сюжетами. Акцент делается на действиях с игрушками. Дети учатся передавать образы игрушек или животных движениями.
 В возрасте 3-5 лет формируется умение брать на себя определенную роль, а также переходить от одной роли к другой. Становится важным то, что дети говорят во время игры. Появляется так называемый ролевой диалог. Дети учатся передавать эмоции, особенности характера персонажа: добрый – злой, грустный – веселый.
 В возрасте 6-7 лет сюжетно-ролевая игра, чаще всего, коллективная. Игры проводятся на самую разнообразную тематику.
 Сюжетно-ролевая игра – самая привлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку». 
2. Дидактическая игра.
Используется для решения всех задач речевого развития.
 Различают три вида дидактических игр:
- Игры с предметами. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
- Настольно-печатные. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. В таких играх развивается не только речь детей, но и воображение, творчество.
- Словесные игры. Такие игры построены на словах и действиях играющих. В этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям.
 Дидактические игры со строго упорядоченными действиями ставят всех детей в равное положение, что способствует воспитанию у них выдержки, дисциплинированности, собранности, чуткого отношения к товарищам.
 Дидактические игры являются эффективным средством всестороннего воспитания личности ребенка. Целью таких игр является обогащение опыта детей сведениями об  окружающем мире, пополнение и активизация словаря.
 С помощью дидактических игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению. 
3. Театрализованные игры.
Имеют большой развивающий потенциал, что позволяет формировать личностные и психофизические качества ребенка с разных сторон. В основе таких игр всегда находится нравственная составляющая, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит место в импровизированных постановках воспитанников детских образовательных учреждений. Как правило, акцент делается на дружбе, отзывчивости, честности, доброте, справедливости.
 Театрализованные игры предполагают развитие умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, формирование выразительности речи. Используются для развития речевых навыков детей, для активизации мыслительных процессов и познавательных интересов. Помогают развивать внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами. С помощью театрализованных игр дети приобщаются к художественно-эстетической культуре.
 При этом содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей, а педагогическое сопровождение строится с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка. 
 Театрализованные игры принято делить в зависимости от типа действий на две группы: драматизации и режиссерские.
 Игра – драматизация. Игра, в которой по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в определенной последовательности. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. Это требует от ребенка умения регулировать свое поведение, движения, обдумывать слова. Игры-драматизации вызывают нравственно- эстетические переживания, которые в свою очередь создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, способствуют развитию речи, так как в игровой обстановке у детей возникает потребность говорить.
 Режиссерские игры. Предполагается, что ребенок не выступает действующим героем, а воспроизводит сцены за игрушечного персонажа и озвучивает происходящее его голосом. В этих играх дошкольник переживает определенные обстоятельства, решает проблемы, учится манипулировать. В режиссерской игре ребенок строит свою деятельность как режиссер, но все действия в режиссерской игре выполняют предметы. Игрушки и предметы в режиссерской игре являются артистами, которых ребенок наделяет определенными качествами, свойствами, характерами. К этим играм относят: настольный театр игрушек и картинок, теневой театр, фланелеграф и стенд-книжки, где события представляются с использованием сменяющихся иллюстраций на листах. 
 4. Строительно-конструктивные игры.
Используя различные конструкторы, педагог и родитель может с успехом использовать игры с ребенком для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития его речи. В процессе этих игр дети учатся наблюдать, сравнивать, различать, соотносить предметы окружающего мира. В процессе строительно-конструктивных игр идет овладение пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх вниз, выше ниже и т.д.
 Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер, и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Овладение конструированием способствует развитию словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, осуществляя конструктивные действия, анализируя объекты. Планируя с помощью взрослого предстоящую деятельность, давая словесный отчет о проделанных действиях и пр., ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления. 
 При использовании в работе с детьми системы игр я всегда учитываю:
1. Возраст детей. С детьми надо говорить на доступном для них языке.
2. Психофизические особенности детей (активность, самостоятельность, возбудимость, заторможенность, замкнутость, негативизм, истощаемость, нервность, развитие моторики, степень активности). Педагог  должен создать эмоционально благоприятную обстановку, его действия должны быть направлены на снятие тревожности, нивелирование агрессии, развитие саморегуляции, коммуникативных навыков ребенка.
3. Дидактические принципы (доступность речевого материала, последовательность в подаче игр, принцип наглядности, принцип систематичности, последовательности и др.)
4. Микросоциальное окружение (учитывается фактор речевого окружения, т.е. условия воспитания ребенка, микроклимат в семье и пр.). 
 В каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с ребенком должен быть строго индивидуальным. Играя с детьми, организуя и направляя их игры, мы помогаем раскрыться их природным способностям. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, быстрее проходит запоминание и становится более прочным. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.
Создавая новые и все более сложные игровые ситуации, мы продвигаем развитие детей вперед. Поэтому все игры должны быть выстроены так, чтобы четко просматривалась тенденция к усложнению заданий, методов и приемов, а также словарного материала. Развитие речи в значительной мере зависит от уровня развития игры. Именно игра дает детям возможность научиться тому, как надо учиться. Игра является подготовительным этапом развития ребенка, переходным моментом для включения его в учебу. Игровая форма обучения способствует преодолению различных затруднений и более быстрому усвоению материала.
 Игра способствует своевременному и полноценному формированию речи ребенка и является главным условием нормального развития и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
 
Список литературы: 
1. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. – М.: Просвещение, 2002г.
2. Лямина Г. Учимся говорить и общаться// Дошкольное воспитание. – 2006г.
3. Развитие речи у детей дошкольного возраста. Под ред. Ф.А.Сохина. М.: Просвещение,     2001г.
4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М.: Академия, 2000г.
5. Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка. М.: 2009г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»