Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Психологический подход к ребенку
через театрализованную игру

Боровская Татьяна Брисовна
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать, считать, анне способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращается эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но реже восхищаются,  удивляются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
  Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а компьютерные игры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи ставят диагноз: «недоиграл»,т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворение игры».Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
 Существует и другая  важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным психологов, в период психологической адаптации ребенка  к школе у 60% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствует навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения  ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация , «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.» (Л.С. Выгодский)
С древних времен различные формы театрального действия служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности несколько видов искусств-музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной и тревожится вместе с ним  силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
  Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожится вместе с ним.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию.
С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра,  как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. Я привлекаю детей к участию в инсценировках, обсуждаю с ними увиденное.Занятия театральной деятельностью с детьми развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый  помогает ребёнку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщает его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Игра - наиболее доступный и интересный для ребёнка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых игр, помогающих ребёнку освоить правила и законы взрослых. Игры можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свой реквизит, игрушки, мебель, одежду и т. д. Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта.  Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому  театрализованной деятельности нами тоже уделяется особое значение, всем видам детского театра, что поможет сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.
Театрализованная игра - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.
В ряде исследований театрализованные игры делятся по средствам изображения в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности сюжета.
Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения национально  регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы – «Байрчика» в решение познавательных задач.
 
Дети подготовительной к школе группы  интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, зрительный зал и т.д.) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты и т. д.). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Дошкольники уже знают основные правила
поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Подготовить их к посещению театра помогут специальные игры - беседы, викторины. Например: "Как Буратино в театр ходил", " Правила поведения в зрительном зале" и др. Знакомство с различными видами театра способствует накоплению живых театральных впечатлений, овладению навыком их осмысления и эстетическому восприятию.
Игра - драматизация часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра: настольный, бибабо, стендовый, пальчиковый; придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения детьми материала можно использовать метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:
- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.
Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Например, упражнение на звуковое воображение:
Можешь ли ты услышать,  о чём поёт ветер? Может, он чему-то радуется? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои. Опиши или нарисуй свой собственный звук.
Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я: тушканчик; ветерок; тюльпанчик  и т. д.
Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует развитию у детей восприятия, речи, эмоциональной сферы и, что немаловажно, развитию творческой, гармонической личности.
Возможности театрализованной деятельности ребенка дошкольного возраста – довольно широки, именно потому данный вид деятельности является организованным педагогическим процессом в детском саду, направленным на гармоничное развитие личности дошкольника.
Благодаря вовлечению детей в мир театра и искусства происходит их знакомство с музыкальной, литературной и театральной культурной.
Театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка и его творческого потенциала.
Актуальность данного направления обусловлена тем, что театрализованная деятельность позволяет решить многие образовательно – воспитательные задачи.  Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
И главная задача педагога в театрализованной деятельности –это расширить знания детей о театральном искусстве, видах театра, закрепить основы норм поведения в театре. Развивать у дошкольников диалогическую речь, использование навыков театрального искусства (мимика, пантомимика, жесты, голос), эмоциональность и выразительность в речевых высказываниях. Воспитать способность стойкий интерес и положительное отношение к сценическому искусству, желание выступать и умение быть слушателем. Создать благоприятные условий для формирования гармоничной личности дошкольников средствами театрализованной деятельности. 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»