Методическая разработка модели образовательного процесса
Адаптация в детском саду под музыку
Шевченко Лидия Евгеньевна,
музыкальный руководитель ГБДОУ № 25
Московского района Санкт-Петербурга
Пояснительная записка.музыкальный руководитель ГБДОУ № 25
Московского района Санкт-Петербурга
Адаптация ребенка к детскому саду- это волнительный момент, как для родителей, так и для самого ребенка. Не все дети легко адаптируются к новым условиям. О том, как облегчить привыкание ребенка к детскому саду и помочь ему влиться в коллектив сверстников, я представлю свой опыт работы как музыкального руководителя во взаимодействии с воспитателями раннего возраста. Нами разработана модель образовательного процесса в раннем возрасте «Адаптация под музыку».
Для успешной адаптации я широко применяю различные современные музыкальные практики: методика Карла Орфа, музыкальные нейро-игры, элементы боди-перкуссии, музыкотерапия.
Новизна:
Методическая разработка модели образовательного процесса «Адаптация под музыку» модифицирована к условиям нашего дошкольного учреждения, разработана для детей с 1,5 до трёх лет, с учётом индивидуальных особенностей наших воспитанников и особенностей учреждения, адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.
Возраст детей участвующих в реализации данной методической разработке: 1,5- 3 года.
Содержание методической разработки ориентировано на группы детей возраста 1,5-2 года и 2-3 года. Ведущей формой работы является групповая; также осуществляется индивидуальная работа и дифференцированный подход к детям.
Актуальность:
В основу методической разработки «Адаптация под музыку» безусловно, положено общение ребенка с музыкой, которое способствует музыкально-эстетическому становлению ребенка, развивает основы его музыкальности: малыш буквально с первых лет способен улавливать характер, настроение, чувства, переданные в музыкальном произведении, он готов вслушиваться, оценивать в элементарных формах и воспроизводить понятные ему музыкальные образы. Музыка в повседневной жизни ДОУ присутствует везде: во время игр, занятий, прогулок, на развлечениях и праздниках. Музыка обладает огромной силой воздействия на человека, на организацию его воспитания и обучения, формирует полноценного человека. Несомненно, что музыка оказывает огромное воздействие и на процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Цель: оказать методическую помощь музыкальным руководителями, воспитателям дошкольных учреждений по вопросу: облегчения адаптации к детскому саду ребенка
Методическая разработка содержит направленность на взаимодействие на ребенка посредством музыки через воспитателя, специалистов, а также вовлечение педагогами родителей в процесс формирования личности ребёнка через музыку. Полученная информация помогает в определении тем консультаций для родителей, способствует налаживанию контакта между родителями, детьми и педагогами.
Задачи:
1.Прививать интерес и любовь к музыке.
2.Развивать эстетическое восприятие музыки: знакомство с окружающим миром в процессе пения, развитие основ музыкальности , развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка раннего возраста;
3. Побуждать детей проявлять элементарное музыкальное творчество (песенное, театральное, игровое).
4. Стимулировать представления ребенка о способах взаимодействия со сверстниками.
5. Поднять эмоциональное настроение детей в ДОУ.
Методическое обеспечение разработки:
Описание основных методов, приемов и средств музыкально-игровой деятельности, используемых в ходе реализации.
- Использую резиновые, заводные, тряпичные, би-би-бо куклы, игрушки, иллюстрации, музыкально-дидактические игры, шумелки, детские музыкальные инструменты, пирамидки, неваляшки, музыкальные шкатулки, открытки, детский настольный театр, фартук.
- Обыгрывание игрушек художественным словом, потешками, песенками-пеструшками, стишками. Используем логоритмику, пальчиковую гимнастику с текстами, все действия с ребенком сопровождаю словами.
- Подпевание детьми песенок, потешек, первичное песенное, танцевальное, игровое творчество, песенные импровизации, имитирование движений животных, пальчиковые игры с языком – болтушки, танцевальные движения: хлопки в ладоши, показ «фонариков», топанье ножкой, кружение, импровизации на детских музыкальных инструментах.
Музыкотерапия- это метод, использующий музыку в качестве средства в адаптации и подготовке к детскому саду детей раннего возраста. Если использовать музыкотерапию систематически, адаптационный период будет значительно облегчен-ребенок почувствует, что его принимают и понимают, а в игровой форме дают возможность «проживать» волнующие ситуации в новом социуме, где взрослые поддерживают его. С помощью музыкотерапии можно создать оптимальные условия для развития детей, воспитания у них эстетических чувств и вкуса, избавления от комплексов, раскрытия новых способностей. Музыкотерапия способствует становлению характера, норм поведения, обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями, попутно воспитывая любовь к музыкальному искусству и , формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными приумножить.
Специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:
-Музыка оказывает сильное успокаивающее воздействие на гиперактивных детей;
-замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;
-улучшается речевая функция;
-улучшается сенсомоторная функция;
-музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной сфере.
Во время утреннего приема для создания дружеским взаимоотношений и положительных эмоций у ребенка и родителей, мы используем радостную классическую музыку или добрые детские песни («Веселые голоса» И.Штрауса; «Маленькая ночная серенада» В.А.Моцарта; «Утро» Э.Грига, «Антошка» В.Шаинский, Ю.Энтин; «Улыбка» В.Шаинский)
Во время проведения утренней гимностики и бодрящей зарядки мы рекомендуем включать бодрую, ритмичную музыку ( например: «Марш» Е.Тиличеевой, «Марш» Е.Юцкевича, «Песня про зарядку» Г.Гладков, Г.Остер). Таким образом, решаются задачи и музыкального и физического воспитания.
Чтобы весело собраться на прогулку можно включить таким детские пески как: «Облака» В. Шаинский, С. Козлов; «Какой чудесный день» А. Флярковского, Е.Карганов; «Какое небо голубое» А.Рыбников, Б Окуджава.
Чтобы успокоить детей и подготовить их ко сну необходимо включать нежную, успокаивающую, расслабляющую музыку (Прелюдия ми-минор Ф.Шопена, Адажио для органа и струнных Т. Альбинони, «Лебедь» Ж.К. Сен-Санса, «Вальс цветов» П.И. Чайковского, «Колыбельная» В.А. Моцарта; «Колыбельная медведицы» А.Флярковского, С.Свириденко).
Чтобы детям было легче проснуться после тихого часа во время подьема, рекомендуется включить спокойную, но оптимистично-просветленную музыку («Прелюдия 1, оп.28» Ф.Шопена, «Турецкое рондо» В.А.Моцарта, «Шестая симфония» 3-я часть П.И.Чайковского)
В работе с детьми мы активно используем элементы методики Карла Орфа. Эта методика представляет большой интерес благодаря несомненных преимуществам:
-для организации занятий не требуется специального музыкального образования педагога;
-система легко сочетается с другими методиками раннего развития детей за счет своей универсальности и экономичности, кроме этого высокая адаптивность к разнообразным национальным условиям позволяет использовать лучшие образцы народной культуры;
-методика Карла Орфа учитывает индивидуальные особенности ребенка и позволяет эффективно взаимодействовать детям с различными навыками, способностями и потребностями;
-методика закладывает огромный потенциал для развития детей раннего возраста и дальнейшей творческой деятельности.
Разнообразие шумовых инструментов, используемых на занятиях по методу Орфа, трудно даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты, бубны, деревянные коробочки, маракасы, барабаны, а также музыкальные «инструменты», сделанные самостоятельно.
Подборка игр по методике К.Орфа заметно обогащает положительными эмоциями, как свободную деятельность ребенка, так и образовательную деятельность, делает пребывание ребенка в детском саду содержательным, что способствует совершенствованию внимания, речи, памяти, образного мышления.
Ритмо-техника «Боди-перкуссия»- музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion ( дословный перевод-«тело-барабан»). Музыка создается ребенком руками, ногами, зубами и щеками. Дети получают эффективное средство для снятия напряжения, раскрытия собственного потенциала.
Музыка тела, при помощи «звучащих жестов» доступна для всех детей с раннего возраста. Примеры Body Percussion мы видим в детских играм, песнях, танцах («ладушки», «танец маленьких утят», считалки и др.). Чаще всего они направлены на развитие координации и владения собственным телом, включают в себя элементы различных музыкально-танцевальных направлений.
Детям нравится заниматься Body Percussion – для них так естественно взаимодействовать с различными частями своего тела, в отличие от взрослых, которым зачастую мешает скованность и зажимы.
Игра на собственном теле базируется на четырех звуках: хлопках, шлепках, топоте и щелчках. Данные «звучащие жесты» под силу каждому ребенку, что дает возможность развитию чувства ритма и эмоциональной сферы не только в образовательном учреждении, но и дома. Соблюдая ритм «звучащих жестов» можно создавать уникальную музыку, при этом и играя и танцуя одновременно.
Экспериментируя с движениями тела, ритмические рисунки исполняются на разных частях тела. Например, это топот ногами или притопы различной силы, похлопывания по коленям или шлепки одной или двумя руками по бедру, хлопки в ладоши раскрытыми или согнутыми «лодочкой» ладонями, щелчки пальцами. После того, как ребенок начинает уверенно исполнять эти элементы, он начинает экспериментировать и тем самым обогащать свой опыт музицирования различными телесными приемами.
Таким образом, метод Body Percussion- это не просто музыкальный метод, но, кроме того, и метод (когнитивной) стимуляции мозга для развития внимания, памяти и концентрации. Деятельность этого метода сформулирована в теории множественного интеллекта (Х.Гарднер, 1983г.) в целях вовлечения в процесс обучения обеих долей головного мозга. Для использования данного метода в работе мы используем ритмичную музыку, такую как, Финская полька, китайская кукушка, «У жирафа пятна, пятна» Е. Железнова, «Ладошки» Т. Марчук.
Еще один метод используемый нами при работе в адаптационный период – это музыкальные нейроигры. Нейроигра-это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи: ребенок учится чувствовать пространство, свое тело, развивается зрительно-моторная координация(глаз-рука), формируется правильное взаимодействие ног и рук, ребенок учится последовательно выполнять действия, развивается слуховое и зрительное внимание. Нейроигры очень полезны для детей, а если нейроигры соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма. Межполушарное взаимодействие-это особый механизм обьединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Данная система включает в себя нейроигры и упражнения для развития ритмической работы мозга у дошкольников, работу над чувством ритма, развитием координации и переключения с одного действия на другое. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т.д.
Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов. Упражнения вызывают у детей чувства удовольствия и радости, побуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние.
В детском саду широко используются различные дидактические развивающие игры, в том числе и на развитие слухового внимания, пальчиковые игры, сопровождаемые стихами, активно используется предметная среда для развития мелкой моторики пальцев рук.
Дети одновременно играют и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно, такое обращение требует от педагога артистизма, заинтересованности в происходящем, отчего те и другие получают огромное удовольствие от союза.
Та же детская пальчиковая игра «Сорока-белобока» со сменой рук, игра «Капустка», музыкальная игра «Бабочки» Т. Марчук, «Строим дом» Железнова Е.
Для эффективной работы с детьми мы тесно сотрудничаем с семьей и проводим различные мероприятия с участием родителей. Родители вместе с детьми принимают участие в музыкальном флешмобе «Домашний оркестр». Целью является привлечение родителей в образовательный процесс детского сада по развитию музыкально-творческих способностей детей через игру на самодельных инструментах. На официальной странице ДОУ ВКонтакте создан раздел «Адаптация под музыку» для консультирования родителей.
Ежедневное музыкальное сопровождение образовательного процесса дает возможность облегчить привыкание ребенка к детскому саду и помочь ему влиться в коллектив сверстников, также помогает создать положительно-эмоциональный фон в период адаптации ребенка и атмосферу психологического комфорта.
Используемая литература:
- «Веселая гимнастика» Е.Железнова
- «Восприятие музыки детьми раннего возраста» О.Радынова, 2001г.;
- «Гуленьки» Подпрограмма С.И.Мерзлякова, 2003г.
- «Забавы для малышей» М. Ю. Картушина,2005г.
- «Игры-забавы», Т.Прокопенко
- «Логоритимика», М.Ю.Картушина,2010г.
- «Логоритмические распевки» Я. Гавришева
- «Введение в психологию». Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007г.
- «Боди перкуссия». Учебное пособие. Г.Райдер.,2005г.
- «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», Н.Г.Кононова,2004г.
- «Музыкальное воспитание детей раннего возраста.» Т.С.Бабаджан.
- «Музыкальный руководитель» Журнал, № 6,8.10-2008-2012г.
- «Мы играем и поем», М.Ю.Картушина,2010г.
- «Праздник каждый день»- ранний возраст , И. Каплунова, 2010г.
- «Развивающие игры с малышами до трех лет», сост. Галанова,2010г.
- «Ритмическая мозаика» А.И.Буренина
- «Танцевальная ритмика» Т.И.Суворова, 2004-2008г.
- «Топ-хлоп, малыш» А.Буренина.
- «Фольклор-музыка-театр» Программа дополнительного образования С.И.Мерзлякова.
- «Художественно-изобразительное творчество детей раннего возраста в детском саду», Н.Ветлугина.
- «Ясельки» И. Каплунова,2010г.
- «Логоритмика» Е.Железнова
- «Пальчиковые игры» Е.Железнова
- «Праздник каждый день»-1,2,И.Каплунова
- «Танцуй, малыши-1», «Танцуй,малыши-2» Т.И.Суворова
- «Танцы для малышей» А.И.Буренина
- «Топ - хлоп, малыш» А.Буренина
- «Ясельки»-1,2,И.Каплунова