Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Формирование представлений об искусстве
средствами музейной педагогики

Лисовская Наталья Николаевна
        Сегодня остро ставится вопрос об истинной роли искусства в развитии общества и в жизни отдельного человека.
Дети дошкольного возраста более близки к «художественному» типу, нежели к «мыслительному». Для них характерна эмоциональная отзывчивость, целостность мировосприятия, непосредственность переживаний и открытость по отношению к миру.
Для ребёнка этого возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний определённой образовательной области он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены.
На занятии по изобразительной деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребёнка.
Понятие «музейная педагогика» было сформировано и введено в научный оборот в начале 20го века в Германии. Его разработка связана с такими именами: А.Лихтварка, А.Рейхвена, Г.Фройденталя.
      Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решения задач активизации творческих способностей личности. С этой целью разрабатываются различные методики работы с юными посетителями. Основное внимание, конечно, сосредоточено на детскую и подростковую аудиторию. Основной тенденцией музейной педагогики становится переход на многоступенчатое музейное образование, приобщение к музею, его традициям и культуре.
Дошкольники являются самыми маленькими посетителями художественного музея. В возрасте от 3 до 6 лет складывается личность, и во многом определяется характер ее дальнейшего формирования. Поэтому необходимо особое внимание к методическим аспектам музейно-педагогической работы с маленькими детьми.
Приобщение дошкольников к культуре, формирование ценностного отношения к искусству - одна из приоритетных задач современной педагогики. В дошкольном возрасте происходит начало формирования элементов музейной культуры.
           Формирование основ культуры восприятия нужно начинать с 3-4 лет. Поскольку ребенок активно приобретает опыт видения: одушевляя игрушки и предметы, он сопереживает сказочным персонажам, идентифицируя себя с героями книг и спектаклей, заинтересованно осматривает обстановку комнат, замечая  изменения в интерьере, активно преобразует свое игровое пространство.
В работе дошкольного образовательного учреждения по приобщению дошкольников к среде художественного музея средствами музейной педагогики необходимо учитывать, что неподготовленному зрителю «входить» в мир изобразительного искусства очень сложно. Как показывает практический опыт педагогов, чем раньше начинается работа по приобщению ребенка к музею, тем эффективнее будет результат.
         Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс - дело не такое простое. Педагоги, родители могут водить своих воспитанников в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат всё не достигается - дети продолжают скучать. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов в том и состоит, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Педагогу в сфере культурологического образования и эстетического воспитания отводится роль проводника в этот мир.
         Наши малыши узнают на картинах знакомые предметы и явления, называют действия, определяют цвет и форму предметов. Дети с интересом всматриваются в пейзажные картины, в жанровую живопись, рассматривают натюрморты. Поскольку музейная экспозиция консервативна, ознакомление  ребенка с экспонатами лучше начинать с детского сада, используя в работе следующие методы и приемы.
  1. Выставки картин, доступных для понимания малышей.
  2. Выставки книжной иллюстрации художников.
  3. Выставки предметов быта: вышитая аппликационная  одежда, расписная посуда, глиняные игрушки, игрушки из дерева и соломы.
  4. Организовать выставку поделок, рисунков детей и родителей.
  5. Организовать мини-музеи (музей куклы, народных игрушек).
  6. Знакомство детей с историей нашего города: прогулки по родным улицам нашего города, автобусные экскурсии  по городу и достопримечательным местам.
        При посещении музея вы убедитесь в том, что рассматривая экспозицию, каждый ребенок замечает что-то свое, близкое ему. Увлеченный выразительностью образов, он надолго остается под впечатлением от картин, которые потом будет  отражать в своем творчестве.  Процесс «всматривания», затем «созерцания» и позднее «любования» экспонатами - важные процессы формирования эстетического восприятия, художественного мышления, нового отношения к произведениям искусств.
        Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п. Эффективны и небольшие самостоятельные исследования, например в рамках тем «Моя родословная», «Памятник в моём доме», «Путешествие по квартире», «Культуры, которые живут в моём доме». Формирование у ребёнка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру, возможны на основе специальных занятий в музеях разного профиля, снабжённых соответствующими творческими заданиями, маршрутными листами, на основе специальных музейно-образовательных программ. К таким программам относятся: «Музей и культура», «Предметный мир культуры», «Музей и окружающий мир». Познание истории, культуры, окружающего мира должно приносить радость.
        Используя в работе указанные выше методы и приемы, обнаруживаем следующее: музейная работа учит детей понимать душевный мир другого человека, бережно к нему относиться, знать свою историю и культуру.
    Источники: 
  1. Лагутина Н.Ф. Музейная педагогика как средство ознакомления дошкольников с традиционной народной культурой. Статья. Сборник научных и практических материалов. Москва 2007.
  2. Морозова А.Н, О.В.Мельникова «Музейная педагогика» ООО « ТЦ Сфера», Москва 2006.
  3. Тихонова О.Г. «Дошкольнику о музейной культуре». Москва, Издательство АРКТИ, 2006

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»