Методическая разработка статьи по образовательной области «Познавательное развитие»
Формирование основ финансовой грамотности
в образовательной деятельности дошкольной
образовательной организации»
Гарцуева Ирина Борисовна
В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах финансовой грамотности. Ключевые слова: дошкольники, финансовая грамотность, воспитатель, игры.
Финансовая грамотность выступает неотъемлемым компонентом благосостояния населения любой страны. Как правило, основам финансовой грамотности обучают студентов в вузах в разрезе различных экономических специальностей или дополнительных курсов саморазвития. Стоит отметить, что, начиная с дошкольного возраста, у детей закладываются не только основы финансовой грамотности, но и мотивы к обучению. В связи с этим работу по формированию финансовой грамотности необходимо проводить не только со школьниками и студентами, но и с детьми в рамках ДОУ.
Исходя из ФГОС ДО, главной целью и результатом образования дошкольников является развитие личности. Так, исследователь И.В. Красноперова склонна считать, что формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста способствует моделированию реальных жизненных ситуаций, пониманию экономических терминов, связанных с деньгами; позволяет на примере родителей показать, каким образом зарабатываются деньги [3].
В современных реалиях стоит отметить, что отсутствие достаточного уровня финансовой грамотности родителей является серьезной преградой на пути развития навыков экономического мышления детей, отсюда данная проблема является актуальной и нуждается в разрешении.
Рассуждая об особенностях формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, ряд исследователей, в числе которых И.Б. Бичева, Л.Ю. Николаева, А.В. Степаненкова отмечают, что для формирования финансовой грамотности детей в рамках ДОУ необходимо создать специальные педагогические условия, направленные на целенаправленный, поэтапный процесс овладения финансово-экономическими категориями, необходимыми для формирования положительного опыта финансового поведения, осознанного отношения к явлениям социо-экономической реальности [1].
В свою очередь, Л.Н. Галкина в своем пособии обосновывает, что дошкольник, имеющий высокий уровень экономической грамотности, отличается трудолюбием, ответственностью, бережливостью, деловитостью, предприимчивостью, организованностью, инициативностью, практичностью, самостоятельностью и другими качествами [2].
Таким образом, можно выявить противоречие между социальным заказом общества в экономически-грамотном поколении и отсутствием методических материалов для формирования финансовой грамотности детей в условиях ДОУ.
Взяв во внимание исследование Е.Л. Рутковской, нами были разработаны задания, направленные на понимание экономических категорий и процессов, составляющих основу финансовой грамотности дошкольников [3].
Развитие ребенка дошкольного возраста эффективнее проводить через игру, ненавязчиво, поскольку именно в играх приходит опыт понимания общественной жизни, формируются необходимые навыки появляются стимулы к обучению.
С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.
Первоочередное внимание было сосредоточено на создании финансовых задач, с которыми сталкивается дошкольник и его родители.
Приведем пример игр, направленных на формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста:
- Магазин. Для проведения игры понадобятся игрушечные монеты и купюры, кассовый аппарат, корзинка для покупок, а в качестве товаров могут быть игрушки. Каждый ребенок из группы может попробовать себя в роли продавца, пока остальные дети исполняют роль покупателей.
- Что такое товар?
- Что такое деньги?
- Как формируется цена?
- Почему нельзя получить что-то бесплатно?
- Как происходит процесс покупки?
- Каким образом взрослые зарабатывают деньги? Воспитателю при проведении такой игры в группе дошкольников необходимо подчеркнуть ценность труда.
- Мастерим копилку. Игра с копилкой стимулирует мелкую моторику, помогает научиться считать и знакомит с понятием денег. На занятии творчества можно предложить малышам сделать копилку своими руками. Для этого необходимо попросить детей принести из дома по одноразовому стаканчику из картона с крышечкой. В крышке необходимо сделать отверстие по размеру монетки. Украсить стаканчики можно с помощью ярких верёвочек, лент, наклеек, пуговиц или красок. После того, как копилка будет готова, можно начинать играть: педагог показывает, как бросать монетки в отверстие и как они достаются. Счет повторяется, сравниваются разные монетки по размеру.
- Желаемое – необходимое. Воспитатель раздает каждому ребенку в группе по две карточки – синюю и красную. Синяя карточка будет отвечать за «желаемое», а красная – за «необходимое». Воспитатель узнает у детей, понимают ли они разницу между этими понятиями? Какие товары, по их мнению, является необходимыми в повседневной жизни, а какие нам хотелось бы получить? Затем необходимо попросить малышей внимательно слушать вопрос и поднимать карточку синего или красного цвета в зависимости от категории товара.
- «мыло» – дети должны поднять красную карточку;
- «хлеб» – красная карточка;
- «обувь» – красная карточка;
- «игрушечная машинка» – синяя карточка;
- «воздушный шарик» – синяя карточка и так далее.
- Платное – бесплатное. Эта позитивная игра поднимет настроение всем участникам и подойдет дошкольникам младших групп. Можно ли весело провести время, не тратя деньги? Воспитатель просит детей стать в круг и бросать мяч друг другу по принципу игры в «Съедобное – несъедобное».
- Ловим мяч, если игрок называет бесплатное развлечение – например, «гулять в парке», «устроить бой снежкам», «слепить снеговика», «поплавать в речке летом» и так далее.
- Не ловим мяч, когда называется платное развлечение – например, «пойти в кино», «пойти в кафе» и так далее.
Воспитатель делит детей на группы: кто-то из детей будет кассиром, кто-то распределяет продукты на витринах, а кто-то назначает цену. Всем вместе можно придумать и нарисовать рекламный плакат.
Чтобы дети лучше понимали, как формируется цена товара и почему вещи стоят по-разному, воспитатель предлагает им самим создать какой-то продукт и назначить цену. Ребята могут что-то слепить, нарисовать, построить, сочинить песню или придумать услугу. Они должны представить свой продукт, рассказать, что потребовалось для его создания, оценить затраченные усилия и материалы, затем назначить стоимость своему продукту. Воспитатель обсуждает с детьми, согласны ли они с этой стоимостью и почему.
Кроме того, захватывающие экономические настольные игры могут увлечь дошкольников старшей и подготовительной группы и помочь им отработать базовые финансовые навыки. Дети учатся пользоваться банкнотами, планировать бюджет и совершать покупки, лучше считать и принимать взвешенные решения.
Повышение финансовой грамотности в ДОУ может быть реализовано в форме викторины. Воспитатель заранее готовит вопросы и жетоны или небольшие призы, которые команды будут получать за каждый правильный ответ. Детей подготовительной группы делят на несколько команд. Далее детям задаются вопросы в чёткой и доступной форме. Например:
- Для чего нужны деньги?
- Что такое зарплата?
- Что означает понятие «бюджет»?
- Воспитатель предлагает детям карточки с изображением предметов и названиями профессий (градусник – доктор, фартук – повар, фотоаппарат – фотограф и так далее) – кто быстрее соединит карточки по парам?
- Какая команда сможет назвать больше пословиц на тему труда?
- Смогут ли участники, с помощью наводящих вопросов воспитателя, угадать, что лежит в коробке?
- Кто быстрее разложит монеты по возрастанию/убыванию стоимости?
Огромный интерес у детей вызывают ролевые игры, поэтому можно дополнить уголок комплектами одежды и аксессуаров для различных профессий. Также можно подкрепить игровые занятия дидактическим материалом – книгами, пособиями, подходящими сказками, энциклопедиями.
Таким образом, представленные методические материалы по работе с детьми позволят провести системную, планомерную работу по формированию азов финансовой грамотности всех участников образовательного процесса ДОУ. Однако, необходимо помнить, что только личным примером родителей, системной работой педагогов возможно сформировать финансовую культуру дошкольника, правильное понимание категорий понятия «труд – товар – деньги» как важную часть современного общества с присущими ценностными ориентирами (необходимо честно зарабатывать деньги, ценить труд учителей, врачей и других профессий).
Литература:
1. Бичева И.Б., Николаева Л.Ю., Степаненкова А.В. Особенности формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-4. С.24-27.
2. Галкина Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. 89 с.
3. Красноперова И.В. Проектирование системы формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста // Образовательный вестник «Сознание». 2020. №1. С.11-16.
4. Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности: подходы к разработке учебных заданий // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. №4 (61). С.98-111.