Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Как научить ребенка учить стихи

Бондаренко Людмила Владимировна 
Наступила  пора   утренников, дети учат стихотворения, а родители стараются им помочь. Все дети совершенно разные. Кто-то обожает учить стихи, а для кого-то это настоящая пытка. Что же делать, если малыш совсем не желает учить стихотворения? Известный метод «пряника» тут не подходит. Если обещать награду, то вкуса и интереса к занятию это не привьет точно. А если на первое время поможет, то легко представить к чему приведет, если этот пряник в какой-то момент убрать. Казалось бы, ситуация безвыходная, но это не так. Есть очень хороший метод заучивания  стихов – превратить это в игру. И чем младше ребенок, тем легче это сделать.
Театр
Если есть желание привить ребенку любовь к стихотворениям, есть проверенный способ – инсценировать его (можно сопровождать определенными описывающими движениями).
Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаем их в круг, одну игрушку  берем на "сцену" — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.
Учить понемногу
Даже если все пошло хорошо, заучивать сразу весь стих не стоит, во избежание образования каши в голове. Подойдет определенная схема. Например, сначала выучить одну строчку, потом добавить вторую и оттачивать эти две, не добавляя больше ничего. Затем можно переходить к третьей,   и так все стихотворение. Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он "система накопления". Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.
Этот способ не только простой, но и очень эффективный. Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.
Учим с мячом
Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
Также хорошим способом будет нарисовать стихотворение. Этот способ не только поможет в выучивании, но и будет способствовать развитию образного мышления у ребенка. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
Подключите эмоции
Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением. В противном случае оно будет лишено для ребёнка смысла. Такова детская природа! Ребёнок, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.
Используйте диктофон
Сделайте аудиозапись стихотворения, а затем включите её и дайте прослушать ребёнку. Так подключится слуховая память.
Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, постоянно играйте с ребенком в рифму, чем бы вы не занимались: Кашу съела Даша, малышка- шалунишка, надо просыпаться пойдем скорее умываться и так далее. Используйте рифмы, когда общаетесь с ребенком. Заметите, что это легко и увлекательно. Вы и не заметите, что ребенок вас поддержит и даже превзойдет в этом деле.
Самый волшебный способ «Книжка под подушку»! Вечером перед сном нужно прочитать стихотворение, спрятать книжку под подушку и лечь спать. А на утро вдруг выяснится, что стихотворение из книжки перекочевало за ночь в голову! Оказывается, этому магическому способу существует вполне научное объяснение. Не буду вдаваться в подробности. Скажу лишь, что мозг человека так устроен, что он очень хорошо запоминает, то, что было написано, прочитано или услышано перед сном.
 
Если ребенок не хочет учить стихотворение и сопротивляется
В  первую очередь, если ребенок сопротивляется, надо его успокоить (усыпить его бдительность). "Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать «информационного стресса».
Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).
Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.
Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной-две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.
Не забывайте следующие правила:
  • Выбирайте стихи в зависимости от возраста вашего ребенка. Каким бы умным и развитым не был ваш кроха, в 2 года он не может выучить большущий «взрослый» стих и с чувством, с толком рассказывать вам его. Не стоит утруждать маленьких деток огромными и серьезными произведениями, выбирайте такие стихи, которые были бы интересны и понятны крохе в его возрасте.
  • Объясните ребенку все непонятные слова. Этот совет касается не только изучения стихов с детьми. 
  • По возможности разучивайте только те стишки, которые нашли отклик в сердце малыша, давайте ему возможность самостоятельно выбрать для себя произведение. Ну, а если такой возможности нет, например, нужно выучить стих на утренник, который воспитатель сам выбрал для ребенка, постарайтесь заинтересовать кроху, сделать так, чтобы стишок ему понравился.
  • Не забывайте о том, что детям все очень быстро надоедает и приедается, поэтому не стоит требовать от них изучения стиха за 2 дня. Учите каждый день по небольшому отрывку, если речь идет о малыше 2-3 лет, достаточно пары строчек. Как только видите, что ребенок начинает скучать, сразу же постарайтесь привлечь его внимание, например, предложите ему посмотреть и послушать, как вы рассказываете этот стишок.
 
5 причин, почему нужно учить стихи с детьми
Тренировка памяти
Поэзия необходима для всестороннего развития детского интеллекта. Стихи тренируют память и скорость мышления. Чем больше стихотворений учит человек, тем быстрее он воспринимает новую информацию. Например, в школах актерского мастерства ученики заучивают большие объемы из прозы и поэзии, чтобы натренировать память.
Формирование словарного запаса
Многие стихотворения были созданы в прошлом и даже позапрошлом веке, благодаря чему в них содержится много устаревших и редких слов, которые однако применяются и в наше время. Изучая поэзию, дети знакомятся с новыми понятиями, узнают их значение, усваивают правильное сочетание слов и формирование фраз. Многие слова они берут на вооружение и начинают использовать в обычной жизни. Их речь приобретает образность, красоту и разнообразие, происходит активное речевое развитие ребенка.
Совет! Для закрепления «пройденного материала» создавайте в детско-родительском общении такие ситуации, которые помогут вспомнить новое слово и произнести его в разговоре.
Формирование фонематического слуха
На занятиях с логопедом для детей ученики часто разучивают поэтические произведения. Это помогает ясно различать звуки в речи и четко произносить их. Дети прислушиваются к звучанию слов, запоминают их верное звучание. Кстати, именно нарушения фонематического слуха может сформировать нарушения в речи, вызвать сложности на уроках пения для детей и стать источником дискомфорта и комплексов.
Эмоциональное и психическое развитие ребенка
На языке поэзии говорит душа, и поэтому поэзия помогает не только улучшить детскую память или быстроту мышления, но и сформировать эмоциональный интеллект. Благодаря стихам, маленький человек увидит насколько разным может быть мир, научится различать оттенки чувств и эмоций, научится тонко чувствовать красоту природы и искусства.
 
Если с раннего детства практиковать с ребенком учение наизусть стихотворений, то это очень благоприятно отразится на развитии его памяти, речи и на восприятии всего прекрасного в этой жизни.
Методов достаточно много и все они разные. Подбирать следует исходя только из индивидуальных особенностей каждого ребенка. От родителей требуется лишь терпение и внимательность, чтобы не пропустить «тонкие» моменты предпочтений ребенка.
 
 Литература:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
2. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детских садах. – М., 1960).
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. - М., 1981. 4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. - СПб., 2004. 5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. - М., 2008 6 Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004. 7. Жуковская Р.И. Чтение стихотворений в детском саду. - М., 1981.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»