Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Контактные игры против гаджетов

Савва Ольга Борисовна
Часто бывает, что у ребенка с диагнозом «практически здоров» в медицинской карте неожиданно появляются хронические соматические заболевания, разного рода аллергии, а в школе возникают трудности в обучении, повышенная агрессивность, гиперактивность, дефицит внимания, конфликты с учителями и свер­стниками.
    Если двигательное развитие ребёнка проходило с искажением, то и восприятие пространства будет искажено, что мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства наших детей. Искажается двигательная сфера - искажается и речевое развитие. Речь очень тесно связана с движением - наш мозг устроен таким образом, что речевые и двигательные зоны находятся рядом, через движение идёт воздействие и на речевые зоны.
    Если у ребёнка двигательная сфера дефицитарна, речевая сфера дефицитарна, то и эмоциональная сфера тоже будет страдать. Расторможенность, гиперактивность ребенка может привести к неадекватным конфликтным отношениям со сверстниками, с родителями
    Если одна из этих систем работает неправильно, это может повлиять на развитие ребёнка
Отношение родителей к появлению гаджетов в жизни ребенка неоднозначное : одни активно их используют, другие настойчиво пытаются оградить своё чадо от современных веяний.
    С одной стороны, без компьютерных технологий современную жизнь представить невозможно. С другой, по требованиям СанПиН дошкольникам разрешается проводить за компьютером (планшетом, сотовым телефоном) не более 10-30 минут в день в зависимости от возраста.
    Чтобы полноценно развиваться, ребёнку нужно постоянно контактировать с окружающим миром. Такой контакт, включает в себя общение со сверстниками и родителями, развивающие игры, поиск нового. Благодаря этим действиям ребёнок получает эмоциональные впечатления.
В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
    Компьютерная же игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом  она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости («захочу – включу, захочу – выключу»), примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей. Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
     Ещё один факт, который отмечают многие педагоги – резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание самостоятельно занять себя, содержательно и творчески играть. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им не интересно общаться друг с другом.
    От длительного нахождения в одной позе может нарушиться циркуляция крови в головном мозге, так как сдавливаются кровеносные сосуды, и снижается приток насыщенной кислородом крови к головному мозгу, что крайне негативно сказывается на интеллекте ребенка, чревато снижением концентрации внимания и памяти.
     Самый простой и верный способ отвлечь ребенка от планшета или телевизора — выйти на прогулку. Главное здесь — показать крохе, что досуг может и должен быть разнообразным. И он может быть веселым.
   Чрезмерное увлечение компьютерными «штучками» способствует росту показателей детской депрессии, тревожности, дефицита внимания и других психологических проблем.
    В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий.
    Контактные игры не только  хорошо снимают нервно-психическое напряжение в теле, но и  восполняют у ребенка так часто наблюдаемый, дефицит тактильных ощущений, эмоционального голода, тепла, ласки, а значит способны улучшить детско-родительские отношения, сформировать чувство доверия.
    Во время выполнения упражнений или игр, важно обращать внимание, какие прикосновения ребенку нравится. Делать приятное, не делать не приятного. И помнить, что это игра.
Играйте на диване или на мягком ковре, помните о безопасности. Играть лучше всей семьей (все дети и взрослые), но принуждать никого не нужно. Главное правило – получение удовольствия участниками. Так происходит построение эмоционального телесного контакта с ребенком и укрепляется привязанность, ребенок лучше чувствует свои границы и границы окружающих.
    Способность ребенка контролировать телесные проявления являются важным моментом и тесно связано с развитием его психики. Поскольку тело является продолжением психики - обычно проблемы связанные с психическим здоровьем,  начинаются с физического или эмоционального стресса. Любая эмоция - это энергия, и по закону сохранения энергии, она никуда не исчезает, она остаётся там, где её оставили - в теле. Отсутствие теплых эмоциональных взаимоотношений с близкими взрослыми приводит к  несформированности у ребёнка базового доверия к миру, снижению уверенности в себе, внутренней незащищенности, а так же  стимулируют развитие тревожности, страхов, а как следствие ухудшению здоровья и личным проблемам.
    Двигательные упражнения, подкрепленные музыкой, речью, телесным и эмоциональным контактом стимулируют развитие координации, равновесия,  мелкой моторики, речи, эмоциональной сферы, навыков общения, эстетического восприятия. Повышают сенсорную чувствительность, саморегуляцию ребёнка.
     Условно все игры телесно-ориентированного подхода можно разделить на – подвижные, малоподвижные, релаксационные. Родителям рекомендуются игры и упражнения для занятий с детьми дома. Объятия, поцелуи, прикосновения, игры с ребёнком, в которых родители и дети тесно контактируют друг с другом — это тоже телесная терапия. Обнимать ребёнка — значит передавать ему на психологическом уровне, что он принят, нужен, любим. Объятия родителей успокаивают и лечат, прикосновения снимают стресс, раздражение, агрессию.
    Взрослые могут придумать такие варианты: нежные объятия, сильные объятия, крепкое объятие, долгое объятие и вместе с ребёнком в игровой форме распределить, в каких случаях можно их использовать.
    Доказано, что во время объятий в организме человека вырабатывается окситоцин, который называют гормоном любви и положительных эмоций. Американский ученый Пол Зак рекомендует объятия как один из самых действенных способов выработки этого гормона. Специалисты считают, что обниматься нужно до 10 раз в день — искренне и подолгу. Терапия объятиями — средство для профилактики у ребёнка невроза и хороший способ установить крепкие и доверительные отношения в семье, снизить напряжение, успокоить, показать и подарить любовь.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»