Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка

Инновационные технологии в организации
экологического воспитания и образования дошкольников

Жданова Дарья Андреевна,
воспитатель

 
Актуальность
Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной системе, то особенно важно именно в этот возрастной период уделить внимание эмоциональной составляющей. Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка дошкольного возраста являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания в учреждениях дошкольного образования. Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Современная среда жизни ребенка не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и осуществить преемственность дошкольного и начального школьного обучения через современные педагогические технологии.  Новшество – это именно средство (новый метод, методика, технология, учебная программа и т. п.,  а инновация – процесс освоения этого средства. Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология же является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс:
- способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире;
- влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, при реализации задачи экологического воспитания используются инновационные технологии и интегрированный подход во всех видах детской деятельности.
Примеры различных инновационных технологий экологического воспитания дошкольников.
Ранняя экологическая  профориентация дошкольников
Мини-Лаборатория
Кейс - технология
ИКТ-технологии и мультимедийные презентации
Геокешинг
Природоохранные акции
Конкурсы, викторины, развлечения, праздники экологического характера
Экологический театр (сказки, легенды на экологическую тему)
Ранняя экологическая  профориентация дошкольников
— это правильная организация воспитательно-образовательного процесса и развивающей предметно-пространственной среды, которые способствуют познавательному развитию ребёнка, его эколого-эстетическому развитию, а также формированию экологически грамотного поведения детей и родителей в различных видах деятельности.
Изучение «Эко-профессий» направлено на знакомство обучающихся с профессиями, связанные с охраной природы, изучением живой и неживой природы (эколог, лаборант, биолог, ветеринар, конюх, берейтор, зоотехник, кинолог, флорист, ландшафтный дизайнер, инженер-эколог, микробиолог, метеоролог, агрохимик, геолог, овощевод, лесовод, ветеринар, животновод и др.)
Мини-Лаборатория
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Именно дети дошкольного возраста, с их желанием познать окружающий мир, представляют большие возможности для развития нравственной позиции по отношению к родному краю.
Инновационным подходом в экологическом воспитании и образовании можно считать создание центра по экспериментальной деятельности, где для ребёнка предоставляется полная свобода для проявления познавательной, эмоциональной, социальной и моторной активности в процессе экспериментирования. Такая работа в сфере юных натуралистов совершенствует эмоционально-мотивационную область, нравственное воспитание и формирование ценностных ориентиров.
Кейс – технология
— это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. От проектной деятельности она отличается тем, что это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. С внедрением кейса в проектную деятельность дети сами находят проблемную ситуацию, при этом активно развивается самостоятельность и инициативность детей.
В работе по экологическому воспитанию дошкольников педагоги используют следующие виды кейсов: кейс-иллюстрация; фото-кейс, метод дискуссий.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации, далее идет анализ возможных решений и выбор лучшего из них. 
Этот метод очень схож с кейс-иллюстрацией, единственное отличие – вместо иллюстраций применяются фотографии из реальной жизни. 
Темы примеров, используемых в дошкольном учреждении  кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?», «Можно ли ловить бабочек?», «Можно ли разорять гнезда птиц?», «Ребенок замахнулся палкой на собаку» и т.д.
Метод дискуссий цель такого кейса – совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход, правильную версию. Примерные темы ситуаций «Хорошо-плохо», «Почему листочек пожелтел?» или «Почему у тополя почки большие, а берёзы маленькие?» и т.д.
ИКТ-технологии и мультимедийные  презентации
Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми.
Ребенку, с его наглядно - образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать с предметом или оценить действие объекта. Именно поэтому так важно при обучении дошкольников обращаться к доступным для них каналам получения информации. Это различные виды иллюстраций и наглядных материалов на электронных носителях:
звуковые материалы (записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т.д.);
слайды (серия отдельных кадров, посвящённых отдельной теме);
обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире.
Геокешинг в экологическом воспитании дошкольников – приключенческая игра с элементами туризма и краеведения. Задача, которую решают игроки в геокешинг – поиск тайников, сделанных другими участниками игры.
Суть технологии – организация игровой деятельности детей, наполняя её познавательным, развивающим материалом. Данную технологию можно использовать не только на прогулке, но и в любых режимных моментах. Дети с удовольствием справятся с задачей по поиску «клада».
Природоохранные акции
В акциях дошкольники формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.
А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т.к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей.
Каждая акция проходит под своим девизом и имеет
 наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки).
Конкурсы, викторины, развлечения, праздники экологического характера
Проведение конкурсов, викторин, развлечений и праздников экологического характера, таких как «Праздник леса», «Мы – друзья природы», «День земли», «Здравствуй, Осень золотая», также помогает детям ощутить себя частью природы. Дети с удовольствием выступают не только друг перед другом, но и перед родителями, которые также являются участниками таких мероприятий. 
Экологический театр (сказки, легенды на экологическую тему)
Одной из форм нетрадиционного экологического образования дошкольников является экологический театр, который способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Это одна из инновационных форм экологического образования и воспитания детей. Инновационных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением песен, танцев, частушек агитационного содержания, пропагандирующих природоохранную деятельность. 
На современном этапе экологическое воспитание необходимо осуществлять совместно с родителями, они первые воспитатели в жизни ребёнка. Хорошей традицией в работе с родителями стало участие в конкурсах, развлечениях, выставках. В процессе работы были замечены такие изменения: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила 34 поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего города, республики.
Таким образом, видно, что современные формы и методы экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективны. Ну а самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»