Нравственный потенциал произведений
К.Д. Ушинского для детей дошкольного возраста
Соколова Ольга Владимировна
В современном мире в эпоху глобальной занятости родителей, погруженности в социальные и личные проблемы, отсутствия времени на проведение занятий и досуга с ребёнком, воспитание у детей нравственных представлений незаметно отошло на второй план. Именно поэтому в наши дни особенно актуален вопрос о том, как с ранних лет взрастить в душе ребёнка чуткость, доброту, понимание, сочувствие, любовь к ближнему и к Отчизне. Начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Художественная литература служит действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Исследования А.М. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы [1].
Через произведения художественной литературы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны.
Творчество К.Д. Ушинского – замечательного педагога – близко и понятно детям, поскольку его яркие произведения открывают им огромный мир, который они познают во всем его многообразии. Произведения К.Д. Ушинского для детей опубликованы в его учебных книгах «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово», вышедших в свет в 60-е годы XIX века.
Как детский писатель, К.Д. Ушинский – совершенно уникальное, неповторимое явление в истории русской детской литературы. Он прекрасно знал законы воспитания, понимал природу и мир детей, учитывал их понятия и представления, ласково, уважительно, с отеческой заботой и в то же время требовательно относился к ним. А если к этому прибавить литературный талант, энциклопедическое образование в сочетании с прогрессивными взглядами, то другой пример такого органического сочетания требований педагогики и искусства в детской литературе найти трудно [2, с.256].
С художественной точки зрения в произведениях Ушинского сочетаются познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность, язык близок к народному, а это значит – доступен детскому восприятию.
Еще одна особенность произведений К.Д. Ушинского для детей – это мягкая лиричность, ласковая, отеческая интонация [3].
Известно, что источником произведений К.Д. Ушинского являлся русский фольклор, потому что в нём заложена народная мудрость, а именно мудрость и следует передавать детям. При этом писатель избегал назойливых поучений, голого морализирования, подробных объяснений, давая ребенку возможность подумать самому, сделать выводы, получить знания и одновременно извлечь уроки практической морали [4, с.107].
Обратимся к ряду произведений Ушинского для дошкольников, который разъяснит, с помощью какого произведения какие нравственные категории можно воспитать у ребёнка [5].
Сказка «Два козлика» о том, как встретились два козлика при переходе через реку и не хотели уступать один другому дорогу. В результате оба упали в реку. Сказка написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ребёнок осознает, как это выглядит смешно, но и печально со стороны.
Сказка «Слепая лошадь» о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину, и он обещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала старой, он забыл о своём обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно донести до детей мысль о том, что дал слово – держи и как противно предательство. Кроме того, можно показать ребёнку, что справедливость всегда восторжествует.
Сказки «Козёл» и «Петушок с семьёй» о том, как всё устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. С их помощью можно показать ребёнку, что в семье должны быть мир и порядок и не надо ссориться. Кроме того показан папин авторитет.
Сказка «Умей обождать» о том, как курочка просила петушка не есть зелёную смородину, не пить холодную воду, не кататься по тонкому льду, а подождать, пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замёрзнет сильнее. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать.
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который заставляет их задуматься и самим найти решение этой проблемы.
Сказка «Два плуга» о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а другой заржавел. Это яркий пример того, как воспитывать в детях трудолюбие.
Рассказ «Утренние лучи» - в нём описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведёт себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Сразу понятно, что такой рассказик помогает в борьбе с ленью.
Рассказ «Дети в роще» читаем для того, чтобы привить детям мысль, что основа жизни – труд. В произведении рассказывается о том, что брат и сестра решают вместо школы отправиться в прохладную, весёлую рощу. Каждого из встреченных ими обитателей рощи дети просят поиграть с ними, предполагая, что те ничем не заняты. Оказывается, всё не так. Жучок добывает себе обед, пчела собирает мёд, белка запасается орехами на зиму, голубь строит гнездо для своих птенцов. Все трудятся! Мораль рассказа произносит крошечная птичка малиновка: только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал.
В педагогическом наследии Ушинского содержатся рекомендации о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» [6, с.46]. Эффективно, по мнению Ушинского, то чтение, к которому ребенок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение остается одним из основных в современной педагогике детского чтения.
А для того чтобы увлечь ребенка чтением, необходимо сформировать эстетическое восприятие литературного произведения: «Недостаточно, чтобы дети поняли... произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [7]. По утверждению писателя, «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [8, с.175].
При этом К.Д.Ушинский указывал на ведущую роль педагога в данном процессе: «Педагоги – это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимо, как для медика изучение телесной….» [8, с.179].
Список использованных источников
Художественная литература служит действенным средством нравственного и духовного воспитания детей. Исследования А.М. Виноградовой, Р.С. Буре подтверждают, что дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы [1].
Через произведения художественной литературы дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, обычаями, укладом жизни, учатся преодолевать трудности. Поэтому очень важно знакомить детей с жизнью и творчеством выдающихся личностей нашей страны.
Творчество К.Д. Ушинского – замечательного педагога – близко и понятно детям, поскольку его яркие произведения открывают им огромный мир, который они познают во всем его многообразии. Произведения К.Д. Ушинского для детей опубликованы в его учебных книгах «Детский мир и хрестоматия» и «Родное слово», вышедших в свет в 60-е годы XIX века.
Как детский писатель, К.Д. Ушинский – совершенно уникальное, неповторимое явление в истории русской детской литературы. Он прекрасно знал законы воспитания, понимал природу и мир детей, учитывал их понятия и представления, ласково, уважительно, с отеческой заботой и в то же время требовательно относился к ним. А если к этому прибавить литературный талант, энциклопедическое образование в сочетании с прогрессивными взглядами, то другой пример такого органического сочетания требований педагогики и искусства в детской литературе найти трудно [2, с.256].
С художественной точки зрения в произведениях Ушинского сочетаются познавательность и поэтичность; есть сюжет, сюжетная занимательность, язык близок к народному, а это значит – доступен детскому восприятию.
Еще одна особенность произведений К.Д. Ушинского для детей – это мягкая лиричность, ласковая, отеческая интонация [3].
Известно, что источником произведений К.Д. Ушинского являлся русский фольклор, потому что в нём заложена народная мудрость, а именно мудрость и следует передавать детям. При этом писатель избегал назойливых поучений, голого морализирования, подробных объяснений, давая ребенку возможность подумать самому, сделать выводы, получить знания и одновременно извлечь уроки практической морали [4, с.107].
Обратимся к ряду произведений Ушинского для дошкольников, который разъяснит, с помощью какого произведения какие нравственные категории можно воспитать у ребёнка [5].
Сказка «Два козлика» о том, как встретились два козлика при переходе через реку и не хотели уступать один другому дорогу. В результате оба упали в реку. Сказка написана для того, чтобы высмеять упрямство. Ребёнок осознает, как это выглядит смешно, но и печально со стороны.
Сказка «Слепая лошадь» о том, как лошадь спасла жизнь своему хозяину, и он обещал всегда за ней ухаживать. А когда она стала старой, он забыл о своём обещании и выгнал лошадь на улицу. С помощью этой сказки можно донести до детей мысль о том, что дал слово – держи и как противно предательство. Кроме того, можно показать ребёнку, что справедливость всегда восторжествует.
Сказки «Козёл» и «Петушок с семьёй» о том, как всё устроено в семье, как распределены роли между членами семьи. С их помощью можно показать ребёнку, что в семье должны быть мир и порядок и не надо ссориться. Кроме того показан папин авторитет.
Сказка «Умей обождать» о том, как курочка просила петушка не есть зелёную смородину, не пить холодную воду, не кататься по тонкому льду, а подождать, пока смородинка созреет, водичка согреется, а река замёрзнет сильнее. На примере этой сказки можно показать, что когда мама (папа) что-то не разрешают, на это есть веские причины, что не стоит торопиться там, где лучше подождать.
Рассказ «Вместе тесно, а врозь скучно» читаем для того, чтобы научить детей играть вместе и не жалеть друг другу свои игрушки. При этом в данном очень маленьком произведении перед ребятами ставится проблемный вопрос, который заставляет их задуматься и самим найти решение этой проблемы.
Сказка «Два плуга» о том, как два совершенно одинаковых плуга стали разными: один сверкал, а другой заржавел. Это яркий пример того, как воспитывать в детях трудолюбие.
Рассказ «Утренние лучи» - в нём описывается, как красиво просыпаются все, на кого попадают солнечные лучики, и как ведёт себя лентяй, когда такой лучик попадает на него. Сразу понятно, что такой рассказик помогает в борьбе с ленью.
Рассказ «Дети в роще» читаем для того, чтобы привить детям мысль, что основа жизни – труд. В произведении рассказывается о том, что брат и сестра решают вместо школы отправиться в прохладную, весёлую рощу. Каждого из встреченных ими обитателей рощи дети просят поиграть с ними, предполагая, что те ничем не заняты. Оказывается, всё не так. Жучок добывает себе обед, пчела собирает мёд, белка запасается орехами на зиму, голубь строит гнездо для своих птенцов. Все трудятся! Мораль рассказа произносит крошечная птичка малиновка: только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал.
В педагогическом наследии Ушинского содержатся рекомендации о приобщении детей к чтению. Он советовал не спешить обучать детей чтению. «Читать – это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» [6, с.46]. Эффективно, по мнению Ушинского, то чтение, к которому ребенок подготовлен, в котором он заинтересован. Это положение остается одним из основных в современной педагогике детского чтения.
А для того чтобы увлечь ребенка чтением, необходимо сформировать эстетическое восприятие литературного произведения: «Недостаточно, чтобы дети поняли... произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали» [7]. По утверждению писателя, «влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями» [8, с.175].
При этом К.Д.Ушинский указывал на ведущую роль педагога в данном процессе: «Педагоги – это единственный класс людей, для практической деятельности которых изучение духовной стороны человека является так же необходимо, как для медика изучение телесной….» [8, с.179].
Список использованных источников
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн.для воспитателя дет.сада [Р.С. Буре и др.]; Под ред. А.М. Виноградовой. М.: Просвещение, 1989. 95 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sheba.spb.ru/shkola/vospit-nrav-1989.htm
- Детская литература /Под ред. И.Н. Арзамасцевой, С.А.Николаевой. М.: Академия, 2005. 5762 с.
- Тимофеева, И. Дети. Время. Книга /И. Тимофеева // Семейное чтение. 2012. №6. С.2-9.
- Тодоров, Л.В. «Родное слово» в духовном развитии личности / Л.В. Тодоров // Сов. педагогика. 1990. №10. С.105-110.
- Боголюбская М.К., Табенкова А.Л. Хрестоматия по детской литературе: Учебное пособие /Сост. М.К.Боголюбская, А.Л.Табенкова; Под ред. Е.Е.Зубаревой. – 9-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1984. 464 с.
- Полозова, Т.Д. Руководство чтением детей и юношества в библиотеке: учеб. пособие / Т.Д. Полозова, Г.А. Иванова, Г. П. Туюкина [и др.]. М.: МГИК, 1992. 222 с.
- Горячева, И.А. Духовно-нравственный потенциал учебных книг К.Д. Ушинского [Электронный ресурс] /И.А. Горяева. Режим доступа: http://www.portal-slovo.ru
- Усова А.В. К.Д. Ушинский о воспитании: значение его идей в наши дни/ К.Д. Ушинский и проблемы современного образования: Материалы научно-практической конференции. 26 октября 1999г. Челябинск, 2000. 260 с.