Познавательное развитие.
Формирование элементарных математических представлений.
Геометрические фигуры
Курлян Ольга Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 36
Кировского района Санкт-Петербурга
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.воспитатель ГБДОУ детский сад № 36
Кировского района Санкт-Петербурга
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание, ритм, темп, количество, число, часть и целое, пространство и время, движение и покой, причины и следствия и др.). Блок развития элементарных математических представлений в образовательной области «Познавательное развитие» предусматривает развитие сенсорных и интеллектуальных способностей дошкольников.
Хотелось представить конспект занятия по теме: Геометрические фигуры.
Цель занятия: Закрепление элементарных представлений о геометрических фигурах.
Задачи занятия: Формирование навыков коллективной работы. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Ход занятия:
- Прослушать стихотворение и отгадать загадки про геометрические фигуры.
Треугольнику недруг.
Прямоугольнику я брат,
А зовут меня ... квадрат.
Ты на меня внимательно смотри –
Ведь у меня всего по три.
Три стороны и три угла,
Три пика – острия.
Теперь быстрее дай ответ,
Кто же я? Треугольник.
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня … круг.
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность –
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. овал.
О разных фигурах
Взял треугольник и квадрат,
Из них построил домик.
И этому я очень рад:
Теперь живет там гномик.
Мы поставим два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом еще три круга,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел развеселый чудачек.
- Игра: Какая фигура лишняя.
На карточках изображены по 4 геометрические фигуры.
Дидактическая задача: Закрепить знание о геометрических фигурах, умение работать в коллективе, развивать наблюдательность.
Игровые действия: Передать круг желтого цвета от одного участника другому после правильного ответа. Игра начинается с воспитателя (как образец).
Игровые правила:
Необходимо сравнить фигуры на карточке по цвету, форме, размеру и определить лишнюю.
Ход игры: Дети сидят за столами. Воспитатель достаёт карточку и объясняет правила игры, сказав свой ответ, передает желтый круг одному из детей и т.д.
Приёмы и методы руководства: Беседа, диалог, совместная работа с группой и каждым ребёнком. Объяснение в случае затруднений.
- Дидактическая игра «Соберём бусы».
Дидактическая задача: Формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам: цвету и форме, величине и цвету, величине и форме.
Видеть простейшее чередование фигур.
Игровые действия: Положить фигуры в определённой последовательности.
Игровые правила: Внимательно рассмотреть образец, найти подходящую фигуру и положить на нитку (ленту).
Приёмы и методы руководства:
Диалог, совместная работа воспитателя и детей.
Ход игры: Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней ёлки. Лесные звери начали их делать, но им надо приготовить подарки и игрушки, и поэтому они попросили нас помочь.
На полу лежит длинная лента, на ней слева на право разложены в определённом чередовании фигуры: красный треугольник, зелёный круг, синий овал и т.д. с повторением. Дети определяют последовательность фигур, называют их и кладут на ленту друг за другом. Каждый ребёнок может положить по две-три фигуры.
Когда лента закончится, благодарим детей и хвалим за работу.
Физкультминутка:
Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно – поднимается.)
А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте.)
Развивая у детей правильную ориентацию в пространстве, следует понимать, что дошкольники должны не только устанавливать собственное положение в пространстве и ориентацию предмета относительно собственного тела, но и все, что связано с положением любого тела в пространстве, на плоскости и на линии.