Важность и особенности нравственного
воспитания детей раннего возраста
Клинкова Светлана Александровна
Нравственное воспитание определяет ценности и характер человека, а также, основанные на них, поступки. Ребёнок приходит в этот мир чистым, как белый лист, дети не рождаются ни злыми, ни жадными, ни завистливыми. Нравственное воспитание он получает в процессе взаимодействия с окружающим его миром. Но чтобы становление морально-этических норм шло в нужном русле, взрослым необходимо контролировать этот процесс. Моральное развитие ребёнка не менее важно, чем его физическое развитие или интеллектуальное.
Процесс нравственного развития зарождается ещё в раннем возрасте и включает в себя три аспекта:
- эмоционально-мотивационный аспект
- когнитивный (информационный) аспект
- поведенческий аспект
Эмоционально –мотивационный аспект включает в себя нравственные чувства, моральные предпочтения, социально-нравственные эмоции, нравственную оценку и самооценку, проактивность, то есть способность вне зависимости от обстоятельств действовать по своей воле. Когнитивный аспект включает в себя знания и представления о морально-нравственных нормах и правилах, принятых в обществе. Поведенческий аспект определяет действия и поступки ребёнка, нравственные привычки, основанные на его восприятии и знаниях, другими словами, это реализация усвоенных нравственных норм и требований. Данные компоненты только начинают формироваться в раннем возрасте в связи с тем, что ребёнок проявляет стремление к совместной деятельности со взрослыми.
Самый первый свой опыт социальных отношений и знакомство с моральными нормами и правилами, принятыми в социуме, ребёнок получает уже в раннем детстве в семье. Поэтому не без основательно утверждение, что раннее детство - это сенситивный период становления нравственных основ личности, где главную роль в воспитании играют взрослые ближнего окружения, родители, дедушки и бабушки, тёти и дяди. Именно взрослые вводят ребёнка в мир нравственных отношений, устанавливают правила и требования, организуя деятельность ребёнка, таким образом, регулируя направление вектора в формировании личности ребёнка. Главным фактором развития нравственной сферы детей раннего возраста, воспитание в них любви и привязанности к близким людям, на которой базируется потребность и стремление выполнять требования взрослого, заслужить одобрение, в последующем проявлять сочувствие, опеку и заботу к окружающим.
Понимание правил и норм поведения основано на личном опыте ребёнка, в то время, когда он осознаёт негативные последствия, следуемы в ответ на нарушение правил, и позитивные за выполнение. Поэтому требования взрослого к ребёнку должны быть обоснованными и базирующимися на опыте ребёнка. Развитие эмоциональной сферы ребёнка тесно связано с его интеллектуальным развитием. Так как для понимания норм и правил, необходимо установление причинно-следственных связей в процессе формирования системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Лишь через это опосредование у ребёнка возникает потребность оценивать своё поведение и готовиться к восприятию оценки со стороны взрослых.
Накопление только лишь знаний о морально-этических нормах поведения людей не может обеспечить возникновение у ребёнка соответствующих чувств и эмоций. Чувства и эмоции проявляются как выражение собственного отношения, на основе знаний, переживаний и потребностей. Поэтому роль взрослого в нравственном развитии сложно преувеличить. Он учит ребёнка оценивать поступки и вызывает соответствующее эмоциональное отношение к происходящему. Такие оценки со временем выражают и его собственное отношение (положительное или отрицательное) к себе и поступкам других.
Стоит отметить, что в единстве с воспитание чувственной сферы ребёнка решается и другая задача, не менее важная для целостного развития ребенка. Происходит формирование элементов нравственного поведения: культура поведения со взрослыми (послушание, уважение, сочувствие, отзывчивость и т.д.) и сверстникам, развитие самостоятельности и бережного отношения ко всему окружающему ребёнка. Такие чувства, как любовь и привязанность к близким, формируются у ребёнка только в процессе общения со взрослыми. Если ребёнок не получает внимания и заботы со стороны взрослых, то, к сожалению, он не научится любви и милосердию.
На втором году жизни ребёнка, на основе оценочных этических воздействий взрослого на его поступки, формируются представления об отдельных хороших и плохих поступках, которые составляют основу для формирования адекватного понимания сущности нравственного поведения. Нравственное воспитание детей двух лет основывается на практических методах приучения и упражнения их в правильных поступках. Развивая игровую деятельность детей, необходимо постоянно инициировать детей к проявлению заботы, нежности и сочувствия. Именно так, в привлекательном для ребёнка виде воспитываются положительные формы поведения.
Весь путь становления морально-этических норм поведения может рассматриваться, как процесс постепенного превращения действий, производимых сначала совместно со взрослым, в поступки, совершающиеся по инициативе самого ребёнка. Но, так как поведение ребёнка двух лет неустойчиво, оно требует постоянного внимания и корректировки со стороны взрослых. Для формирования положительных привычек поведения, необходимо регулярно добиваться от ребёнка элементарных правил.
Самый первый свой опыт социальных отношений и знакомство с моральными нормами и правилами, принятыми в социуме, ребёнок получает уже в раннем детстве в семье. Поэтому не без основательно утверждение, что раннее детство - это сенситивный период становления нравственных основ личности, где главную роль в воспитании играют взрослые ближнего окружения, родители, дедушки и бабушки, тёти и дяди. Именно взрослые вводят ребёнка в мир нравственных отношений, устанавливают правила и требования, организуя деятельность ребёнка, таким образом, регулируя направление вектора в формировании личности ребёнка. Главным фактором развития нравственной сферы детей раннего возраста, воспитание в них любви и привязанности к близким людям, на которой базируется потребность и стремление выполнять требования взрослого, заслужить одобрение, в последующем проявлять сочувствие, опеку и заботу к окружающим.
Понимание правил и норм поведения основано на личном опыте ребёнка, в то время, когда он осознаёт негативные последствия, следуемы в ответ на нарушение правил, и позитивные за выполнение. Поэтому требования взрослого к ребёнку должны быть обоснованными и базирующимися на опыте ребёнка. Развитие эмоциональной сферы ребёнка тесно связано с его интеллектуальным развитием. Так как для понимания норм и правил, необходимо установление причинно-следственных связей в процессе формирования системы знаний о поощряемых и порицаемых образцах поведения. Лишь через это опосредование у ребёнка возникает потребность оценивать своё поведение и готовиться к восприятию оценки со стороны взрослых.
Накопление только лишь знаний о морально-этических нормах поведения людей не может обеспечить возникновение у ребёнка соответствующих чувств и эмоций. Чувства и эмоции проявляются как выражение собственного отношения, на основе знаний, переживаний и потребностей. Поэтому роль взрослого в нравственном развитии сложно преувеличить. Он учит ребёнка оценивать поступки и вызывает соответствующее эмоциональное отношение к происходящему. Такие оценки со временем выражают и его собственное отношение (положительное или отрицательное) к себе и поступкам других.
Стоит отметить, что в единстве с воспитание чувственной сферы ребёнка решается и другая задача, не менее важная для целостного развития ребенка. Происходит формирование элементов нравственного поведения: культура поведения со взрослыми (послушание, уважение, сочувствие, отзывчивость и т.д.) и сверстникам, развитие самостоятельности и бережного отношения ко всему окружающему ребёнка. Такие чувства, как любовь и привязанность к близким, формируются у ребёнка только в процессе общения со взрослыми. Если ребёнок не получает внимания и заботы со стороны взрослых, то, к сожалению, он не научится любви и милосердию.
На втором году жизни ребёнка, на основе оценочных этических воздействий взрослого на его поступки, формируются представления об отдельных хороших и плохих поступках, которые составляют основу для формирования адекватного понимания сущности нравственного поведения. Нравственное воспитание детей двух лет основывается на практических методах приучения и упражнения их в правильных поступках. Развивая игровую деятельность детей, необходимо постоянно инициировать детей к проявлению заботы, нежности и сочувствия. Именно так, в привлекательном для ребёнка виде воспитываются положительные формы поведения.
Весь путь становления морально-этических норм поведения может рассматриваться, как процесс постепенного превращения действий, производимых сначала совместно со взрослым, в поступки, совершающиеся по инициативе самого ребёнка. Но, так как поведение ребёнка двух лет неустойчиво, оно требует постоянного внимания и корректировки со стороны взрослых. Для формирования положительных привычек поведения, необходимо регулярно добиваться от ребёнка элементарных правил.